Золотая медаль Нарека Ахназаряна
22-летний Нарек Ахназарян из Армении стал победителем 14-го Международного конкурса имени Чайковского по специальности «виолончель». Музыкальную школу он окончил в Ереване. Сейчас продолжает образование в двух консерваториях — Московской и Бостонской (США).
Нарек – финалист двух конкурсов Чайковского, предыдущего и нынешнего, где с самого начала считался одним из фаворитов. Профессионалы увидели в представителе Армении недюжинное мастерство, безукоризненную технику и сложившийся почерк исполнения. Именно поэтому он помимо основного приза удостоился еще и «Приза зрительских симпатий».
И теперь благодаря победе мы знаем о молодом музыканте чуть больше, чем прежде. О себе он говорил, что представлял и Армению, и Московскую консерваторию, где учился, и Бостонскую, с педагогами которой продолжает работать.
Играл Нарек на виолончели, которая сделана римским мастером Давидом Теклером в 1698 году – ее Нареку дали на год из американской частной коллекции. А его собственная виолончель – китайская «фабричка» за 500 долларов. Премию, полученную за победу в конкурсе – 20 тысяч долларов, он намерен потратить на покупку нового инструмента.
Победитель Конкурса Чайковского – из музыкальной семьи: его отец – пианист, а мать – певица. Молодой музыкант – стипендиат Министерства культуры Российской Федерации, фондов М. Ростроповича, А. Хачатуряна, К. Орбеляна, фонда «Русское исполнительское искусство». В 2007 году Нареку Ахназаряну была присуждена молодежная премия президента Армении.
В 2008 году он выиграл конкурс и заключил контракт с одной из крупнейших менеджмент-компаний США – Young Concert Artists.
Одним словом, Нарек Ахназарян победил заслуженно и уверенно, несмотря на то, что его выступление на конкурсе омрачил инцидент, который едва не стал пятном на репутации конкурса. Конкурс Чайковского, как известно, проходит в три тура, причем в третьем туре конкурсанты играют с симфоническим оркестром. На репетиции Марк Горенштейн, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова сказал оркестрантам: «Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот «аул»... Вы будете играть со мной».
Народный артист России оплошал – к третьему туру была налажена прямая интернет-трансляция и с репетиций, и с выступлений музыкантов. Горенштейна услышал не только оркестр – запись была обнародована, переведена на английский и выложена в Сети, в частности, на официальной странице конкурса на Facebook.
Под давлением общественного мнения оргкомитет издал указ: «Мы считаем, что слова, унижающие человеческое достоинство, разрушают творческую атмосферу, к созданию которой мы прилагаем много сил. Конкурс Чайковского призван поддерживать молодых музыкантов, и это обязывает каждого из организаторов и участников конкурса демонстрировать искреннее уважение и внимание к талантливой молодежи».
Как прокомментировал СМИ ситуацию композитор Александр Чайковский: «Кто вообще не из аула? Все мы из аула. У нас и Гергиев из аула, и Темирканов из аула, все… Про певцов и речи нет… К тому же Нарек – прекрасный виолончелист, играл на открытии Большого зала консерватории. Единственный от Армении в финале, вся страна за ним смотрит».
Произошел скандал. Под нажимом Горенштейн письменно извинился перед Нареком. Ахназарян извинения принял.
В итоге к финалу дирижер сказался больным, и последнее выступление оркестр играл именно с Нареком, а не с Горенштейном. Пока зрители спорили, что стояло за инцидентом – ксенофобия или глупая несдержанность дирижера-самодура, Ахназарян победил в конкурсе. Двадцатидвухлетний музыкант оказался мудрее, интеллигентнее и выдержаннее маститого дирижера. Ахназарян, сказавший до финала конкурса журналистам, что прощает Горенштейна и вообще ему нужно больше думать о том, как он сыграет, чем о выходке дирижера, в финале сыграл блестяще.
Армила Минасян
Оставьте свои комментарии