Намерения масонов определить нельзя. Поэтому лучше с ними дружить
Тема масонства в Армении оживляется от приезда к приезду в страну высокопоставленных иерархов Великих лож, в основном из Франции. Своя масонская ложа в Армении есть, но как-то не слишком заметна в жизни страны. Сайт у них не меняется со дня открытия, руководитель ложи, или, по-масонски, весьма достопочтенный брат, Кристофер Саакян бывает в Армении наездами и даже во время своих визитов общественному вниманию недоступен. Истинные масоны скрытны, а те, которые представляются таковыми, как правило, самозванцы. Ротари-клуб, который, согласно молве, является организацией масонской, в связях с масонами не признается. Вообще, все, что касается масонов, покрыто мраком, и потому народ питает к ним недоверие, а молва отказывает им в благонравии.
Однако именно тайна, назовем ее «омерта», позволила масонству уцелеть. Возникло оно, по мнению людей знающих, во времена, когда велеречивость не сильно поощрялась и даже могла привести на костер инквизиции. Неоплатоник, т.е. в определенном смысле последователь древнегреческого Платона, Джордано Бруно, например, поплатился за свои астрономические воззрения, высказанные в достаточно тесном кругу. Это с одной стороны. С другой – ему дорого обошлись сомнения относительно догматов Церкви. И его было рекомендовано подвергнуть «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало попросту сжечь живым. «Сжечь – не значит опровергнуть!» – заметил Бруно по этому поводу, и потому 17 февраля 1600 года к костру был препровожден с кляпом во рту, чтобы, не дай бог, не заметил бы еще чего.
Почему Церковь так активно боролась со знаниями, сказать трудно. Самая простая версия состоит в том, что Церковь была догматична до ужаса и любое отклонение от собственной трактовки явлений считала преступлением, таким образом, отстаивая свою монополию на конечное знание. Но есть версии и посложнее. Христианство, будучи мученическим поначалу, потом и само позволяло себе вольности вне христианской идеи любви и терпимости. В той же Армении языческие храмы рушили и на их месте строили христианские, что в современных терминах можно назвать недобросовестной конкуренцией. И несмотря на то, что в христианство перешло очень многое от прежних культов, оно пыталось стереть память о прежней вере. Не только руша храмы и преследуя язычников, но и сжигая библиотеки. И вот тут тоже есть более сложная версия. Что-то клерикалы сожгли, но что-то, взяв на вооружение, отправили в тайные хранилища. Как считает Сергей Мальцев, автор нескольких книг по закрытым и тайным обществам, во всяком таком обществе есть внешняя, открытая часть и внутренняя, тайная, владеющая сакральным знанием. Это не скелет в шкафу на уровне бытовой тайны, это активно, глобально действующая группа, умеющая направлять процессы. И сложная версия относительно неоплатоника Бруно состоит в том, что он выболтал эзотерическое знание, не имея на то разрешения.
На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали все возможное, чтобы сохранить ему жизнь». В чем это проявлялось, если дело кончилось костром – сказать трудно. В реабилитации ученому также было отказано, т.е. возможность простить ближнего своего даже через четыре века, когда часть представлений Джордано Бруно вошла в школьные учебники, не состоялась. Видимо, его преступление перед Церковью слишком серьезно, чтобы быть прощенным.
Что же касается эзотерического знания Церкви, то одно из свидетельств о нем – экзорцизм, изгнание духов. Этим ритуалом владеют как традиционные, так и владели дохристианские культы, в частности, иудаизм. Говоря по-современному, экзорцизм означает контроль над поведением духов с помощью обрядов. Иисус, изгонявший бесов, умел многое, в том числе и исцелять, и наверняка что-то от его умения перепало и Церкви, пополнив копилку тайных знаний.
Может показаться, что инквизиция – это просто период умопомрачения церковных иерархов, потому что жгли всех, со знаниями и без знаний, в том числе и малых детей. Но если была объявлена война знанию, как полагают Сергей Мальцев и другие, то театр военных действий должен был неизбежно расширяться, захватывая подростков и детей. И – это неизбежное свойство любых репрессий – на первый план выходит бессмысленная жестокость в обнимку с психически нездоровыми людьми. Психами, одним словом.
А теперь средневековый расклад сил. Есть Церковь, которая борется со знанием – по тем или иным основаниям, и есть любопытствующие, которые не могут отказать себе в стремлении этими самыми знаниями овладеть. Это очень серьезно, потому что, как показывает опыт, этих людей легче уничтожить, чем заставить не любопытствовать. И есть тамплиеры, орден которых в 1310 году был упразднен папской буллой и предан вечному запрещению, однако продолжал существовать, перейдя на подпольное положение. Богатство, обеспечивающее влияние и безопасность, им удалось спасти, и чрезвычайные возможности основателей европейской банковской системы остались за ними. Две группы людей на подпольном положении, и те, и другие знают цену знаниям. Их интересы явно переплетаются, и некоторые исследователи с момента их совпадения и ведут отсчет масонству. Полагая, что франкмасоны – это реинкарнация тамплиеров, приписывая им как благочестие, так и связи с дьяволом.
Известно, что многим тамплиерам, как и многим масонам, были свойственны высочайшие порывы человеческого духа, а нравственность, по многим источникам, являлась пропуском в эти организации. Масоны, признававшие единого Бога для всех, сильно напрягали тем самым иезуитов – церковную опричнину, высшие иерархи которой тоже владели сокровенным знанием, а все остальные – мастерством интриг и информационных операций. И на ниве борьбы за монополию иезуиты всячески пытались подорвать симпатии к масонам, открывая масонские ложи, дискредитирующие саму идею масонства. На сегодня же определить, какая ложа чья – практически невозможная задача для не масона. Да и для многих масонов – тоже.
И нет ничего удивительного в том, что и в Армении, и в России к масонам относятся с недоверием. Если во времена Льва Толстого отношение к ним представало в романтическом свете, то в наши дни сменилось враждебным. Одна из причин – это история с масонскими архивами, которые сперва захватило в Европе гестапо, а потом они попали в руки НКВД и, будучи рассекречены, явили гнусное лицо масонства, скорее даже – жидомасонства. Почему же масоны, не будучи государственной структурой, привыкшие к подполью, аккуратно протоколировали в архивах свои деяния, неясно. Кто их заставлял, не надеясь на память, обязательно записывать все, а потом держать все это в доступном для гестапо месте – остается неизвестным.
Членство в масонских ложах лидеров декабрьского восстания на Сенатской площади, не искоренившего доброго отношения к масонам в России 19-го века, стало суровым обвинением против них в конце 20-го. И для многих все горести России стали обусловлены деятельностью жидомасонов. При этом ни Ленин, ни Сталин, ни Хрущев и Брежнев, ни даже Черненко, вставший к штурвалу уже невменяемым, масонами не были. Тем более не было масонов в ближнем сталинском круге.
У армян тоже свой счет к масонству. Прежде всего, масонство здесь оставило определенный след. Кроме несколько фантастической версии о том, что на территории исторической Армении могли быть закопаны тамплиерские клады, с Арменией так или иначе связаны эзотеристы или теософисты (божественная мудрость) Георгий Гурджиев и Елена Блаватская. А также Нина Берберова, написавшая о масонах книгу. А главный счет состоит в том, что масонами были главари младотурок. Но, как выясняется, достоверно членом масонской ложи был только Талаат, каковую сам и основал в Стамбуле в 1909 году – Хюр ве Кабул Эдильмиш. Определить, какая это была ложа, преодолев двойной заслон тайны и иезуитских интриг, в состоянии, скорее всего, только сами масоны.
Почему франкмасоны озаботились судьбой Армении именно сейчас – сказать сложно. Но то, что они проявляют в этой области определенную активность – факт. В 2007 г. члены «Великого Востока Франции» Клод Гейдан, Жорж Фере и Ги Акобян посетили Армению с тем, чтобы воздать дань уважения памяти жертв геноцида, а также подчеркнуть недопустимость геноцида и важность осуждения подобных преступлений. При этом Жорж Фере отметил, что масоны, принимавшие участие в геноциде, также подлежат осуждению. Естественно, не называя имен.
В 2008 году Великий магистр «Великого Востока» Жан-Мишель Кийарде заявил, что масоны Франции вновь готовятся поддержать армян в вопросе геноцида. А в феврале того же года «со всей вежливостью» потребовал от турецких братьев серьезно продумать вопрос геноцида армян и «не маскировать ответственность турецкого народа». Кстати, и о предложении по созданию совместной комиссии историков для изучения событий 1915 года г-н Кийарде выразился с масонской прямотой: «Полная нелепость. Неужели теперь уже нужно будет создавать комиссию историков для того, чтобы уточнить, были ли газовые камеры в концентрационных лагерях?»
Гроссмейстер той же ложи Ги Арсизе, побывавший в Ереване в начале июля сего года, заявил, что собирается «снять мистическую завесу с франкмасонства и сделать его более понятным. «Я не сатана! По крайней мере, не каждый день!» Это масонская шутка. А чтобы масонство в Армении состоялось, ему потребуется, по мнению гроссмейстера, 25–50 лет. И объяснил, что масонство имеет две ветви: европейское франкмасонство и масонство англосаксов. Англосаксонское масонство носит скрытный, эзотерический характер, франкмасонство же более открыто и занимается не мистикой, а социальными задачами. Разделение масонства произошло в 1877 году, когда французы решили, что масоном может быть и атеист. С тех пор ветви стали развиваться отдельно. «Сегодня в мире насчитывается около 2-3 миллионов англосаксонских масонов и приблизительно 500 тысяч франкмасонов. Философия франкмасонства не духовна, но спиритуалистична», – отметил Арсизе. Что он под этим имел в виду – ведомо одним масонам. Правда, во время получасового интервью каналу «Кентрон», несмотря на все старания интервьюера, не назвал ни одного армянского франкмасона. Так что и франкмасонство если и открыто, то лишь отчасти.
Что подвигло французских масонов так явно выражать свой интерес к Армении? Как полагает специалист по сектам и харизматическим культам Александр Амарян, это может быть связано с враждебностью Америки по отношению к Ирану, с которым Франция связана достаточно дружественными отношениями и поставками оружия. И вообще, столь активное проникновение англосаксов на Южный Кавказ напрягает европейцев, пытающихся защищать здесь свои интересы. И еще одно, несколько мистическое объяснение. Перед началом своей политической активности по типу «осени патриарха» Левон Тер-Петросян издал два тома – в 2005-м и 2007-м – своего труда «Армяне и крестоносцы», в котором сумел показать, что знает кое-что о тайнах тамплиеров, чем возбудил к себе интерес адептов тамплиерства – франкмасонов. Сюда бы тамплиерские храмы с подземными ходами, кишащими змеями – символами тамплиерской охраны, охраняющими сокровища, чашу Грааля – и можно садиться за исторический роман в стиле Дэна Брауна.
Остается самый главный вопрос – хорошо ли, что масонство приходит в Армению, или не очень? Оно строго иерархично, с многовековой привычкой к подполью, и разгадать его намерения сложно. По этому поводу мой давний знакомый, обвиненный прессой в масонстве, к которому он, к сожалению, оказался непричастен – а то был бы у меня знакомый масон, – напомнил старый анекдот. Учительница, талантливо проведя в школе урок атеизма, призывает детей закрепить полученное знание – показать богу фигу. Все дети, кроме Вовочки, дружно вскидывают руки.
– Вовочка, а ты? – удивляется учительница.
– Если бога нет, то кому же я покажу фигу? А если есть, то зачем же мне портить с ним отношения?
Масоны сильны, они обладают политической мощью, и лучше с ними дружить. Что, конечно же, потребует определенного напряжения. Но если с ними не дружить, то на вражду может просто не хватить ресурсов. Как говорится, не отдаляйте от себя друзей, а тем более – врагов.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии