№ 3 (186) Февраль (16–29) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 7396

14 февраля

Тэарндарач.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Праздник установлен в честь сретения (встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Следуя обычаю на сороковой день по рождении младенца приносить его в храм и представлять Всевышнему, Иосиф и Мария прибыли в Иерусалим, чтобы посвятить мла­денца Иисуса Богу. Евангелист Лука пишет, что едва они переступили порог храма, как сюда же пришел старец Симеон.

По преданию, он был одним из 70 переводчиков, которые переводили Ветхий Завет на греческий язык. Работая над книгой пророка Исайи, Симеон усомнился в достоверности слов о рождении Христа девой и своевольно заменил «деву» на «жен­щину». Но ангел восстановил слово «дева», записав его золотыми буквами, и предсказал Симеону, что тот «не увидит смерти, доколе не узрит Христа Го­сподня». Старец увидел младенца, в котором по наи­тию признал Христа, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое».

Сюда же пришла и 84-летняя вдова Анна-проро­чица, которая на протяжении многих лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Когда Симеон взял Иисуса на руки, Анна, так­же по вдохновению свыше признавшая в Нем Хри­ста, «славила Господа и говорила о Нем всем».

Сретение отделилось от Богоявления и вошло в армянский церковный календарь как самостоя­тельный праздник в V веке при Католикосе Сааке Партэве. Армянское название праздника Тэарндарач (Тэрэндез) переводится как «навстречу Госпо­ду», «встречать Господа» или «Господь с вами».

После службы по древнейшей традиции разжи­гается костер, вокруг которого начинается всеобщее веселье. Обычай восходит к дохристианскому празд­нику, посвященному верховному богу Арамазду.

16 февраля

Вардананц. Свв. полководца Вардана Мамиконяна и его 1036 воинов, павших в великой Аварайрской битве.

Тезоименитство

ГАРЕГИНА II – Верховного

Патриарха и Католикоса Всех Армян

В V веке персидский царь Иездигерд II поста­вил целью обратить армян в маздеистскую веру. «Чтобы никто не смел называть себя христиани­ном, в противном случае будет судим мечом, огнем и виселицей». Этот ультиматум вызвал народное возмущение в Армении. В городе Арташате состо­ялся Национально-церковный собор для обсуж­дения ситуации. Отвергнув притязания на духов­ную свободу, собор ответил, что никто не отвратит армян от христианства – «ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь». Главнокомандующий армянской армией князь Вардан Мамиконян и верные ему кня­зья дали обет отстоять Родину и веру ценой жизни.

Князь Вардан вел свои полки навстречу персам, разбившим лагерь у реки Тхмут в Аварайрском поле. Перед ним стояла задача остановить мощнейшую армию, сметавшую все на своем пути. Но повстан­цы, окрыленные проповедями Католикоса Овсепа I и иерея Гевонда, призывами князя Вардана, были непо­колебимы. «Если даст Господь победу рукам нашим – истребим силы их, чтобы поднялась сторона пра­вая! – призывал князь. – А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, при­мем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная – смерть, смерть осознанная – бессмертие!»

Накануне битвы святые отцы отслужили моле­бен. Битва началась на рассвете 26 мая 451 г. Князь Вардан рубил врага плечом к плечу с солдатами и священниками. Как сказал летописец, «каждый че­ловек в душе был церковью и сам же священником». В одной из схваток Вардан Мамиконян пал смертью героя. И хотя потери персов оказались втрое боль­ше, армянские полки были уже не в состоянии про­должать бой и отступили к горным крепостям.

Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину никакая сила не отвратит армян от христианской Родины. Армянская Церковь при­числила князя Вардана и его 1036 соратников к лику святых. Церковь соединила день памяти Варданидов с днем мучеников Вачеанц.

День Аварайрской битвы отмечается в Арме­нии как национальный и церковный праздник.

18 февраля

Свв. 150 отцов Второго

Вселенского Собора

в Константинополе

В 381 году император Феодосий I созвал в Кон­стантинополе Второй Вселенский Собор для осуж­дения бывшего Константинопольского Патриарха Македония. Согласно учению Македония, Дух Свя­той не равен Богу Отцу и Богу Сыну, а выступа­ет как ипостась «отчужденная и разобщенная от Отца и Сына». На Соборе присутствовали только епископы восточной части Римской империи, все­го 150 человек, среди них – выдающиеся богословы Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Григо­рий Нисский, Мелетий Антиохийский.

Догматическая деятельность Второго Собора выразилась в обновлении канонических правил, вы­работке формулы троичности Бога и канонизации Символа Веры, который дополнился новым пунктом о Святом Духе, равном Отцу и Сыну. Собор отлучил от Церкви Македония и его последователей.

19 февраля

Бун Барекендан.

Истинная Масленица

(Воспоминание Рая)

Праздник, который русские называют Мас­леницей, а европейцы Карнавалом, у армян на­зывается Барекендан, что значит «доброе житие, радость жизни». Это своеобразные народные про­воды зимы и ожидание теплых дней после весен­него равноденствия. Праздник сохранил пережит­ки древних празднеств, которые христианство не смогло вытеснить из бытового сознания. В старину на Масленицу готовили обильную пищу, проводи­ли увеселительные мероприятия, а бедняки и ни­щие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В воскресную ночь после Масленицы ели на ужин мацун (простоквашу) и катнов – молочную рисо­вую кашу. День после Масленицы был нерабочим и именовался в народе «бакла хоран».

Поскольку посты некоторых других церковных праздников также имеют свою Масленицу, то эта на­зывается Истинной и отмечается в воскресенье на­кануне начала Великого поста. В субботу перед Ис­тинной Масленицей алтарная завеса закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы ли­тургия совершается за закрытой завесой.

20 февраля

Начало Великого поста

Церковный календарь насыщен постными днями. Каждая среда и пятница являются днями поста: среда – как день предательства Иисуса Иудой, пятница – как день распятия Христа. Кроме того, каждый из Великих церковных праздников также имеет постные дни.

Сразу после Истинной Масленицы начинает­ся Великий пост – период воздержания, покаяния, самоанализа и молитвы. Дни Великого поста, как и любого другого, можно назвать периодом духовного просвещения, замаливания грехов. «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам», – наставлял апостол Иа­ков. Великий пост является наиболее длительным периодом среди подобных: он длится семь недель, за вычетом субботних и воскресных дней. Утверж­дение этого поста восходит к сорокадневному пе­риоду, проведенному Иисусом Христом в пустыне до явления людям в качестве Господа. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, – рассказывает евангелист Матфей, – и по­стился сорок дней и сорок ночей».

Кроме того, что посты вообще имеют важное воспитательное значение и благотворно воздей­ствуют на духовное самочувствие, они, очищая ор­ганизм, влияют и на физическую сторону жизне­деятельности. Тем, кому по причинам физического недомогания трудно соблюдать все дни Великого поста, Церковь рекомендует соблюдать, по крайней мере, первую и последнюю постные недели. В пери­од поста следует отказываться от мясных и молоч­ных продуктов и потреблять растительную пищу. Воздержание не должно стать самоцелью и пыт­кой – чтобы достичь искомых результатов, человек должен принимать требования поста как желаемую реальную возможность духовного и физического исцеления, обновления.

26 февраля

Воскресенье

Изгнания

Каждое из воскресений Великого поста имеет свое название и значение. Первое воскресенье напоминает о самом страшном наказании человека, коим стало изгнание из рая и лишение его вечного блаженства.

Адам стал венцом величайшего вселенского акта: «И сотворил Бог человека но образу Своему, по образу Божию сотворил его» из земли. Адам жил в Эдемском саду вместе с созданной из его ребра женой Евой, что значит «жизнь». Вопреки повелению Твор­ца Адам поддался уговорам соблазненной дьяволом женщины вкусить от плода древа познания добра и зла, за что вместе с ней был изгнан из рая со словами: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах превратишься». Адамов грех наложил траги­ческий отпечаток на судьбу всего человечества. Од­нако второй Адам в лице Иисуса Христа расчистил дорогу в рай, дав людям покаяние, крещение и взяв на себя их грехи. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», – наставлял апостол Павел, и в этом – таинство Воскресенья изгнания.

Человек сам является древом познания, древом добра и зла, плоды которых пожинает в зависимо­сти от того, чему отдает предпочтение. Некогда Тво­рец сказал первому на земле убийце Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». На каждом шагу человека подстерегают искушения, призван­ные вызвать в нем тягу к злу и тем самым отвратить от Бога. Добрые плоды вызывают в человеке состоя­ние безмятежной радости и блаженства, напоминая о блаженстве вечном, изначально данном прароди­телям и утраченном ими.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. отличная публикация!
  2. Все церкви в Армении являлись албанскими, они существовали задолго до появления(с начала 19-го века) хайского этноса в Закавказии...
  3. Ну вот Вы и показали свой "уровень".Хотя чего удивляться, ведь ваши т.н. ученые-историки из Азербайджанской академии наук ( бред!) не шибко далеко от Вас в интеллектуальном плане ушли.
  4. Прошу не убирать фигню,написанную Аз-Ар ом,чтобы всем стало ясно,какие уроки преподают в соседнем государстве.
  5. Иисуса распяли на кресте так и двое других преступников, получается крест служил орудием казни.Не понятно почему тогда стали христиане поклоняться символу смерти-скрещенным бревнам и это не является ли язычеством-поклонение предмету а не духу? Иной раз церковники буддистов считают язычниками, мол они молятся произведениям скульптора, а сами при этом почтут разные портреты Иисуса и бревен скрещенных.Где реалии веры в Бога?Или все это ест выдумки горсти людей7...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты