№ 15 (174) Август (1–15) 2011 года.

Абхазия с человеческим лицом

Просмотров: 4280

Судьба Абхазии волнует меня с тех пор, как я впервые побывал там пять лет назад. Это пахнущий цитрусовыми субтропический рай со снеговыми вершинами, живописными ущельями и теплым морем, способным составить конкуренцию Французской Ривьере. Но Абхазия также является, если говорить на политическом языке, незаконнорожденным ребенком, чью независимость не признает никто, за исключением России.

Кто в мире знает хоть что-нибудь об Абхазии? Ее можно сравнить с Косово, хотя, пожалуй, это будет в большей мере анти-Косово. Как Россия не желает признавать независимость Косово, так и Запад не хочет признавать Абхазию. Примерно 200 000 абхазов оказались между молотом и наковальней – Россией и Грузией.

Абхазия – это древнее царство, ставшее частью Российской империи в начале 19-го века. После распада Советского Союза  она оказалась в составе независимой Грузии. После войны с Грузией в начале 1990-х годов Абхазия провозгласила независимость. После российско-грузинской войны 2008 года Россия признала Абхазию в качестве  независимого государства и обеспечила ей военную защиту от Грузии. Но даже бывшие советские республики, включая Белоруссию, Абхазию не признали.

Посетив ее вновь, я начал понимать, что это страна с человеческим лицом, а не с бандитским оскалом. Проблема Абхазии в том, что она не может заставить международное сообщество выслушать те причины, по которым она провозгласила независимость, и оценить демократические принципы ее «незаконной» государственной власти.

Все абхазские политики отвергают мысль о воссоединении с Грузией. Они помнят жестокую «грузинификацию» страны при Сталине, высокомерие Тбилиси, запрет абхазского языка. В результате войны с Грузией появились тысячи грузинских беженцев; эта проблема не решена и вряд ли найдет свое решение. Абхазия ни при каких условиях не вернется под власть Грузии. Так что же можно сделать? Заставить ее вернуться в лоно Грузии или продолжать не признавать ее, делая вид, будто такой проблемы не существует?

Несмотря на двусмысленную роль Кремля в абхазо-грузинской войне, когда президент Борис Ельцин колебался, не зная, чью сторону занять в этом конфликте, а бывшие советские республики объявили Абхазии блокаду, Россия со временем взяла эту страну под свою опеку, в определенной мере назло Грузии. Российское военное присутствие здесь хорошо заметно. Пойдите на пляж, и вы увидите российские военные корабли. Все международные связи осуществляются только через Россию.

Так что же это такое, сегодняшняя Абхазия? Лакомый кусок земли, который со временем проглотит Россия, или независимое государство, согласившееся на тесный союз с Россией в качестве экстренной меры? На мой взгляд, ни то, ни другое. Эти люди слишком высоко ценят свою независимость, чтобы согласиться на правление России; и тем не менее, они искренне благодарны ей за такую гарантию независимости.

Абхазия сталкивается с очередным критическим моментом. В мае в Москве неожиданно скончался ее президент Сергей Багапш. Теорий заговоров в связи с этим появилось много, ибо назвать Багапша марионеткой довольно трудно. Отношения с Москвой всегда сложны, причем не только для Абхазии. Чечня и другие горячие точки Северного Кавказа являются частью России. А печально известный чеченский террорист Шамиль Басаев многое сделал для освобождения Абхазии от Грузии – и этот факт помнят как в Москве, так и в Тбилиси.

Президентские выборы в Абхазии пройдут 26 августа. Они обещают быть свободными и честными. Я побеседовал о перспективах развития Абхазии с исполняющим обязанности президента Александром Анквабом, который может стать новым главой государства.

Анкваб не скрывает своих пророссийских настроений. После российско-грузинской войны он наконец прекратил спать с автоматом Калашникова под подушкой. Другие политики, такие как нынешний премьер-министр Сергей Шамба, также очень близки к Москве. Но пророссийские настроения могут различаться. Я думаю, что Москве нужен надежный абхазский президент, а не шатающийся зуб. Но поступающие из Москвы сигналы очень нечеткие. Абхазии нужна политическая мудрость и виртуозность, чтобы проводить такую политику, при которой Россия будет союзницей, а не угрозой. Анкваб говорит, что крайне важно развивать отношения с Западом, но он резко против идеи «сотрудничества без признания». Я не понимаю, почему Европа ограничивает доступ абхазским студентам в европейские университеты, где они могли бы воспринять западные ценности. Если Абхазия никогда не вернется в состав Грузии, то правильно ли тормозить ее демократическое развитие, заставляя эту страну все больше идти под власть России?

Надо сделать все возможное, чтобы абхазский народ, который все еще не пережил потрясение от огромных потерь в войне с Грузией и который медленно восстанавливает жизненно важные для страны основы сельского хозяйства, не чувствовал себя изгоем в мире.

Абхазию нельзя вычеркнуть. Народ этой страны с его жизненной энергией, чувством юмора и глубокой религиозностью знает, что если геополитика обернется против него, то это произойдет не по его вине.

Хотя Грузия пока еще не смирилась с независимостью Абхазии, сами грузины прекрасно знают, как их решение идти по западному пути вызвало противодействие гигантского северного соседа. Это азбучная истина природы и политики, что крупная рыба поедает рыбу помельче, которая, в свою очередь, охотится на еще более мелкую рыбешку. Неужели мы не можем уйти прочь от этого примитивного политического дарвинизма? Только постепенное движение Абхазии в сторону Европы сможет облегчить ее будущее сближение с Грузией.

Виктор Ерофеев, российский писатель и телеведущий. «The International Herald Tribune», США

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. весьма посредственный писатель и телеведущий. а как политолог - ниже всякой критики.
  2. Понятно. То есть единственная забота российского писателя и телеведущего Ерофеева - это чтобы Абхазия вернулась в Грузию. Вопросов нет.
  3. Понятно. То есть единственная забота российского писателя и телеведущего Ерофеева - это чтобы Абхазия вернулась в Грузию. Вопросов нет.
  4. Абхазия никогда не вернется в Грузию. И нам это выгодно. Чем слабее сосед, тем лучше. А Ерофеев - прекрасный писатель, вы не правы, друзья.
  5. Армения должна оказывать всяческое содействие армянской общине Абхазии, чтобы наши там тоже вошли во властные структуры. Пока этого не наблюдается. Там правят бал одни абхазы.
  6. А как Армения может содействовать вхождению местных армян в абхазские властные структуры?
  7. Разве мало рычагов такого влияния! Пусть самые умные из тамошних армян, к примеру, приезжают раз в месяц на "переподготовку". Наших самых толковых политтехнологов туда посылать. Деньгами помогать перед выборами и т.д. А пока власть в руках одних абхазов. У грузин научились...
  8. Армяне сами виноваты.Они боятся даже обнародовать истинное количество проживающих армян,занижают цифру.
  9. Конечно, надо всячески содействовать укреплению и политической активизации армянской общины в Абхазии. Наши должны идти в парламент, должны активно отвтаивать свои права. А не быть второсортными, которым благороднейшие и мудрейшие абхазские князья, так и быть, позволяют жить на их земле и продавать мандарины с фейхоа... Армяне, помните о своем ДОСТОИНСТВЕ. И в Армении, и в диаспоре! Будьте гордыми!!!!
  10. Абхазия будет "с человеческим лицом", когда допустит к власти и армян. А пока - примитивный постсоветский режим - этнократический. Хотя по численности населения армяне не очень уступают там абхазам.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты