№ 14 (173) Июль (16-31) 2011 года.

Перестаньте трепать имя Таманяна!

Просмотров: 3997

Недавно правление Союза архитекторов Армении обратилось к президенту Сержу Саргсяну с призывом «предотвратить непоправимое». В САА состоят специалисты, мнением которых не стоит пренебрегать. Однако текст обращения, несмотря на его императивный тон, рождает вопросы, на которые его авторы не дают ответов.

Наших зодчих волнует перспектива сооружения во дворе Дома правительства на площади Республики купольного зала по не осуществленному в 30-е годы из-за нехватки денег проекту Таманяна. Они не оспаривают соответствия нового проекта замыслу Мастера. Спорить здесь не о чем - чертежи Таманяна не оставляют сомнений в том, каким он видел свое детище. Купол придавал Дому правительства вертикальную доминанту, делая его облик более собранным и компактным.

Авторы призыва признают: «По этому замыслу предполагалось в центре комплекса воздвигнуть распределительный зал с барабаном, имеющим главенствующую роль во всей композиции». Но следующая фраза изменяет смысл письма: «В дальнейшем ... облик нынешней площади был пересмотрен и принял сегодняшние законченные очертания». Это означает, что проект был искажен после смерти Таманяна, что нанесло облику здания и площади Республики в целом огромный ущерб. Новый проект исправляет эти упущения, но...

Зодчие осуждают его: «Правительство одобрило строительство ... зала, представляя его как дань памяти гению Таманяна. Правление ... решительно протестует против реализации этой идеи. Она никоим образом не вписывается в интересы нашей культуры и наследие Таманяна. ... это осуществляется в обход законодательства о защите памятников культуры».

Трудно сказать, чего больше в этих словах: неуважения (в этом случае - к президенту РА, которого авторы обращения преднамеренно вводят в заблуждение, подтасовывая известные факты истории создания ансамбля площади), недомолвок или узурпации права решать, что именно «вписывается в интересы нашей культуры и наследие Таманяна«. Как произошло, что «... облик площади был пересмотрен и принял очертания«, ставшие необратимыми? Считается ли таманяновский проект Дома правительства защищаемым памятником культуры и почему любые попытки его реализации вызывают бурный протест? Почему надругательство над наследием Таманяна стало узаконенной нормой, а попытки его реализации отвергаются под предлогом его защиты? Какое наследие отстаивают авторы письма, пользуясь этим весьма причудливым новоязом? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Генплан Таманяна предусматривал создание оси север-юг, осуществленной лишь после прокладки Северного проспекта. Весь советский период наша архитектурная общественность периодически сотрясала воздух, отстаивая самые разные проекты застройки будущей магистрали, в то время как центр Еревана оставался бельмом на глазу туристов и обитателей его трущоб, что не волновало ревнителей наследия. Их гнев вызвало решение Кочаряна придать центру Еревана столичный облик. Проект застройки Северного проспекта возмутил ретроградов, видевших в нем неуважение к старине. Проспект надо было лучше вписать в существующую застройку города, понизив этажность домов, но он все же стал частью оси, пронизывающей Ереван от Обелиска до Арташатского шоссе. Осталось лишь визуально связать сценическую коробку Оперы со сходным с ней по очертаниям куполом Дома правительства. Эта цель была бы достигнута, если бы облик площади не был «пересмотрен«.

Пересмотр произошел в 1970 году, когда, отвергнув возражения многих армянских зодчих, отцы города приняли решение возвести во дворе бывшей гимназии здание, призванное объединить под одной кровлей филармонию, картинную галерею и Музей истории. Это решение было большой ошибкой. Оно разрывало связь между Оперой и Домом правительства, запирало музеи истории и искусств на лишенном возможности расширения пятачке земли и мешало прокладке Главного проспекта, являвшегося стержнем генплана Таманяна. Ереван лишился грандиозной перспективы открытого пространства от памятника Вардану Мамиконяну до здания почтамта на улице Мартироса Сарьяна. Эта перспектива дает наглядное представление о монументальности видения Таманяном облика будущего Еревана. Отсутствие этой перспективы и есть цена ошибочного «пересмотра«.

Этой ошибкой мы обязаны одному из лучших учеников Таманяна, выдающемуся зодчему Марку Григоряну, внесшему огромный вклад в создание ансамбля пл. Республики и подарившему Еревану здания Матенадарана и НС Армении. От ошибок и неудач не застрахованы самые великие мастера. Григорян имеет на них не меньшее право, чем Мадерна, обезобразивший фасад собора Св. Петра в Ватикане надстройкой на божественном фасаде Микеланджело (можно привести много сходных примеров). Пиетет перед именем, даже самым для нас дорогим, не должен мешать нам честно оценить решение, о котором идет речь, как крайне неудачное.

В статье, опубликованной год назад в «Ноевом Ковчеге«, я писал об этом и не хотел бы повторяться. Но надо вновь остановиться на спекулировании именем Таманяна в целях, чуждых его новаторским замыслам и даже противоречащих им. Уважение к наследию Таманяна несовместимо с увековечением ошибки, лишившей столицу Армении соответствующих современным требованиям музеев искусств и истории, достойным образом представляющих ее великое культурно-историческое наследие, и, как отмечено выше, Главного проспекта.

Идея постройки корпуса с барабаном не нравится зодчим-ретроградам, потому что его появление исключает из ансамбля площади здание музея. Письмо представляет пересмотр облика площади как факт, с которым надо считаться, упоминая его как бы невзначай. Авторам призыва следовало упомянуть, что Григорян увлекся чисто внешним сходством ее контуров с очертаниями пл. Св. Петра в Риме. Ложность его концепции (достаточно сказать, что ереванская площадь лишена осевой симметрии и к ней ведет 8 улиц) привела к появлению на пл. Республики нелепой карикатуры на собор Св. Петра, о сносе которой нам запрещают даже мечтать.

Почему в угоду ошибке Григоряна мы должны навеки отречься от идеи Таманяна? Чем зиккурат Григоряна лучше купола Дома правительства, соответствие которого проекту Таманяна не отрицают и авторы обращения? Вместо исправления ошибки нам навязывают ее увековечение, принося наследие Таманяна в жертву очевидной ошибке Григоряна.

За лукавым словоблудием обращения скрывается стремление его авторов сорвать прокладку Главного проспекта. Музей стал чем-то вроде телохранителя трущоб на отрезке Главного проспекта между улицами Абовяна и Теряна. Таманян не сомневался в необходимости сноса этой отжившей свой век рухляди. Великий патриот-новатор видел в ней унижающие нас свидетельства чуждого давления, понимая, что уездный городок только предстоит превратить в подлинную столицу всего армянского мира.

Марк Григорян (не упоминающийся в обращении прямо) стал ширмой для зодчих, мечтающих превратить Главный проспект в карикатуру на «старый Тбилиси« Шота Кавлашвили. Видимо, мы стоим перед выбором, причем даже не между Таманяном и Григоряном, в чем не было бы противоречия, а между Таманяном и Кавлашвили. Ориентация на русские и европейские культурные ценности помогла армянским зодчим превратить Стамбул, Тифлис и Баку в прекрасные современные города, но она не годится для тех, кому не дают покоя лавры грузин брежневской эры.

Новаторов не любят, и Таманян не был исключением из правила. Великого Мастера травили, по свидетельству моего отца и его ближайшего друга Эдмонда Тиграняна, не годившиеся ему в подметки оппоненты вроде Кочара и Мазманяна, а обитатели трущоб били стекла окон его дома. Часть наших зодчих не приемлет его идей, что не так уж удивительно. Их микрокосм не затронуло быстрое превращение уездного восточного города в современную столицу. Таманян был зодчим-державником, что недоступно пониманию авторов письма Сержу Саргсяну. Новшеством является лишь использование имени Таманяна в явно антитаманяновских целях.

Остается только выразить надежду на то, что наш президент и главный архитектор Еревана проявят твердость и не пойдут на поводу у авторов обращения. Необходимо не только возвести новый корпус, но, воспользовавшись случаем, отреставрировать Дом правительства согласно проекту Таманяна, заменив штукатурные поверхности старых стен облицовкой из фельзита и решив вопрос его уродливых и допотопных кровель.

Предвидя демагогические возражения противников строительства купола здания, следует упредить их, заявив, что габариты и основная идея корпуса никоим образом не противоречат идеям Таманяна. Можно также напомнить, что работы по завершению строительства Дома правительства после смерти Таманяна велись под руководством его сына Георгия, что не вызвало возражений. Есть и другой пример, связанный уже с восстановлением разрушенного во время штурма Берлина купола Рейхстага. Габариты купола были сохранены при реконструкции, хотя его функция неузнаваемо изменилась. У нас все обстоит лучше – имеется проект, нуждающийся в детализации и доработке, а не переработке.

Еще одна задача, решение которой не терпит отлагательств, - выделение участка земли под строительство новых музеев искусств и истории. Здания музеев должны отвечать требованиям, предъявляемым к этим сооружениям на Западе (Бостонский музей изящных искусств или Прадо могли бы послужить хорошим примером). Это станет развитием инициативы, связанной с реконструкцией Дома правительства). Наконец, надо срочно приступить к расчистке территории для прокладки Главного проспекта, какой бы визг ни поднимали в связи с переносом его трущоб на заранее выбранное место для «создания старого Еревана» наши любители старины (фраза в кавычках, заслуживающая места в Книге рекордов Гиннесса, принадлежит не мне, а именно им). Ереван должен стать столицей армянской державы, а не заповедником провинциального маразма. Он должен стать таким, каким его видел Таманян!

Александр Микаэлян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я смотрю на это фото и вздыхаю. Десятки лет потратили на Каскад, который за памятником Таманяну. И - пшик! Ничего особенного. А столько шуму вокруг него, столько времени потратили, сколько средств... Мелкий, но тааааакой амбициозный проект, этот Каскад. И вообще строить в Армении разучились. Спасибо хоть за Северный проспект.
  2. разрушать чьё-то родовое гнездо (которое на чей-то взгляд кажется "рухлядью") - это грех. нет в армянском обществе чувства неприкосновености чужой собственности - (собстбенность священна). архитекторы, разрушающие чужие жилища - похуже татаро-монгольской орды образца 13 века.
  3. Что вы несете, Стивен! Какая к черту собственность! Какое к черту "родовое гнездо"! Стоят лачуги, хибары, крысятники, позорящие город, страну, всю нашу нацию, а их жители хотят новое жилье именно на этом же месте, то есть в центре. И вместо одной квартиры требуют 3-4 (дети уже женились, живут не с ними. но по-советски там "прописаны, вот и занимаются вымогательством!). Надо сносить всю эту рухлядь, а жильцов переселять в микрорайоны!!!!
  4. Мне нравятся стиль письма Александра Микаэляна, его патриотизм и профессионализм. Проживая в Америке, он, выходец из Тбилиси, остается прежде всего армянином. Вот и беспокоит его судьба Еревана. Всегда охотно его читаю и активно откликаюсь на его статьи... Теперь по этой самой башне. Мне кажется, не надо делать священную корову ни из Таманяна, ни из Григоряна. Время меняется, генплан, разработанный полвека назад, сегодня становится тормозом в развии Еревана. Центр города страшно перегружен. Вместе с тем, нет у архитекторов никаких новых идей (не считая "Ереванской крепости" и "Ереван-сити"). Надо продвигать НОВЫЕ проекты, а не топтаться на месте, без конца "благоустраивая" и доводя до совершенства площадь Республики. ЭТИ ПУСТЫЕ СПОРЫ О БАШНЕ НАДО ПРЕКРАТИТЬ! Архитекторы народ амбициозный, хотя и мало что значащий. Любые гагики бегларяны плевать на них хотели! Вот почему в самом центре Еревана открывают УРОДСТВО под названием "площадь Азнавура". Посмотрите на нее хорошенько: театр русской драмы, кинотеатр "Москва", отель "Ереван Голден Тюлип" и... НЕЛЕПЕЙШИХ два жилых здания, которым место где-нибудь в Чарбахе. КТО ПОЗВОЛИЛ СТРОИТЬ ЭТИ ДОМА, изуродовав т.н. площадь Азнавура?!!! А все потому, что тогдашний мэр получил ВЗЯТКУ, вот и дал добро на строительство пресловутых элитных многоэтажек для не менее пресловутой ереванской элиты (читай - разбогатевших лавочников!). Про это УРОДСТВО в центре Еревана никто не говорит из архитекторов. Зато они ведут споры вокруг башни. Так постройте ее, но В ДРУГОМ МЕСТЕ! Расширяйте город, его центр, черт побери!!!!!!! Никто не говорит из архитекторов про позорнейший ГЛАВНЫЙ ПРОСПЕКТ, состоящий из множества жалких хибар, в которых эти странные архитекторы видят некий национальный колорит... Хотят они построить "Старый Ереван" - так пусть воссоздают его. к примеру, в районе Конда. Там можно использовать фасады демонтированных во время строительства Северного проспекта и пронумерованных домов, построить разные балкончики в духе старого Тифлиса. Получится конфекта! Вот о чем надо думать - Главный проспект и Конд! А архитекторы тут ведут пустые споры вокруг какой-то башни, спорят, кто лучше понимает наследие великого Таманяна. Они либо не очень умны, либо чересчур амбициозны.
  5. Zhil takoy ochen izvestniy ucheniy ximik organik v 30-x godax v Yerevane-professor Stepan Pavlovich Gambarian - osnovatel organicheskoy ximii v Armenii. Ego samiy lyubimiy uchenik napisal na nego donos i ego posadili na 10 let bez suda i sledstviya, v sibir. Cherez 10 let ucheniy ele zhivoy vernulsya iz ssilki i na perone Yerevanskogo vokzala ego s rasprostertimi obyatiyami vstrechal tot zhe samiy lyubimiy uchenik i klyalsya v lyubvi i vernosti. Ya znayu shto na Tamaniana pisali donosi ego ucheniki i ne umri on v 1936 godu ego bi navernyaka otpravili bi v Sibir po tomu zhe marshrutu shto i Gambaryana. Ochen bi xotelos uznat vklad lyubimogo uchenika Tamaniana (po statye eto Mark Grigoryan)v epistolyarno donositelniy zhanr. Esli kto to mozhet prolit svet na etot vopros, budu rad. Teper o proekte Tamaniana. Nado, obyazatelno nado rushit tortoobraznuyu nelepitsu Marka Grigoryana i vosstanavlivat krasu nashey ploschadi po proektu kak bilo vse zadumano Tamanianom. Konechno ne vse imyut sposobnost uvidet nayavu to shto poka v chertezhax i proektax no odno sovershenno neosporimo shto Tamanian genialno vse predusmotrel i produmal i tolko i vsego delov kak posledovat ego proektam i dovesti delo nakonets do kontsa , pobednogo kontsa ibo v etom sluchae nashey ploschadi ne budet ravnoy nigde v mire po krasote i grandioznosti, nu a nelepitsu s visotnimi zdaniyami na severnom prospekte kotorie ubili vse videnie Tamaniana nado budet ispravlyat tak ili inache, ved eto tal ochevidno bezgramotno i po derevenski. Ya esche raz xochu podcherknut shto po zamislu Tamaniana severniy prospekt dolzhen bil bit kulturnim tsentrom Yerevana i na nem dolzhni bili raspolagatsya ne kvartiri i garazhi dlya novix i razbogatevshix nashix torgashey a kulturnie uchrezhdeniya, kartinnie galerei, muzei, vistavochnie i kontsertnie zali, kinoteatri i vse v takom duxe. Nemudrstvuyte lukavo dorogie sovremennie arxitekroti, vse ravno luchshe ne reshite zadachu zastroyki severnogo prospekta, vnemlite razumu i sdelayte kak vse bilo zadumano genialniim zodchim. Nu i na konets ya sovershenno uveren shto velichie i genialnost Tamaniana esche predstoit ponyat i izuchit, ved eto ne sdelal poka nikto, ego tvorchestvo ne izucheno dazhe vkratse i poverxnostno, vse esche vperedi.
  6. Na kaskad dazhe i smotret ne xochetsya= nelepitsa da i tolko. Ved vzrivali skali, delali uglubleniya i potom vse zalivali betonom- genialno i sovremenno, no vse zhe bezdarno. I eto pri takom zharkom klimate, za den eto vse nakalyaetsya pod solntsem, a vecherom pishit zharom. Tamanianom zhe bil zaduman umenno kaskad iz vodopadov kotorie bi pomogali bi gorozhanam v zharkie letnie dni i ne nado bilo vse vzrivat a naoborot vse dolzhno bilo bit ochen garmonichno, naturalno, prirodno. Nu teper i sudite sami viigral bi gorod ot prekrasnix vodopadov vozle kotorix mozhno bilo bi spasatsya ot zhari. Ubi teper eto ne peredelaesh, vse poteryano, zato koe kto nemalo denezhek v karman polozhil.
  7. Мне кажется. споры вокруг Таманяна надо прекратить. Предыдущий автор акцентирует внимание только на нем и его замыслах. А жизнь сильно изменилась. Ереван стал миллионным городом. Надо, согласен с Максом, сосредоточиться на Главном проспекте, а не топтаться на месте, имею ввиду площадь Республики. И надо решать другие задачи по развитию города. А пока только разговоры о наследии Таманяна. Договорились даже до того, что его ученик Марк Григорян его посадил в Сибирь... Кому это нужно???? Неужели архитекторы такой склочный и амбициозный народ? Почему они не жалуются на городские власти, которые ставят им палки в колеса и разрешают строить в центре всякую дребедень? Боятся мэров и префектов, а друг друга не боятся? Cпасибо автору и редакции. Продолжайте эту тему.
  8. Правильно, надо не болтовней заниматься, а сосредоточиться на НЛАВНОМ ПРОСПЕКТЕ. Пока он представляет собой ПОЗОР армянской нации. Кочарян молодец, пробил Северный проспект. Там никакие не высотки. Да, могло быть на пару этажей ниже. Но все сделано красиво, с национальным колоритом. А вот Главный проспект просто ужас. В таком запустении находится и в окружении трущоб. Вот о чем надо писать и бить в фанфары, а не архитектурными спорами заниматься и обсуждать биографию Таманяна и его учеников.
  9. Дорогие мои, об этом-то и идёт речь. "Главный проспект" - позор Еревана и всей нашей культуры в целом. В Ереване негде провести военный парад, некуда девать автотранспорт, наконец, негде гулять по вечерам молодежи, а наши маразматики (не могу, пардон, найти лучшего слова) болтают о "создании старого города"! Я негде и никогда не выдел такого идиотизма. В центре современного города, где не осталось места транспорту, располагается блошиный рынок, а архитекторы предлагают проект саркофага, который вбедер в себя это позорище, причем в бедной стране! Просто слов нет. Нет к тому же нормального музейного комплекса, достойно представляющего наше культурно-историческое наследие, а они болтают о том, что нельзя разрушать этот идиотский зиккурат... Прошу прощения за эмоции.
  10. вначале нужно всё планировать-проектириовать-макетировать, а потом строить. а не наоборот. эх, далеко всем вам (бывшим советским архитекторам и чиновникам) от Европы!
  11. системного подхода нет. а если и есть - то недоброжелатели вставляют палки в колёса. многовековое турко-иранско-курдское давление на менталитет армянского народа тому причиной.
  12. Не могу ме согласиться. Об этом говорил (и с этим пытался бороться) и Таманян. Он так и называл кварталы, сохранившиеся на территории будущего Главного проспекта, о которых идет речь в статье - памятниками иранского влияния.
  13. думается, национальная архитектура (в "героической"форме) могла бы в некоторой степени снять травму менталитета армян РА. Эриванская крепость воспринималась как наследие оккупантов и была снесена; на его подземельях сейчас базируется коньячный завод. А что, если крепость первоначально была армянской? Если историки докажут армянскую первооснову Ереванской крепости, тогда нужно построить там новую крепость - резиденцию высшей армянской гос. власти. Новые поколения армян всюду должны видеть такую "архитектуру", которая закрепляла бы и увековечивала в их сознании величие армянской цивилизации. Мы древняя индоевропейская нация - и архитектура у нас должна быть соответствующей. Благородной и настраивающей подсознание жителей на великие свершения. Довольно воспроизводить в камне и бетоне наши национальные страхи, стереотипы и тревогу о будущем!
  14. Г-н Микаелян. не надо стесняться своих эмоций! Говорите жестче, пока до ЭТИХ не дойдет. ТАМ - провинция, провинциальное мышление. А изображать из себя пупов земли армянские архитекторы ох как умеют. И не только они. На одном из форумов одна агрессивная барышня из Еревана учила всех жизни. Типа армяне спюрка не имеют права вмешиваться в дела ереванцев. Мол, только местным решать, каким быть Еревану. И никакие американцы (Вас имела ввиду) не должны давать нам советы. И все в таком хамовато-примитивном духе... Нет, Ереван - столица ВСЕГО армянства. Вот почему мы все так переживаем за него. А развивается он плохо, все происходит только в суперперегруженном центре. Вот даже католикосу стало мало Эчмиадзина, строит свою резиденцию... ну конечно же, в центре города, других же мест в городе нет... Надо сконцентрироваться на Главном проспекте, правильно! И никакие предварительные планы-проекты не нужны, чушь собачья! Так будем топтаться на месте еще лет 20 (о Главном проспекте говорят с конца 70-х годов - да что толку!). Принцип должен быть простой - нашли инвестора, предложили ему строить именно на Главном проспекте ЧТО УГОДНО. Только не выше 5-6 этажей. А всю рухлядь сносить прямо сейчас!!!! И Вернисаж надо перенести, тоже куда-то в центре, но не среди фонтанов. И Старый Ереван надо создавать (не согласен здесь с вами!), скажем, в Конде.
  15. Если мне не изменяет память, в своей первой статье в "НК" я предлагал как ра ту идею, которую отстаиваете Вы - создать где-нибудь в Конде ереванскую реплику Place du Tertre, куда можно будет перенести Вернисаж. Полностью поддерживаю также и идею воссоздания старого Еревана в Конде, который надо превратить в ереванскую версию Монмартра. Почему бы и нет? То, что Вы предлагаете, созвучно моим предложениям. Рад найти понимание, Ваше и остальных читателей, понимающих маразматичность того, что сегодня называют "Главным проспектом". Мой отец был любимым учеником нашего замечательного архитектора Тер-Микелова, создавшего лучшие здания Баку и Тифлиса, а в нашем тифлисском доме не раз гостили его друзья - Рафо Исраэлян и Эдмонд Тигранян. Мне доводилось сидеть за одним столом с дядей мужа моей кузины Ервандом Кочаром, а сейчас я стал для каких-то (не хочу хамить) людей "американцем". Диву даюсь, как подумаю! Еще раз спасибо за понимание.
  16. Не обращайте внимания, Александр, на ереванских снобов и местечковых националистов. Вы все правильно говорите. Приятно, что НК разыскала такого замечательного автора. Мы в спюрке не меньше болеем за Ереван. А нынешний Главный проспект - это просто уродство. Ели у Сержа есть голова на плечах, он должен взяться за новый проспект, чтобы люди вспоминали его добрым словом. Кочарян тоже мафиози, но он оставил после себя прекрасный Северный проспект, привлек деньги, сам заработал. И Саргсяну нужно взяться за другой проспект - Главный.
  17. Дорогой Геворк, в том-то и дрло, что снобами приходится быть людьми вроде нас с Вами и большей части остальных читателей "НК". У нас есть образование, культура, русский язык (нравится это нынешним лавочникам, или нет), а учат нас они! К моему искреннему сожалению, снобизм нужен и даже необходим, только исходить он должен от достаточно грамотных патриотичных людей, а не всякого хамья! Спасибо за поддержку и понимание Вам, Максу и всем остальным читателям, болеющим за нашу общую столицу (пусть бикто не пытается ее монополизировать) и разделяющим мою озабоченность ее обликом. Вместе мы сможем решить эту задачу!
  18. У меня есть идея, в поддержке которой редакцией "НК" я не могу быть уверен (не мне решать такие вопросы). Что, если написать, на манер наших ретроградов, открытое и, естественно, хорошо аргументированное письмо Сержу Саргсяну с призывом взться за поркладку Главного проспекта и создание в Ереване новых сверхсовременных музеев изящных искусств и истории - с переносом существующего здания филармонии в какое-нибудь другое место в центре? Можно даже будет начать сбор подписей в электронном формате на этом сайте. Что скажете?
  19. Прекрасная идея, Александр! Поддерживаю! Вы могли бы стать автором этого послания - президенту и мэру Еревана. А форумчане подписались бы под ним. А уважаемая редакция переправила бы это послание по адресу. Только оставьте, пожалуйста, в покое Таманяна (не надо его держать за священную корову!) и эту несчастную башню (черт с ними, пусть делают, что хотят!). Акцент надо сделать на двух вещах - ГЛАВНОМ ПРОСПЕКТЕ и СТАРОМ ГОРОДЕ (Конде, с параллельным рещением вопроса о главной составляющей Конда, отеле "Двин" - отобрать его у Кобзона). Эти два архитектурных и градостроительных вопроса должны быть ГЛАВНЫМИ на ближайшие 2-3 года. Надо делать все быстро! Пока Ереван, к сожалению, отстает в градостроительстве и развитии от Баку (там нефтедоллары, понятно) и Тбилиси (там энергичный, прозападный и со вкусом президент). Давайте писать это послание!!!
  20. Присоединяюсь к этой акции. Уверен, что наша газета НК поможет в этом деле. Не надо распыляться на филармонию и музей, а нужно сконцентрироваться на Главном проспекте и Конде. Ереван станет гораздо краше. Ждем текст послания от уважаемого Александра Микаэляна.
  21. Согласен, но все дело в том, что без сноса существующего здания музея не будет и Главного проспекта. Можно, конечно, и повременить со сносом Музея, очистив сначала участок проспекта от ветхой застройки меджу улицами Абовяна и Терьяна, ваяться тем временем за проектирование и возведение нового, подчеркиваю, сверхсовременного музейного комплекса, а в самом конце избавиться от зиккурата марка Григоряна. Это, так сказать, алгоритм всего процесса. А идея с Кондом очень даже привлекатекьна и хороша. Почему бы не перенести туда старую застройку Главного проспекта? Виды на город с кондских высот открываются прекрасные, если там еще создать ереванскую Place du Tertre для наших художников и туристов,было вы совсем хорошо. Но вопрос открытого обращения к Сержу Саргсяну решать не мне. Попросим об этом редакцию!
  22. Почему не вам? У вас хорошо получится. А наша редакция переправит послание куда надо... Мне идея с Кондом тоже нравится. Перенести туда все фасады демонтированных старых зданий. Построить еще двухэтажные дома, с красивыми балконами. Хорошо бы там сделать ереванский Монмартр для художников. И еще разбить там площадь (с памятником или фонтаном посередине), куда бы можно перенести Вернисаж. Ликвидировать его нельзя, хотя это сделать проще простого, но и оставлять на прежнем месте тоже нельзя. Ну и с Двином надо тоже что-то делать... Мне нравится новый мэр Карен Карапетян. На него возлагаю надежду. Ну и от президента Саргсяна все зависит. Даст он команду - будут и Главный проспект застраивать ударными темпами.
  23. думается, спешка в вопросе изменения облика Еревана неуместна. такие стратегические вопросы должны решать специалисты, к числу которых принадлежит и уважаемый автор. интересно выслушать и аргументы оппонентов.
  24. Вас послушать, то все в Армении хорошо, нужна только "стабтльность". Если не разбираетесь в вопросе, не надо вступать в дискуссию. А то предлагаете еще на десяток лет всякие ненужные дискуссии вести. А трущобы будут продолжать уродовать Ереван.
  25. Уважаемый Стивен, уже 40 лет тянутся пустые разговоры об облике Главного проспекта Еревана, а воз и ныне там! Мало того - в последнее время оппоненты выдвинули новую идею - "создание старого Еревама", причем в самом центре города, в том месте, где должен проходить Главный проспект. У Еревана нет главной улицы, т. к. ее место занимают трущобы, объвленные нашими ретроградами "памятниками старины", которые нельзя даже сдвинуть с места. В городе к тому же некуда девать транспорт! А о Таманяне приходится говорить только потому, что он предлагал убрать эту позорящую столицу армянского мира рухлядь еще 30 лет назад, а до наших обожателей Кавлашвили все еще не дошло, что речь идет об облике столицы одного из древних и культурных народов мира, а не какой-то провинциальной дыры.
  26. да, действительно, у меня весьма смутные предствавления о градостроительных концепциях. поэтому, больше не буду встревать в эту дисскусию. отмечу лишь, что у уважаемого автора беспокойный нрав реформатора и создателя различных проектов совершенствования внешнего мира. В силах ли армянин преобразовать своими мыслями облик Еревана? наверное, автор унаследовал свой нрав от прадеда - египетского армянина, гипнотизёра Геворка, переселившегося в Тифлис, и известного здесь под прозвищем Абаш Саркаваг. Нужно очень бережно относиться к архитектурному наследию населённых пунктов, даже если оно и в виде "рухляди". интересно, почему в Армении (и в бывш. СССР) такая "мрачная" архитектура?
  27. Все верно, Александр! Надо сосредоточить силы на ГЛАВНОМ ПРОСПЕКТЕ, а редкие старинные здания в Ереване нужно не сохранять в виде рухляди по всему центру города, а сконцентрировать в одном месте - в КОНДЕ ( с отелем "Двин"). Будет и Старый Ереван, и этнографический музей под открытым небом, и площадь для Вернисажа... Но все делать надо быстро и энергично!!!! Согласен с посланием к президенту и мэру. Уверен, что редакция поддержит нас в этом деле. Внешний облик столицы всех армян не менее важен, чем ситуация вокруг Карабаха или отток населения. ВСЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ надо решать ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. А Стивена не слушайте - он боится собственной тени, вот и несет всякую ахинею про то, как все в Армении прекрасно, что ничего не надо менять, что надо 150 раз (то есть лет 10-15) обдумать и один раз отрезать... Этакий интеллектуальный человек в футляре, хоть и патриот Армении. Правда, огорчает, что этот интеллигент позволяет себе такие хамские высказывания про "египетского гипнотизера". К чему это?!! Если несведущи в каком-то вопросе, то лучше не влезайте в разговор, Стиваен! ОК? С вашей верноподданической философией все тут хорошо знакомы, прости Господи... А послание надо готовить и отправить через редакцию по назначению. Повторяю, лишних средств нет, и надо сконцентрироваться на самом насущном - Главном проспекте и Конде.
  28. Просьба - переслать эту дискуссию и статью Микаэляна мэру Еревана К. Карапетяну. Спасибо!
  29. странно, что кто-то увидел "хамство" в моих текстах. я против того, чтобы без добровольного согласия жителей, под предлогом благоустройства Еревана, отбирались у них дедовские дома ("рухлядь") и при этом компенсировались в 20-50 от реальной стоимости. идти против мнения некритически воспринимающего действительность большинства - разве это признак страха?
  30. странно, что кто-то увидел "хамство" в моих текстах. я против того, чтобы без добровольного согласия жителей, под предлогом сомнительного благоустройства Еревана, отбирались у них дедовские дома ("рухлядь") и при этом компенсировались в 20-50 от реальной стоимости. идти против мнения некритически воспринимающего действительность большинства - разве это признак страха?
  31. то, что некоторые форумчане романтизируют образ нынешнего градоначальника - признак наивности данных форумчан.
  32. то, что некоторые форумчане романтизируют образ нынешнего градоначальника Еревана - признак наивности данных форумчан.
  33. А вы, простите, хотите романтизировать образ предшественников нынешнего мэра - Ерванда Захаряна и Гагика Бегларяна? На этих ворах пробы негде ставить, весь центр Еревана распродали и понастроили там уродства - "элитни туннэ". Если бы у нас был нормальный президент, то эта сладкая парочка сидела бы сегодня в тюряге, с конфискацией нажитого непосильным трудом. А этот и не думает их сажать. Ерванд в министрах ходит, а Гаго все ищет свое новое место под солнцем. А должны быть на нарах. Вместе с братаном президента Сашиком, вместе с ублюдочным Галустом Саакяном, с Гагиком Царукяном... Нормальные люди просто в шоке от этих ненасытных тварей во власти.Вот и уезжают, чтобы эти сытые хари больше никогда не видеть... Это вы-то, Стивен, оппонент "некритически мыслящих" форумчан???? Ой рассмешили! Лучше бы вам не вступать в споры, чтобы не ставить себя в неловкое положение. И "дома дедов" - не наследство этих рвачей, потому что эта земля им никогда не принадлежала. Не надо их защищать и трущобы, в которых они живут. Трущобы надо сносить, а их жителей переселять в нормальные дома, но не в центре, как они того хотят, а в спальные районы... Ваша демагогия, Стивен, носит антиармянский характер. Лучше пишите об армянском искусстве.
  34. со следующего номера начну писать исключительно на средневековые темы, а то ещё чего доброго жителей центра Еревана разгневанные форумчане переселять не в спальные районы, а в зоопарк. / хочу добавить ещё, что у автора публикации много именитой родни, например брат бабушки А. Микаэляна - католикос-мученик Хорен Мурадбекян.
  35. Вот это уже лучше, исправляетесь. А то почему-то вспомнили про предка-гипнотизера автора. Прозвучало как издевка... За жителей ереванских трущоб, Стивен, не переживайте. Эти рвачи своего не упустят - жила в рухляди, которую и жилищем назвать нельзя, на Абовяна или Пушкина одна семья, понапрописала там всю родню (старая добрая советская традиция!) и стала требовать от властей... правильно, 3-4 благоустроенные квартиры. И непременно трехкомнатные. И непременно в центре. Вот таких хапуг из трущоб вы защищаете, друг мой...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты