Храм Солнца
Надписи эпохи Араратского царства свидетельствуют, что крепость эту на недоступном с трех сторон мысу основал более четырех тысяч лет назад праправнук патриарха Айка Гарник, чье имя носит местность. Известно также, что в 216 году до н.э. царь Ерванд IV реконструировал эту внушительную оборонительную систему. Мыс над ущельем речки Азат представляет собой отвесную скалу высотой 300 метров, а с двух сторон к ущелью ведут образующие естественную защиту отвесные обрывы. Благодаря ландшафту крепость имела всего одну рукотворную стену окружностью 314 и высотой 26 метров. Двухметровой толщины стены соорудили из базальтовых глыб весом от полутора до десяти тонн и усилили четырнадцатью выступающими вперед прямоугольными башнями. Входом в крепость служили единственные ворота с узким, шириной в проезд колесницы, проездом.
Базальтовый храм Солнца на самом краю мыса, куда не долетали выпускаемые стенобитными машинами камни, царь Трдат I возвел на территории «могучей крепости» Гарни, как называет ее Мовсес Хоренаци. В IV веке крестивший Армению Григор Просветитель разрушал «ложные святыни» – языческие храмы, статуи богов, сжигал бесценные свитки. На месте изящных храмов строились деревянные часовни и крипты, устанавливались кресты. Гарнийский храм уцелел благодаря заступничеству царевны Хосровидухт – сестры Трдата III, и царь ограничился разрушением капища. Храм называли «домом прохлады» царской семьи, «троном Трдата», которому он служил летней резиденцией.
Европейская наука отводит Гарнийскому храму одно из ведущих мест среди эллинистических культовых построек. Этот окруженный ионической колоннадой периптер сравнивают с храмами Минерва Медика в Риме, Аполлона в Сагаласе, Митры в Кремне, с Асклепионом в Пергаме. Но мало кто пишет о том, что периптер как архитектурный стиль берет свое начало в Армении. Благо сохранились описание храма Ардини в городе Мусасир и относящийся к 714 году до н.э. рисунок на каменной плите со сценой разграбления храма воинами ассирийского царя Саргона II. Изображение ассирийского художника дало историкам архитектуры основание называть храм Ардини краеугольным камнем античного культового зодчества.
В архитектуре Древнего Востока Ардини – единственная постройка подобной формы, она «представляет древнейший из известных типов храма с фронтоном и колоннадой, который лег в основу малоазиатской храмовой архитектуры и перешел в Грецию», – таково мнение, утвердившееся в международных научных кругах. «Задолго до афинян ванские цари разработали классический тип акрополя как единство, сочетающее нервные центры официального религиозного культа, военного командования и гражданского управления, а также обеспечивающего убежище множеству людей в час войны или бедствия».
Ардини имел треугольный фронтон и поддерживался шестью фронтальными колоннами на высоком стилобате. Здание венчала двускатная кровля, над которой красовался символ копья, поскольку здесь отправляли культ копья и щита. В центре между колоннами располагался вход, орнаментированный символами планет. Посреди храма высилась золотая статуя верховного бога в виде стоящего на льве воина. Под ней венчались на царство араратские цари.
В Ардини были сосредоточены огромные богатства. Того, кто посягал на имущество храма, казнили вместе со всей семьей. Закон требовал предавать смерти семью человека, подстрекавшего к краже храмового имущества и даже помышлявшего об этом вслух, а тем более – того, кто спрячет краденое либо услышит о содеянной краже и не сообщит властям.
Поход ассирийцев завершился гибелью армии царя Русы. «Как темная туча вечера, покрыл я эту страну, все покрыл я, подобно стае саранчи... В Мусасир, обиталище Халди, вошел я победоносно, как повелитель, поселился я во дворце... С кладовых полных, изобиловавших скопленными сокровищами, велел я снять охранные печати», – сообщает победная клинопись Саргона. Он завладел парадным мечом Русы и вывез статую верховного бога. Узнав, что Мусасир осквернен и разрушен, а верховный бог пленен, Руса «собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни».
Вернемся к Гарнийскому храму. Он простоял 1600 лет и был разрушен землетрясением в 1679 году. Почему храм, выдержавший за свою долгую жизнь столько землетрясений, не устоял перед этим, последним? В том же ХVII веке, когда страна подверглась персидскому нашествию, организовавшее самооборону местное население отбивало свинцовые перемычки, которыми скреплялись базальтовые блоки, и переплавляло их на пули. Прошло больше двух веков, и однажды Мартирос Сарьян, гуляя по местному кладбищу, приметил считавшуюся утерянной «метрику» храма. Ту самую, которую упоминает в своей «Истории» Мовсес Хоренаци. Художник увидел на боковой грани базальтовой плиты греческую надпись, оказавшуюся автографом Трдата I: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, властитель построил храм царице и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования». Оказалось, полутораметровую плиту, ныне установленную у входа в крепость, три века назад унес местный житель, чтобы использовать как надгробие.
Так и лежал бы в руинах храм Солнца, если бы судьба не направила сюда Александра Саиняна – архитектора, посвятившего себя восстановлению античного чуда. Камни были разбросаны по ущелью, и волонтеры – студенты, интеллигенция – годами собирали их и поднимали по узким крутым тропкам. Первые семь лет Саинян, сверяясь с материалами своего предшественника Николая Буниатяна, изучал каждый сохранившийся фрагмент, каждый камень, вычисляя его точное место в кладке и раскрывая тайны недостающих деталей. Помогавшие архитектору энтузиасты буквально с боями выкорчевывали исторические камни из стен сельских построек, выводя из себя обескураженных крестьян.
Два десятка лет Саинян не покидал Гарни. Двадцать лет, целая биография! В Ереван он вернулся в 1968 году – только после того, как его детище обрело окончательные черты. Вернулся, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но биография была уже написана. И биография стала легендой...
Армен Меружанян
Оставьте свои комментарии