Одна судьба – две радости, две боли
В Малом зале Тбилисской государственной косерватории им. В.Сараджишвили состоялся концерт заслуженного деятеля искусств Республики Армения композитора Вилли Вайнера.Этим концертом композитор со своими сподвижниками – профессором Ереванской консерватории Анаит Нерсесян и художественным руководителем проекта Арменом Арнаутовым-Саркисяном начали мировой тур гастролей под девизом «Через культуру к толерантности». Свой тбилисский концерт гости посвятили памяти жертв землетрясения в Спитаке. Наш корреспондент встретился и побеседовал с композитором Вилли Вайнером.
– Вилли Максимович, хочу спросить о впечатлениях от вечера в Тбилисской консерватории.
– Скажу прямо, по роду моей деятельности – президента Еврейского культурного центра «Менора» в Армении мне пришлось встречаться со зрителями крупнейших мировых сцен практически на всех континентах, но о тбилисских слушателях хочу сказать отдельно. Такая рафинированная интеллигентность и музыкальность, какие отличают тбилисскую публику, дорогого стоят и дают возможность установить контакт с залом с первых же минут. Ну и нельзя не отметить изумительных залов Тбилисской консерватории, у истоков создания которой стоял сам Антон Рубинштейн, а достоинства акустики ценил великий Федор Шаляпин. Отдельное спасибо хочу выразить ректору консерватории, великолепному пианисту, профессору Манане Доиджашвили за теплый прием и то внимание, которые сопровождали нас за все время пребывания в Тбилиси. Не могу не принести глубокой благодарности главе Грузинской епархии ААЦ епископу Вазгену Мирзаханяну, который был одним из самых внимательных слушателей нашего концерта.
– Маэстро, всех нас поразила не только Ваша проникновенная музыка в исполнении великолепной Анаит Нерсесян, но и Ваш литературный армянский. Мы знаем, что Вы являетесь лучшим ивритологом Армении, но армянский?
– (Смеется.) Так вы не слышали моего западноармянского, на котором я исключительно говорю по телефону со своим отцом, который нынче проживает вместе с нашей большой семьей в Израиле. Я родился и всю жизнь прожил в Ереване и впитал язык и обычаи с воздухом, ереванской водой и армянской музыкой. Ивритом я овладел лишь за недолгие полтора года пребывания в Израиле, стране, которой нельзя не гордиться. Но страна моего ереванского детства и консерваторской юности позвала меня, и я вернулся в Армению, теперь уже навсегда. Примером любви ко всему армянскому были и остаются мои здравствующие родители Максим Зейликович Вайнер и Ида Марковна Ерусалимская, которые в начале 90-х эмигрировали в Землю обетованную, живут в абсолютно изумительном городе Акко на побережье Средиземного моря на полном обеспечении государства, но продолжают тосковать по Еревану. И уезжали они отнюдь не от неустроенности, а от ужаса ежедневных похорон знакомых с детства мальчиков, которых привозили из Карабаха. Мой отец дослужился до должности главного инженера крупного химического объединения в Ереване, но никогда не оставлял профессии своей молодости – кузнечного мастерства. И по сей день храм в Гегарде украшен кованной вручную люстрой его работы, и в каждый мой очередной приезд в Гегард вокруг меня собирается тамошний народ с неизменными возгласами «Уста Вайнери вортна екел!» А ведь с тех пор прошло уже более 30 лет.
– Ваша любовь к обоим родным для Вас древнейшим народам выражается и в Ваших изумительных по народности музыкальных произведениях, в которых так и угадывается тончайшая вязь из вечной темы еврейских местечек с напевами армянского нагорья.
– Судьбы наших народов настолько тесно переплетены, в наших историях так много параллелей, что подчас непросто отличить пронзительную грусть еврейской скрипки от плача несравненного армянского дудука. Это и есть тот неиссякаемый источник, в котором наши композиторы черпают свое вдохновение. Любой большой еврейский композитор счел бы за честь подписаться под бабаджаняновской гениальной «Армянской рапсодией». Именно в Армении обнаружено древнейшее в мире прекрасно сохранившееся еврейское кладбище в деревушке Ехегис, что в марзе Вайоц Дзор, исследованию памятников которого посвящены работы моего друга профессора Майкла Стоуна из Иерусалимского университета. Именно в Армении сохранена и по сей день функционирует единственная в мире община славян-иудеев, веками проживающих в селе Еленовка на Севане. В Ванской области и сегодня живут потомки тех пленников-иудеев, которых армянский царь Тигран Великий переселял в Армению и которые, по свидетельству местных острословов, по сей день перед пожеланием «доброго утра» спрашивают встречного: «Дехинэ каниснэ?» («Золото почем?»). Наши оба народа называют народами Книги. В том же Спитаке народ голыми руками спасал из-под бетонно-арматурного месива людей и книги. В Израиле также наряду с древней армянской общиной живет большое число переселенцев новой волны, сохраняющих язык, культуру и обычаи своей родины. Роднит нас и то, что мы исторически были обречены быть нациями спюрка – рассеяния, когда большая часть эноса живет вне исторической родины. Роднят и наши диаспоры, которые во много являются гарантами нашей независимости и благосостояния. Да и наши кухни напоминают о наших истоках – лаваш с мацой и бастурма (смеется).
– Не хотелось бы сегодня о печальном, но «пепел предков» не перестает стучать в сердцах наших народов, переживших две страшные трагедии ХХ века – геноцид и холокост. В декабре в кнессете Израиля рассмотрели в первом чтении вопрос признания геноцида 1915 года, окончательное решение перенесено на весну. Ваше мнение по этому вопросу?
– Геноцид однозначно должен быть признан на государственном уровне Израилем, как страной, наиболее пострадавшей от человеконенавистнической идеологии нацизма. Именно мой народ стал очередной жертвой нелюдей, вдохновленных утверждением Гитлера о том, что «турки вырезали армян и кто будет о том помнить?» Тогда безразличие ведущих стран к трагедии армянского народа обернулось еще более страшной трагедией – Второй мировой войной, унесшей жизни 50 миллионов, в том числе тех, кто «просмотрел» трагедию 1915 года. И честь и хвала Франции, которая в полушаге от принятия закона, приравнивающего отрицание геноцида к уголовному преступлению. События т.н. «арабской весны» показывают, что эпоха оглядок и заигрываний с теми, кто откровенно желает твоего конца, малопродуктивна и, более того, опасна. И если Германия смогла повиниться перед миром и евреями за преступления нацистов, а их идеологию объявила вне закона, то что мешает туркам честно признать факт геноцида против своих же граждан? Или же они готовятся к еще более жестокому подавлению своего населения, на этот раз – курдов? Израиль всей своей историей доказал, что умеет и имеет чем противостоять любой агрессии во имя своей независимости и жизни своих граждан. В октябре 2006 года по инициативе еврейской общины Армении, поддержанной правительством страны, на Кольцевом бульваре Еревана был установлен единственный в мире памятник трагедиям наших народов, на котором на ашхарабаре и иврите высечено «Живи и Помни». Так будем жить и помнить тех, кто объединил нас и в радости, и в боли.
– Мир не перестает удивляться успехам государства Израиль, народ которого сумел за короткое время создать на небольшом отрезке земли мощную экономику, включающую эффективный агропромышленный комплекс, космическую и военную промышленность, передовую медицину, является крупнейшим экспортером техники, технологий и продуктов питания. Что мешает Армении, располагающей большими природными ресурсами и хорошим кадровым потенциалом, использовать опыт Израиля?
– Однозначно ответить на этот сложный вопрос не получится, так как объяснение лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, из Израиля не бегут, в него стремятся. Каждый юноша в Израиле считает за честь служить в армии, а в войска специального назначения конкурс, как в самый престижный вуз, не отстают от юношей и девушки. Во-вторых, Израиль изначально закачивался самой передовой технологией, а теперь сам является ее производителем. В-третьих, в Израиле успешно функционируют агротехнические предприятия – кибуцы, созданные по образу и подобию социалистических колхозов, где используются, пожалуй, самые передовые в мире технологии. В результате этого производимые на тех полях с искусственным орошением продукты востребованы в мире, как самые экологичные. И что совсем фантастично, надои израильских коров вдвое превышают хваленых сверстниц из Голландии (смеется). В Израиле патриотизм его граждан, независимо от происхождения, зашкаливает, что, к великому сожалению, просматривается на моей родине, в Армении, чаще всего в тостах за праздничными столами. Факт, но до сих пор в Армении нет посольства Израиля, исключительно эпизодичны и связи армянских бизнесменов с израильскими коллегами, в то время как в соседней Грузии израильский бизнес внедряется в экономику по нарастающей. И, наконец, отсутствие генеральной стратегии экономического развития. В Армении интеллектуальный потенциал недостаточно востребован, что провоцирует его безвозвратный исход из страны.
– Каким Вы увидели Тбилиси в этот приезд?
– В очередной раз был Тбилиси очарован, он остается культурным центром Южного Кавказа. Восхищает бережное отношение к сохранению старинного облика старого Тбилиси, во что вкладываются колоссальные средства. Восстановленный Плехановский проспект выше всех похвал, поражает мастерство и вкус реставраторов, до этого полностью восстановивших средневековый облик Мейдана – уникального сосредоточия религий и культур. Огромное впечатление оставили встречи с друзьями старыми и новыми в Армянском и Еврейском культурных центрах. Останется в памяти и прием у српазана Вазгена в его резиденции, где мы в очередной раз смогли убедиться в высоком авторитете владыки у паствы.
– Ваши пожелания читателям «Ноева Ковчега»?
– «Ноев Ковчег» – единственный, доносящий до нас исчерпывающую, не ангажированную информацию о жизни наших соотечественников в Армении и за рубежом. К сожалению, крайне редки репортажи из Израиля, где также большое число наших соотечественников. Пора и там иметь своего собкора.
Беседовал Георгий Бергман
Оставьте свои комментарии