№ 3 (186) Февраль (16–29) 2012 года.

Диагноз поставлен, лечение известно, докторов нет

Просмотров: 4898

Недостатки армянской экономики знают даже те молоденькие журналистки, которые не очень дружат с цифрами и мечтают писать в гламурный журнал. Это олигархический тип ее устройства и прямо следующее отсюда нежелание власти что-либо менять. До какой-то степени этот тип экономики представляет собой самовоспроизводящуюся систему: сверхприбыли олигархов, полученные за счет близости к власти, идут на ее демократическое воспроизводство. Эта система больна, но не смертельно и даже способна к ограниченному развитию, ибо даже больному свойственны радости бытия. В виде некоторого увеличения экономической активности, которое и было зафиксировано в прошедшем году.

Теперь немного цифири. Рост «экономической активности» – показателя, пришедшего на смену ВВП – был запланирован на уровне 4,6 %. Однако в конце года прозвучали оптимистические заявления, в частности, министра экономики Тиграна Давтяна о том, что план будет перевыполнен и рост достигнет 5,5 %. Вскоре выяснилось, что и этот рубеж преодолен, и теперь уже считается, что рост экономической активности достиг 5,9%. Причем рост наблюдался во всех сферах экономики, кроме строительства, которое в свое время обеспечивало треть роста ВВП – более туманный показатель «экономической активности» тогда еще не вошел в моду.

В частности, объем промышленного производства Армении в 2011 году увеличился на 14,1% по сравнению с 2010 годом, почти достигнув 1 триллиона драмов, объем сельхозпроизводства вырос на 14,1%, перевалив за $2 млрд (825 млрд драмов). Правда, инфляция составила 7,7%. Раньше ВВП рассчитывался с учетом дефлятора, учитывающего инфляцию. Что касается экономической активности, то она по некоторым данным учитывает инфляцию, по другим – нет, и в этом случае рост оказывается «съеден» инфляцией.

Странно, что Всемирный банк тоже прогнозировал рост в 4,6% и, таким образом, оказался не прав. Что вселяет некоторый оптимизм, потому что и на следующие годы он прогнозирует крайне низкий для Армении темп развития – 4,3% в 2012 г. и 4,2% в 2013 г. (доклад ВБ «Глобальные экономические перспективы на 2012 год»), и тут умение ошибаться придется как нельзя кстати.

Армения, как известно, перед кризисом развивалась двузначными темпами. При всех своих слабостях это была экономика развития, которой пришел конец в 2009-м, когда ВВП упал на 14,5%. В 2010-м экономика то ли слегка подросла, то ли рост съела инфляция, и в итоге для того, чтобы достичь уровня 2008 г., Армении потребуется как минимум 2 года с сегодняшними темпами развития. Т.е. после президентских выборов 2008 г. страна шла назад, а не вперед. Конечно, сказался и кризис, выбрав почему-то мишенью не крупные экономики, на которых он сказался первыми процентами, а именно армянскую, которую трудно назвать статистически значимой в мировом экономическом процессе. Как бы то ни было, кризис послужил замечательным оправданием для провалов управления и как бы даже поднял авторитет страны, показав, что и она открыта болезням больших экономик.

Первое посткризисное завоевание власти – это резкое снижение амбиций. Если в 2008 г. преобладали заоблачные проекты, озвучиваемые властной верхушкой, то ныне даже министр обороны в своем послании по поводу 20-летия армянской армии назвал Армению медленно, но уверенно развивающейся страной. Что, в общем-то, хорошо для власти – медленное развитие позволяет сохранить ситуацию такой, какая она есть. Отрицательные темпы развития опасны сами по себе, а высокие темпы возможны только при изменении экономической формулы страны. И потому медленное развитие становится идеологией, украшенной определением «уверенно». Как бы «тише едешь – дальше будешь». Злые языки при этом добавляют: «От того места, куда едешь».

Тем не менее, несмотря на пессимизм низких темпов развития, отсутствие ярких экономических событий, агентству «Арка», занимающемуся экономическими исследованиями, удалось выделить 10 наиболее значимых событий армянской экономики в 2011 г.

Первое – это утверждение концепции индустриальной политики, нацеленной на экспорт. Согласно концепции, к 2015 г. ожидается удвоение объемов экспорта, а к 2020 году доведение этого показателя примерно до $3 млрд. По первым трем направлениям – коньячному производству, фармацевтике и точной инженерии – концепции развития уже подготовлены. Для реализации же общей концепции, касающейся 11 отраслей, будет сформирован индустриальный совет во главе с премьер-министром Армении, а также созданы отраслевые советы для координации работ. Что это будет – сказать трудно. Слишком высок риск создания некоего подобия печальной памяти Госплана. Обычно отрасли развиваются сами по себе, удостоившись же внимания власти, как правило, лучше не становятся. Налоговые преференции, которыми власть могла бы стимулировать развитие, применять боязно – слишком велика вероятность, что ими воспользуются влиятельные личности, не имеющие к развиваемым отраслям никакого отношения. К тому же и международные структуры почему-то проповедуют для развивающихся стран принцип налогового равенства, оставив возможность преференций для развитых. Так что остается выстроить бюрократическую структуру по развитию промышленности, которая, согласно законам Паркинсона, будет постоянно жаловаться на недостаток денег и полномочий.

Второе завоевание – это кредитование сельского хозяйства. Из 14% годовой ставки льготного кредита 4% правительство берет на себя.

Общий объем кредитных средств – 5 млрд драмов, около $13 млн. Если реализовать всю кредитную программу, то расходы правительства составят около полумиллиона долларов. Это если не взять под свою гарантию дешевый кредит и даже слегка навариться при достаточно высокой «льготной» ставке в 10%.

Третье завоевание – новый налоговый пакет законов, направленный на обеспечение дополнительных поступлений в доходную часть бюджета в размере около 100 млрд драмов (ок. $260 млн). Цель акции – максимальное улучшение среды для малого и среднего бизнеса (МСБ) и перевод налогового бремени в сферы, в которых сконцентрированы более высокие доходы. Т.е. надо будет отобрать у богатых предпринимателей, чтобы раздать бедным. Почему эта полезная акция не вошла в бюджет, а стала дополнением к нему в виде обещания о перевыполнении плана, спущенного партией, – неясно. Вероятный исход акции – это увеличение налогового бремени на наименее защищенный МСБ. Но в свете обещаний о репрессиях для крупного капитала и двух выборных лет акция приобретает еще и политический смысл. Во-первых, посредством выборочного применения сверхпланового налогообложения можно будет провести чистку рядов, оставив в крупном бизнесе только самых верных. Во-вторых, бюджет у нас, как во всякой развивающейся стране, плохо контролируем и лишние деньги в казне в выборные годы еще никогда не мешали власти самовоспроизвестись. Может, это и не так, однако вряд ли злые языки посчитают обязательство «слупить» с бизнеса лишних 100 миллиардов актом экономического благочестия.

Как известно, президент Саргсян 21 июня подписал закон «О свободных экономических зонах». На сегодня их две - близ ереванского международного аэропорта «Звартноц» и на территории завода «Марс». Первая предназначена для оптовой и розничной реализации сельскохозяйственной продукции, в основном на экспорт, вторая для реанимации завода «Марс», отданного за долги России и пребывающего пока в анабиозе. Ни армянская, ни российская сторона не смогли пока найти способов его реанимации, и объявление территории завода свободной экономической зоной является еще одной попыткой привести завод в чувство.

Следующее значимое событие – это открытие Всеармянского банка с уставным капиталом в $100 млн, из них $20 млн – выплаченная доля правительства Армении. Банк призван создать эффективные и прозрачные механизмы, которые позволят всему армянству принять участие в финансировании бизнес-проектов, имеющих общеармянское значение. Источниками для ресурсов банка должны стать долгосрочные средства Всемирного банка, МФК, ЕБРР, Европейского инвестбанка, Азиатского банка развития и др., а также средства армян диаспоры, для которых банк будет эмитировать облигации. При совокупном деловом капитале армянской диаспоры от $100 миллиардов проект может оказаться успешным, при условии внятного управления и правильной постановки задач.

Далее идут технологические и коммерческие завоевания – строительство новой линии по обогащению руды Араратской золотоизвлекательной фабрики на основе инновационной технологии «Альбион»; открытие завода по производству продукции Pepsi; модернизация столичного аэропорта с возможностью обслуживания 3 миллионов пассажиров в год; открытие представительства латвийского банка в Армении с интересами в малой энергетике, медно-молибденовом комплексе, сельском хозяйстве и др.

И самое важное организационное завоевание – Договор о зоне свободной торговли СНГ, подписанный 18 октября в Санкт-Петербурге. Договор предполагает упрощение торгово-экономических отношений между странами-подписантами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих сегодня режим свободной торговли на пространстве СНГ. Что-то вроде экономического содружества «стран общей судьбы». Единственное мешающее обстоятельство для нас – отсутствие общей границы со странами, подписавшими договор (СНГ минус Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан). В любом случае этот договор может положить начало новой эре в отношениях стран, объединив остатки СНГ в экономический союз на евразийских просторах.

Теперь еще раз о болезнях армянской экономики. Буквально неделю назад я зашел в крупный магазин бытовой техники купить телефон.

– Паспорт у вас с собой? – спросила продавщица.

– Да. А для чего он вам? – поинтересовался я.

– У нас приказ из налоговой. При оформлении счета-фактуры стоимостью свыше 10 000 драмов (ок. $26) вносить в нее паспортные данные покупателя.

– Паспорт я не дам. А вам бы следовало вывесить объявление: «Без паспорта не входить» – у вас дешевле 10 000 драмов только батарейки.

– Неужели вы думаете, что мы заинтересованы создавать себе препятствия в торговле? Это – налоговая, а с ней лучше не связываться.

– Послушайте, а вы не стали требовать у налоговика справки о психическом здоровье? Вы представляете, что будет твориться в продуктовых магазинах, если на каждые 10 000 драмов оформлять счет-фактуру вместо товарного чека? И вы уверены, что это действительно налоговик, а не агент враждебной страны, решивший подорвать экономику страны? В национальную безопасность не звонили? За усы не дергали? Они у него наверняка приклеенные!

В общем, подошли продавцы и из других отделов, чтобы поучаствовать в общем веселье, и дали мне телефон без паспорта. А вывод, к сожалению, печальный. Ежу понятно, что с инициативой требовать паспорт за трату в размере $26 может выступить только враг или идиот. Но главное – что люди в это поверили. Потому что ничего приличного от налоговой не ждут. Т.е. дружбы между бизнесом и государством нет, а это самый что ни на есть мощный экономический тормоз. Убрать его – и не за горами двузначные темпы развития. Как любил говаривать Гарун Аль-Рашид: «Мягкие законы и умеренные налоги любой народ сделают процветающим». Имея в виду законы и налоги для всех, в отличие от олигархической формулы «Друзьям – всё, врагам – законы».

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Вы это серьезно, в самом деле при покупке товара свыше 26 долларов надо предъявить документы для налоговой??? Ответьте, пожалуйста. Что-то не верится...
  2. Это называется грабеж среди белого дня, становится понятным почему народ покидает страну...Что-то речь Саркисяна на встрече с втеранами войны не увязывается с положением в республике. О чем думают господа управляющие?Когда телегу запряжают впереди лошади оно движеться не туда.
  3. Заголовок супер! Диагноз поставлен - врачей нет...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты