Встреча президентов России, Армении и Азербайджана: диалог о Карабахе и не только
23 января в Сочи состоялась очередная, десятая встреча президентов России, Армении и Азербайджана, посвященная ситуации, связанной с урегулированием карабахского конфликта. Результатом мероприятия стало очередное расплывчатое совместное коммюнике, в которое вошли ставшие уже традиционными фразы о достигнутом «продвижении согласования основных принципов нагорно-карабахского урегулирования» и о готовности лидеров противоборствующих сторон «ускорить достижение договоренности по основным принципам с учетом проделанной до сих пор работы».
Процесс подготовки сочинского саммита, который, как и ранее, тесно координировался с двумя другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ, никаких сюрпризов не преподнес. Всё те же консультации на уровне внешнеполитических ведомств России и США, в ходе которых, согласно официальной информации, обсуждалась и карабахская проблематика. Всё те же визиты чиновников Госдепартамента США в Баку и Ереван – словом, угадывалось многое из того, что имело место и накануне широко разрекламированной казанской встречи в 2011 году, которая едва не стала для Москвы дипломатической ловушкой.
Видимо, уроки из неудач прошлого извлечены. В отличие от лета прошлого года, авторы комментариев в СМИ обошлись без громких заголовков и без нагнетания дутой псевдосенсационности. В заявлениях российской стороны прослеживалась серьезная озабоченность складывающейся в регионе ситуацией, которая является, мягко говоря, плохо совместимой с обсуждением Мадридских или каких-либо еще абстрактных принципов. В этом плане заслуживает внимания оценка зампреда комитета Госдумы РФ по международным делам Константина Косачева, полагающего, что говорить о сути предполагаемых договоренностей по урегулированию конфликта пока не приходится. «Они должны быть еще выработаны, согласованы и приняты Арменией и Азербайджаном, а также теми, кто сейчас проживает в Нагорном Карабахе». Оценка, с одной стороны, весьма реалистичная, с а другой – обнадеживающая. Вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, вряд ли продуктивно обсуждать без его участия.
Накануне встречи пресс-служба Кремля подтвердила заинтересованность в положительном исходе разговора трех президентов, назвав успешное разрешение нагорно-карабахского конфликта мирными средствами «одним из приоритетных интересов России в регионе». Между тем, положение на линии соприкосновения сил в Нагорном Карабахе, как известно, в последние месяцы значительно обострилось, что не может не вызывать серьезных опасений, особенно на фоне крайне шумной и агрессивной кампании против Исламской Республики Иран со стороны США и их союзников. Гипотетическая военная акция против Ирана практически неизбежно обострит ситуацию на линии соприкосновения сил в Карабахе.
В Кремле отметили, что «серьезную обеспокоенность вызывают участившиеся случаи нарушений режима прекращения огня, жертвы среди военнослужащих и мирного населения, военная риторика с обеих сторон». Россия последовательно убеждает стороны конфликта в необходимости укрепления мер доверия, напомнив о принятом 5 марта 2011 года в Сочи совместном заявлении президентов России, Азербайджана и Армении. В документе фиксировалось стремление решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ. «Сейчас важно в сжатые сроки завершить работу над механизмом проведения расследований», – полагают в администрации президента РФ. Ранее в аналогичном ключе высказывались представители Минской группы ОБСЕ, которые в своем совместном заявлении при последнем посещении региона высказывались в пользу необходимости расследования инцидентов в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Между тем, соответствующий механизм этот реально существует, на что неоднократно указывали в ряде публикаций российские и некоторые армянские эксперты, в частности, известный дипломат Владимир Казимиров, возглавлявший в 1990-х годах российскую посредническую миссию в Карабахе. Речь идет о соглашениях от 6 февраля 1995 года, подписанных тремя сторонами конфликта (Азербайджаном, Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой) при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В документе прописан достаточно подробный алгоритм действий, направленных на предотвращение вооруженных инцидентов и на укрепление режима прекращения огня. Безусловно, этот алгоритм можно и нужно совершенствовать, например, с учетом развития современных коммуникационных технологий.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, лидеры Армении и Азербайджана ждут от посредников предложений по выполнению конкретных процедур в целях расследования инцидентов вдоль линии прекращения огня. Учитывая вышеизложенное, представляется, что вряд ли соответствующие процедуры необходимо вновь прописывать с нуля. Более того, причины фактического неисполнения соглашения 1995 года (приверженность к соблюдению которого неоднократно подтверждалась Ереваном и Степанакертом) не являются для посредников тайной за семью печатями. Как минимум, одна, что называется, лежит на поверхности: сторона, считающая себя проигравшей в конфликте, не собирается отказываться от наращивания военных мускулов и от воинственной риторики. Очередная серия угроз из Баку последовала 16 января, когда в ходе заседания правительства Ильхам Алиев заявил, что «…азербайджанская армия – это большая сила, и мы можем использовать и используем эту силу, когда понадобится. Противоположная сторона тоже знает об этом. Поэтому Армения пребывает в большой тревоге и смятении в связи с военными возможностями Азербайджана. Мы получаем эту информацию из различных источников, и у них нет никаких возможностей противостоять нашим возможностям… В результате реализации подписанных контрактов наша боеспособность значительно возрастет, и мы сумеем с малыми потерями добиться еще больших успехов в решении вопроса. Каждый месяц и каждый год приближают нас к победе». При этом дело не ограничивалось одними только воинственными заявлениями. Согласно данным Армии обороны НКР, за период с 15 по 21 января на линии соприкосновения Карабаха с Азербайджаном зафиксировано 200 нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана, в ходе которых было произведено более 1300 выстрелов из стрелкового оружия разного калибра. Особая активность противника была отмечена, что немаловажно, именно 18, а также 19 января. В течение этих двух дней перемирие было нарушено 90 раз, при этом сделано около 700 выстрелов.
Бакинская газета «Зеркало» обращает внимание на плохо скрываемое различие в подходах. С одной стороны, Москва призывает сконцентрироваться на разработке механизма расследования возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня и на других мерах по укреплению доверия между сторонами, то есть, по сути, на мерах по предотвращению возможного возобновления боевых действий. Однако буквально накануне на заседании азербайджанского правительства президент страны заявляет, что переговоры не могут вестись «ради предотвращения войны», настаивая на ускорении урегулирования самого конфликта, надо полагать – исключительно на условиях официального Баку. Что это за условия – стало ясно некоторое время назад, после опубликования сайтом WikliLeaks деталей встречи президента Азербайджана с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Ильхам Алиев говорит о необходимости усиления международного давления на Ереван, вплоть до дипломатической изоляции и свертывания мер «экономической поддержки» Армении. Предложение Сержа Саргсяна по определению конкретной даты референдума или плебисцита по окончательному статусу Нагорного Карабаха Ильхам Алиев считает подрывающим саму основу переговоров, одновременно рассматривая посредников в качестве гарантов непредоставления Нагорному Карабаху такого статуса, который не будет устраивать официальный Баку.
Разумеется, все это не только не способствует достижению хотя бы минимального продвижения в переговорном процессе, но и сказывается на нем самым губительным образом, девальвируя смысл и значение организуемых на уровне президента России встреч – по крайней мере, в том, что касается их карабахского «измерения». Возможно, не меньшее, если не большее значение имели двусторонние встречи Дмитрия Медведева с Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, в ходе которых обсуждались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. В ситуации закономерного финиша так называемой «перезагрузки», усиления разногласий между Москвой и Вашингтоном по самому широкому спектру региональных проблем – на Ближнем Востоке, на Кавказе и вокруг Каспия – данные встречи имеют важное значение и позволяют лишний раз сверить часы с тем, чтобы не получить в будущем неприятных сюрпризов.
Комментируя двустороннюю встречу Медведева с президентом Азербайджана, в пресс-службе Кремля подчеркнули:
«В ходе переговоров планируется обсудить наиболее актуальные вопросы двусторонних отношений, региональной и международной повестки дня». В России отмечают значение Азербайджана, являющегося стратегическим партнером России в Закавказье и в Каспийском регионе. Политический диалог между двумя странами развивается интенсивно, положительная динамика есть и в торгово-экономическом сотрудничестве (товарооборот в 2011 году вырос на 66% и превысил 2,2 млрд долларов). В сообщении о встрече российского президента с его армянским коллегой упор был сделан на стратегический уровень сотрудничества между двумя странами, а также на ту немаловажную роль, которую играют в армянской экономике российские инвестиции.
Что же касается карабахского вопроса, то его решение не может не иметь многоуровневого характера, включая реальное (а не декларативное) обеспечение безопасности как на местном уровне, так и более широкие, региональные рамки процесса. В настоящее время соответствующих условий не имеется, и все более насущной задачей является предотвращение скатывания в пропасть прямой военной конфронтации сторон. В этой связи готовность президентов к налаживанию гуманитарных контактов, активизации структур гражданского общества можно только приветствовать. Однако, как наглядно продемонстрировали подобные мероприятия, имевшие место в прошлом, попытки их использования исключительно в целях извлечения пропагандистских дивидендов существенно снижают их эффективность.
По мнению британского эксперта Тома де Ваала, «2012 год будет годом, когда посредники будут надеяться управлять конфликтом, но не решать эту проблему». Некоторые азербайджанские эксперты, указывая на возросшую мощь национальной армии, не очень серьезно относятся к важности сохранения статус-кво, что вряд ли продуктивно. Армения и Нагорный Карабах, несмотря на имеющиеся проблемы (впрочем, у кого сейчас их нет?), уделяют приоритетное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности и обороны.
Если в прошлые годы в некоторых заявлениях, в том числе принимаемых на высоком уровне (в Брюсселе, Довиле и других далеких от карабахских нагорий местах), нетерпеливо произносились двусмысленные сентенции, то сейчас оценки очевидным образом эволюционируют в сторону большей взвешенности и реализма. Попытки решения сложных конфликтов, подобных нагорно-карабахскому, методами кавалерийского наскока неизбежно отойдут в прошлое. На смену им придет здоровый прагматизм, связанный со стремлением Москвы развивать отношения с каждым из партнеров на Южном Кавказе, выведя карабахский вопрос «за скобки» вследствие практически полной невозможности его решения. Параллельно необходимо добиваться укрепления режима прекращения огня, залогом чего служит как зафиксированная в ходе сочинской встречи необходимость «отойти от крайних позиций», так и согласованная работа посредников.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии