№ 3 (186) Февраль (16–29) 2012 года.

От «Звартноца» до «Бурана»

Просмотров: 8704

Подъезжая к ереванскому аэропорту «Звартноц», можно увидеть странное сооружение, похожее на белый гриб, выросший до невероятных размеров. Дивный «гриб» не что иное, как радиолокационная станция «Скала-МПР», обеспечивающая безопасность полетов самолетов гражданской авиации в воздушном пространстве Армении. «Это действительно мощный трассовый радиолокатор, который безаварийно эксплуатировался и до сих пор продолжает эксплуатироваться в Армении, – говорит начальник управления гражданской авиации НКР, заслуженный летчик СССР Дмитрий Атбашьян, возглавлявший долгие годы аналогичное управление Армянской ССР. – Насколько мне известно, его разработчиками были армянские ученые».

Когда в 70-х годах прошлого века на одном из лианозовских предприятий был создан новый радиолокатор под названием «Скала», то его антенные системы при дальнейших модификациях нуждались в усовершенствовании. В авиации принято считать, что сердце самолета – это мотор, а вот глазами радиолокационного комплекса называют антенну. Как отмечает один из разработчиков изделия, к.т.н. Акоп Арутюнян, «ахиллесовой пятой» этого комплекса действительно оставалась антенная система. В 1979 году работы по ее совершенствованию поручаются группе армянских специалистов, которую возглавил молодой ученый, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки, к.т.н. Джон Арутюнян. В течение трех лет он создает на базе СКБ «Разданмаша» полигон «Зар» для испытания на нем сверхчастотных систем по собственной методике, основанной на «определении параметров излучения СВЧ-антенн по измеренному распределению поля в раскрыве». Сложная для непосвященных техническая формулировка на практике означает эффективное использование современных возможностей для обнаружения и слежения за летящими объектами. Кстати, еще в 1974 году она с успехом была применена при государственных испытаниях антенной системы опытного образца зенитно-ракетного комплекса «Бук», после чего советские военные единогласно отметили безукоризненную корректность расчетов армянского ученого.

Успешность научной мысли была настолько очевидной, что очень скоро «сверху» спустили план на разработку соответствующего первичного ГОСТа 8.192-76. Стоит отметить, что каждый ГОСТ разрабатывается на основе первичного эталона, причем на его создание предусматривается основная доля финансов, выделенных под проект. Поэтому не нужно долго объяснять, почему тогдашнее руководство так упорно акцентировало внимание на создании и внедрении первичных эталонов, несмотря на то, что впоследствии многие из них по причине невозможности их внедрения так и остались на бумаге. В частности, только в годы Х пятилетки качества их было создано в два раза больше, чем за всю предыдущую советскую и царскую историю, вместе взятые. Не осталась в стороне и Армения. В возглавляемом Парисом Геруни Всесоюзном НИИ радиофизических измерений всего за несколько лет умудрились создать целых четыре первичных государственных эталона, причем три из них оказались нежизнеспособными еще на этапе государственных испытаний. Автором одного из них, предусматривавшего позолоту отдельных элементов золотом высшей 999-й пробы, был сам директор института. Как поговаривали злые языки, в его рабочем кабинете находилась гальваническая ванна, где технологию золочения проходил не только опытный образец, но еще и кухонные принадлежности некоторых сотрудников. Между тем, четвертый ГОСТ 8.192-76 был принят без замечаний, а его ученым хранителем назначен разработчик Джон Арутюнян. Именно ему директор поручил исследовать технические огрехи неудавшихся стандартов. Не сведущий в закулисных интригах молодой ученый представил точные расчеты по внесению изменений в эталон своего непосредственного начальника, что не понравилось авторитету от науки. Несмотря на гнев начальства, Арутюняна вскоре командируют в США с группой армянских ученых для участия в выставке достижений промышленной Армении. Как оказалось, это была лишь часть плана, позволяющая обиженному руководству поделиться с КГБ Армении сомнениями относительно поведения Джона Арутюняна, «сильно изменившегося после возвращения на Родину» и якобы завербованного иностранными спецслужбами для шпионской деятельности против СССР. В советское время это звучало как приговор, особенно для тех, кто работал на предприятиях оборонного комплекса. Присланные на «сигнал» многочисленные комиссии, в том числе из Москвы, не обнаружили фактов разглашения государственной тайны. И все же в Госстандарте СССР был вынесен свой вердикт о профессиональной деятельности Джона Арутюняна, «как не обеспечивающего выполнение возложенных на него обязанностей», несмотря на то, что пятью месяцами ранее тем же ведомством ему была объявлена благодарность «За многолетнюю, безупречную и активную работу».

Решением ЦК КП Армении Дж. Арутюняна, как одного из лучших специалистов отрасли, направили на вновь созданное предприятие «Разданмаш». «Наверху» прекрасно понимали, что для демонстрации технического престижа советского государства на международной арене нужны не мифические успехи, а реальные результаты, которые восприняла бы мировая наука. И хотя бескомпромиссность ученого порой сильно выводила из себя начальство, тем не менее, его работам был дан «зеленый свет» как важному государственному заданию. Но при каждом удобном случае ему мелочно припоминали все. Даже то, что в начале 30-х годов его дед был раскулачен и сослан в Алтайский край. Но Джон Суренович продолжает заниматься работой. Хватает сил на докторскую диссертацию по той же тематике. Спустя всего лишь год предложенный им проект оригинальной антенной системы нового типа для радиолокационных комплексов гражданской авиации удостаивается высокой оценки ученых и высшей Всесоюзной премии. А уже в июле 1982 года опытный образец успешно проходит государственные испытания и рекомендуется к серийному выпуску. Кстати, по его предложению в договор о серийном производстве первых пяти образцов антенных систем тогда был внесен пункт о размещении трассового радиолокатора «Скала-МПР» в ереванском аэропорту «Звартноц». Первый из них установили в московском аэропорту «Внуково», а вот увидеть свое детище на родине Джону Арутюняну, к сожалению, так и не довелось. Молодого талантливого ученого не стало в августе 1982 года. Неожиданную гибель в официальной версии объявили самоубийством. Однако его брат Акоп Арутюнян до сих пор с этим не согласен. «В ту же ночь при обыске в квартире брата сотрудники КГБ конфисковали все материалы по эталонам. Была изъята и законченная докторская диссертация, до защиты которой оставались считаные месяцы. В дальнейшем ее следы отыскать не удалось: оказывается, положенный в подобных случаях акт в ту роковую ночь не был составлен. Возможно, материалы диссертации уже давно используют другие ученые. Возможно, она пылится в секретных архивах под учетным номером не сведущих в науке работников спецотделов. Также не исключено, что ее могли уничтожить в хаосе перестройки или уже в годы независимости», - считает Акоп Арутюнян.

Тем не менее, научное наследие Джона Арутюняна сегодня представлено 65 научными трудами. Его незавершенные технические проекты продолжают развивать ученые многих стран мира, хотя новаторские идеи могли бы успешно работать на армянскую науку. А еще в ереванском аэропорту «Звартноц» более 25 лет действует радиолокационная станция «Скала-МПР», обеспечивающая безопасность полетов гражданских самолетов. Благодаря участию генерального конструктора ТРЛК «Скала-МПР», д.т.н. Георгия Рабиновича, этот комплекс под названием ТРЛК-11 был установлен в Ереване, как дань памяти армянскому ученому, сумевшему с командой единомышленников создать уникальную антенную систему, не имеющую мировых аналогов на протяжении многих лет. «В нашем аэропорту служба радиолокации постоянно обеспечивается необходимой информацией от аэродромного радиолокационного комплекса «Иртыш» и трассового радиолокационного комплекса ТРЛК-11, антенная система которого, насколько мне известно, была создана на отечественном предприятии в Раздане. Естественно, за прошедшие годы оба комплекса прошли поэтапную модернизацию по замене устаревшего оборудования на более современные аналоги. В частности, на ТРЛК-11 вместо громоздкой ЭВМ и аппаратуры старого поколения установлены новейшие технические модули. Однако сама антенная система радиолокационного комплекса осталась до сегодняшнего дня без изменений и продолжает эффективно функционировать при сопровождении самолетов в радиусе 320 километров, - говорит технический директор ЗАО «Армаэронавигация» Геворг Симонян. – Кстати, есть еще один любопытный факт в «биографии» этого локатора. Для инструментальной посадки многоразового космического корабля «Буран» была разработана специальная система радиолокационного сопровождения под названием ТРЛК-1ОК, которая также была создана на базе одной из модификаций изделия «Скала».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 65 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Наконец то в печати появилась правдивая информация о Пятилетке Качества,ничего не давшей стране и народу, кроме неоправданных расходов и Знака Качества..! Как и преыдущие Пятилетки, она тоже не обошлась без притеснений и жертв... Ведь большинство утвержденные Госты на Первичные Государственные Эталоны остались на бумаге из-за невозможности их внедрения из-за грубых технических просчетов разработчиков. Наверно по этому, Главный идеолог и Ответственный, Первый Заместитель Госстсндарта СССР тов. КИПАРЕНКО по официальной версии погиб в катастрофе?
  2. Пенсионер (бывший работник Госстандарта) 2012-02-15 10:03:16 Наконец то в печати появилась правдивая информация о Пятилетке Качества,ничего не давшей стране и народу, кроме неоправданных расходов и Знака Качества..! Как и преыдущие Пятилетки, она тоже не обошлась без притеснений и жертв... Ведь большинство утвержденные Госты на Первичные Государственные Эталоны остались на бумаге из-за невозможности их внедрения из-за грубых технических просчетов разработчиков. Наверно по этому, Главный идеолог и Ответственный, Первый Заместитель Госстсндарта СССР тов. КИПАРЕНКО по официальной версии погиб в катастрофе? Подробности: http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2012-03/3064.html#ixzz1mQnvrqmI Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на сайт газеты Ноев Ковчег
  3. Когда Арутюнян Дж. представил Кипаренко свои расчеты и предложение о необходимости внесения изменений точностных характеристик в трех опубликованных ГОСТ-ах (8.191, 8.193, 8.194-2012), тогда приехала комиссия во главе Кипаренко для проверки на Эталонном центре. В акте было записано <<полевые мыши повредили кабели эталонного центра, из-за чего невозможно проведение измерений>>. Несмотря на этот факт, вывод был заблаговренно известен - <<эталоны соответствуют точностным характеристикам записанным в Гостах>>. Более 50 сотрудников ВНИИРИ написали коллективное заявление первому секретарю ЦК КПСС Армении и Председателю Госстандарта СССР об освобождении с занимаемых должностей в случаи если Арутюняна не востановят в должности. Кипаренко настоял на своей позиции и эти 50 с лишним сотруника были уволены. В последствии, 32 из них, вместе с Арутюняном поступили на работу во вновь создаваемое ПО Разданмаш.
  4. Наверное хороший был человек. Память о себе оставил и для Армении гордость.Оказывается летаем спокойно из нашего аэропорта благодаря армянскому ученому.Жаль, что так сложилось у него. В советские годы промышленная оборонка была под особым присмотром. Шаг влево, шаг вправо - сразу подозрение о разглашении гостайны. Расписку давали о не разглашении. Но именно тогда были созданы лучшие мировые образцы военной техники советскими учеными.Такое вот противоречие, клубок государственных интересов и мелких интриг чванливых чиновников.
  5. Арутюнян Джон Суренович был талантливым ученым, смелым и энергичным человеком, преданным своей работе. Пользовался заслуженным авторитетом среди специалистов и ученых данной специальности в Советском Союзе. Оптимист по натуре, добрый, справедливый руководитель. Примерный семьянин. Тот, кто знал его близко, помнит его простым по натуре, добрым, отзывчивым, жизнерадостным человеком, умеющим простым языком обьяснить правдивость своих идей и тем самым настроить сотрудников на творческую работу. В 1982г. советская наука потеряла талантливого ученого, а мы - доброго, отзывчивого и полного энергией и идеями хорошего товарища.
  6. Джона Суреновича знал лично и считаю, что он стал очередной жертвой амбициозных , тупоголовых и завистливых функцианеров армянской советской науки, Джон Суренович был одаренным и талантливым ученым. По прошествии времени радует тот факт, что есть попытка обективно оценить заслуги молодого армянского ученого. Похвально. Вечная память ему.
  7. Хорошая статья. Приятно ,когда есть люди ,о которых вспоминают и после смерти. Которые вносят свою лепту и большой труд на благо своей страны.
  8. Помним и гордимся!!!!!!!Вечная память.......
  9. Прежде всего, спасибо автору статьи за содержательный и всегда актуальный материал. Поддерживаю позицию Климента Матевосяна. Сожалею, что мне довелось мало поработать во время Джона Суреновича. Но тогда про него я слышал от сотрудников много положительного, как о замечательном человеке и отличном специалисте. Об Акопе Суреновиче знаю как о трудолюбивом учёном и компетентном руководителе инженерной службы на ПО"Разданмаш".
  10. Давно пора ГОССТАНДАРТУ РФ дать оценки и исправить ошибки Пятилетки Качества СССР, выполненные под чутким руководством КПСС: либо аннулировать или ввести поправки в десятки наспех утвержденных и принятых ГОСТ-ах на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ за пятилетку.
  11. Материалы по эталонам у Арутюняна попросили Кучукян А. Т. (ЕрНИИММ), профессор Абраамян и Степанян А.(ЕрПИ, передали в январе 1982 АН Арм ССР перед выборами член/кор-ов АН (против кандидатуры Геруни), оттуда доложили в ЦК КП... Приказ Демирчяна <<создать все условия для провала работ руководимые Арутюняном>> со всеми последствиями выполнил руководство ПО "РАЗДАНМАШ": Карапетян, Агамалян, Маилян . . .
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты