Гандзасар: война амбиций
В июле нынешнего года вокруг прославленного монастыря в Гандзасаре разразился скандал. Начался он с публикации в социальной сети Facebook снимков. Каменная стена вокруг комплекса носила следы евроремонта – была облицована современной плиткой и покрыта черепичным козырьком. Комментарии к снимкам были резкими: «Древние стены жемчужины армянского зодчества – монастыря 13-го века Гандзасар – уродуются мраморными облицовочными плитами, что может помешать комплексу войти в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Призываем срочно пресечь осуществляемый в Гандзасаре вандализм, а также с осторожностью удалить эти безвкусные мраморные плиты, вернув стене исторический вид».
Два дня среди пользователей Facebook молодежная инициатива «Не будем молчать!» проводила опрос о правомочности такой «реставрации древнего памятника»: против облицовки гандзасарской стены выступили 1090 человек и лишь 11 пользователей проголосовали «за». Началось противостояние сторонников и противников восстановления древнеармянской архитектурной истории. В Карабах был даже организован двухдневный пресс-тур для журналистов. И хотя его программа предполагала ознакомление с инвестиционными проектами представителей армянской диаспоры в Арцахе, главной целью поездки стал Гандзасар, вернее, его стена.
Комментарии для журналистов давал руководитель строительных работ Владимир Айрапетян, гендиректор «АТА Ванк лес». Он стал оспаривать древность оригинальной кладки стены, которую и закрыла облицовка: «Обратите внимание, что камни этой ограды крепятся цементом, который еще не был изобретен в 13-м веке. Его открытие относят к 1822-1825 годам, что уже само по себе является ответом на вопросы о древнем происхождении стены и, соответственно, ее кладки».
Владимир Айрапетян также отметил, что качество цемента к закату советской эпохи было, мягко говоря, не очень высоким, «особенно если вспомнить тяжелые уроки спитакского землетрясения, когда жилые конструкции пострадали в основном от некачественного сырья». Монастырская стена, по его словам, тоже постепенно осыпается. А по мнению настоятеля Гандзасарского монастыря отца Григора Маркосяна, каменные обломки вскоре могут осыпаться и перекрыть единственную горную дорогу к храму.
«Здесь срочно требуется укрепление, – резюмировал он. – Речь идет не о церкви, а лишь об ограде, которая до этого неоднократно ремонтировалась и теперь не представляет архитектурно-культурной ценности. Мы даже нашли одного из живущих в Степанакерте каменотесов – Рому Ерицяна, возводившего ее в 1980-1984 годах. Я уверен, что меценат делает благое дело, выравнивая и укрепляя стену травертином из высокогорных гандзасарских рудников. И облицовочный декор подобран в тон камням, установленным на храмовых сооружениях 8 веков назад».
Кстати, при реставрации по периметру ограды проектом запланировано специальное освещение, благодаря которому храм прекрасно виден ночью, сияя на вершине горы ярким электрическим светом. Впрочем, в ответ на вопрос, не станет ли освещение еще одним упреком строителям, Владимир Айрапетян заметил: «Вполне возможно, что многим и это нововведение покажется варварством».
Глава Арцахской епархии Србазан Паргев отметил, что такие же работы по возведению ограды вокруг храмовых сооружений велись в Армении в течение последних десятилетий повсеместно. «Даже в главной резиденции Первопрестола в Эчмиадзине, где использовался туф. Или, например, вокруг храма Рипсиме… Но эти факты не вызывали возмущения и такого резонанса, который получил сегодня гандзасарский скандал. В чем грех, если мы стараемся привести в порядок ограду храмового комплекса, которая на протяжении еще нескольких веков не будет интересовать ЮНЕСКО с точки зрения ее исторической ценности», – подчеркнул архиепископ.
Как отметил в приватной беседе один из сотрудников Министерства культуры РА, в Армении проект «реставрации» стены получил отрицательное заключение. «Но, в принципе, этот вопрос должен рассматриваться в самом Арцахе, как независимом государстве, – подчеркнул собеседник.
В самом Арцахе оппоненты возведения новодельной ограды с журналистами не встретились. То ли их не поставили в известность, то ли не захотели в открытом противостоянии портить отношения с одним из крупнейших инвесторов Карабаха Левоном Айрапетяном, оплатившим строительство.
Тем более, как поговаривают, Айрапетян уже всерьез обиделся на неблагодарных противников его проекта. «Когда Левон Айрапетян ремонтировал в 2000-2002 годах притвор церкви, когда выкладывал пол церкви плиткой, когда ремонтировал алтарь церкви, где были архитекторы?» – задается риторическим вопросом отец Григор.
Между тем, по словам президента Армянской ассоциации архитекторов-реставраторов исторических памятников Гагика Согомоняна, их организация еще в 1989 году разработала проект реставрации Гандзасарского монастыря, который так и остался в архивах.
«Понятно, что уже начинались смутные времена и он никого не заинтересовал, несмотря на то, что исследования мы проводили в тяжелейших, почти военных условиях, – вспоминает архитектор. – Сегодня реставрация стены в рамках закона обошлась бы значительно дешевле, во всяком случае, не в один миллион долларов, а намного порядков меньше. В пределах 200 тысяч».
По мнению эксперта, в результате же нынешних работ появится современный забор 2011 года, а не восстановленная старинная ограда 13-го века, которой был когда-то окружен монастырь. В пример он привел церковь Нораванк, претендовавшую на международное признание, но не вошедшую в список ЮНЕСКО из-за современной пристройки на охраняемой территории комплекса.
«Для исторических памятников новации категорически неприемлемы. Согласно международным требованиям в отношении культовых сооружений во внимание принимаются не отдельные сооружения, а комплекс в целом, то есть таким, каким он был изначально. Внесенный в десятку исторических памятников ЮНЕСКО, Гандзасарский комплекс сегодня может потерять свой статус мирового наследия именно из-за современной ограды», – считает вице-президент Ассоциации армянских архитекторов Степан Налбандян.
По мнению армянских архитекторов, облицовка плитами не укрепляет, а достаточно сильно расшатывает основы стены своей дополнительной тяжестью. Открытым остается и вопрос, насколько целесообразно применение хрупкого по структуре травертина в сейсмоактивной зоне...
Специалисты сходятся в том, что давно назрела необходимость провести изучение исторического, архитектурного и археологического материала наших историко-архитектурных памятников, тем более в Армении есть прекрасная школа архитекторов, специализирующихся в сфере реставрации. В советские времена в Ереване действовал целый Институт реставрации от Армпроекта.
«Если мы не начнем заниматься проблемой исторических памятников сегодня, то завтра их невозможно будет восстановить даже с помощью лучших специалистов этой отрасли. Да и власти должны понять, что инвестиции в реставрацию памятников – это вклад в развитие туризма, – считает Гагик Согомонян, одновременно подчеркивая, что Ассоциация приглашает инициатора реставрации Гандзасара начать консультации не только по вопросу Гандзасарского монастыря, но и по другим проектам, связанным с древней архитектурой. – В конце концов, мы все болеем одной идеей. Это наша общая история».
13 июля Управление по туризму при правительстве Нагорного Карабаха распространило сообщение о приостановке работ по облицовке ограды Гандзасарского комплекса XIII века. «Это пока всего лишь разговоры. Вот когда облицовка будет демонтирована, тогда мы и будем считать, что это победа, тогда и подумаем о своих дальнейших действиях в вопросе реставрации Гандзасара», – говорит Степан Налбандян.
Когда этот материал уже был готов, стало известно, что молодежная инициатива «Не будем молчать!» раскопала новое дело — в плачевном состоянии находится древний храмовый комплекс Санаин. Суть этой проблемы заключается в том, что на реставрацию у Первопрестольного Эчмиадзина нет средств. Со слов главы пресс-канцелярии Святого Эчмиадзина иерея Ваграма Меликяна стало известно, что комплекс планировалось отреставрировать при финансовой поддержке ЗАО «Электросети Армении».
Но когда Эчмиадзин обратился в агентство по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры для получения проекта по восстановлению монастырского комплекса (составленного, кстати, опять в советское время), автор запросил 150 тысяч долларов. «Потребовав такую баснословную сумму за проект, специалист фактически провалил программу по ремонту комплекса», – отметил тер Ваграм. Вот и получается замкнутый круг, в котором одновременно крутятся и деньги меценатов, и проекты реставраторов. Но проблема старинных церквей при этом все никак не решается…
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии