Праздники Армянской Апостольской Церкви
14 февраля
Тэарндарач.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Праздник установлен в честь сретения (встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Следуя обычаю на сороковой день по рождении младенца приносить его в храм и представлять Всевышнему, Иосиф и Мария прибыли в Иерусалим, чтобы посвятить младенца Иисуса Богу. Евангелист Лука пишет, что едва они переступили порог храма, как сюда же пришел старец Симеон.
По преданию, он был одним из 70 переводчиков, которые переводили Ветхий Завет на греческий язык. Работая над книгой пророка Исайи, Симеон усомнился в достоверности слов о рождении Христа девой и своевольно заменил «деву» на «женщину». Но ангел восстановил слово «дева», записав его золотыми буквами, и предсказал Симеону, что тот «не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня». Старец увидел младенца, в котором по наитию признал Христа, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое».
Сюда же пришла и 84-летняя вдова Анна-пророчица, которая на протяжении многих лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Когда Симеон взял Иисуса на руки, Анна, также по вдохновению свыше признавшая в Нем Христа, «славила Господа и говорила о Нем всем».
Сретение отделилось от Богоявления и вошло в армянский церковный календарь как самостоятельный праздник в V веке при Католикосе Сааке Партэве. Армянское название праздника Тэарндарач (Тэрэндез) переводится как «навстречу Господу», «встречать Господа» или «Господь с вами».
После службы по древнейшей традиции разжигается костер, вокруг которого начинается всеобщее веселье. Обычай восходит к дохристианскому празднику, посвященному верховному богу Арамазду.
16 февраля
Вардананц. Свв. полководца Вардана Мамиконяна и его 1036 воинов, павших в великой Аварайрской битве.
Тезоименитство
ГАРЕГИНА II – Верховного
Патриарха и Католикоса Всех Армян
В V веке персидский царь Иездигерд II поставил целью обратить армян в маздеистскую веру. «Чтобы никто не смел называть себя христианином, в противном случае будет судим мечом, огнем и виселицей». Этот ультиматум вызвал народное возмущение в Армении. В городе Арташате состоялся Национально-церковный собор для обсуждения ситуации. Отвергнув притязания на духовную свободу, собор ответил, что никто не отвратит армян от христианства – «ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь». Главнокомандующий армянской армией князь Вардан Мамиконян и верные ему князья дали обет отстоять Родину и веру ценой жизни.
Князь Вардан вел свои полки навстречу персам, разбившим лагерь у реки Тхмут в Аварайрском поле. Перед ним стояла задача остановить мощнейшую армию, сметавшую все на своем пути. Но повстанцы, окрыленные проповедями Католикоса Овсепа I и иерея Гевонда, призывами князя Вардана, были непоколебимы. «Если даст Господь победу рукам нашим – истребим силы их, чтобы поднялась сторона правая! – призывал князь. – А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, примем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная – смерть, смерть осознанная – бессмертие!»
Накануне битвы святые отцы отслужили молебен. Битва началась на рассвете 26 мая 451 г. Князь Вардан рубил врага плечом к плечу с солдатами и священниками. Как сказал летописец, «каждый человек в душе был церковью и сам же священником». В одной из схваток Вардан Мамиконян пал смертью героя. И хотя потери персов оказались втрое больше, армянские полки были уже не в состоянии продолжать бой и отступили к горным крепостям.
Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину никакая сила не отвратит армян от христианской Родины. Армянская Церковь причислила князя Вардана и его 1036 соратников к лику святых. Церковь соединила день памяти Варданидов с днем мучеников Вачеанц.
День Аварайрской битвы отмечается в Армении как национальный и церковный праздник.
18 февраля
Свв. 150 отцов Второго
Вселенского Собора
в Константинополе
В 381 году император Феодосий I созвал в Константинополе Второй Вселенский Собор для осуждения бывшего Константинопольского Патриарха Македония. Согласно учению Македония, Дух Святой не равен Богу Отцу и Богу Сыну, а выступает как ипостась «отчужденная и разобщенная от Отца и Сына». На Соборе присутствовали только епископы восточной части Римской империи, всего 150 человек, среди них – выдающиеся богословы Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский.
Догматическая деятельность Второго Собора выразилась в обновлении канонических правил, выработке формулы троичности Бога и канонизации Символа Веры, который дополнился новым пунктом о Святом Духе, равном Отцу и Сыну. Собор отлучил от Церкви Македония и его последователей.
19 февраля
Бун Барекендан.
Истинная Масленица
(Воспоминание Рая)
Праздник, который русские называют Масленицей, а европейцы Карнавалом, у армян называется Барекендан, что значит «доброе житие, радость жизни». Это своеобразные народные проводы зимы и ожидание теплых дней после весеннего равноденствия. Праздник сохранил пережитки древних празднеств, которые христианство не смогло вытеснить из бытового сознания. В старину на Масленицу готовили обильную пищу, проводили увеселительные мероприятия, а бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В воскресную ночь после Масленицы ели на ужин мацун (простоквашу) и катнов – молочную рисовую кашу. День после Масленицы был нерабочим и именовался в народе «бакла хоран».
Поскольку посты некоторых других церковных праздников также имеют свою Масленицу, то эта называется Истинной и отмечается в воскресенье накануне начала Великого поста. В субботу перед Истинной Масленицей алтарная завеса закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы литургия совершается за закрытой завесой.
20 февраля
Начало Великого поста
Церковный календарь насыщен постными днями. Каждая среда и пятница являются днями поста: среда – как день предательства Иисуса Иудой, пятница – как день распятия Христа. Кроме того, каждый из Великих церковных праздников также имеет постные дни.
Сразу после Истинной Масленицы начинается Великий пост – период воздержания, покаяния, самоанализа и молитвы. Дни Великого поста, как и любого другого, можно назвать периодом духовного просвещения, замаливания грехов. «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам», – наставлял апостол Иаков. Великий пост является наиболее длительным периодом среди подобных: он длится семь недель, за вычетом субботних и воскресных дней. Утверждение этого поста восходит к сорокадневному периоду, проведенному Иисусом Христом в пустыне до явления людям в качестве Господа. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, – рассказывает евангелист Матфей, – и постился сорок дней и сорок ночей».
Кроме того, что посты вообще имеют важное воспитательное значение и благотворно воздействуют на духовное самочувствие, они, очищая организм, влияют и на физическую сторону жизнедеятельности. Тем, кому по причинам физического недомогания трудно соблюдать все дни Великого поста, Церковь рекомендует соблюдать, по крайней мере, первую и последнюю постные недели. В период поста следует отказываться от мясных и молочных продуктов и потреблять растительную пищу. Воздержание не должно стать самоцелью и пыткой – чтобы достичь искомых результатов, человек должен принимать требования поста как желаемую реальную возможность духовного и физического исцеления, обновления.
26 февраля
Воскресенье
Изгнания
Каждое из воскресений Великого поста имеет свое название и значение. Первое воскресенье напоминает о самом страшном наказании человека, коим стало изгнание из рая и лишение его вечного блаженства.
Адам стал венцом величайшего вселенского акта: «И сотворил Бог человека но образу Своему, по образу Божию сотворил его» из земли. Адам жил в Эдемском саду вместе с созданной из его ребра женой Евой, что значит «жизнь». Вопреки повелению Творца Адам поддался уговорам соблазненной дьяволом женщины вкусить от плода древа познания добра и зла, за что вместе с ней был изгнан из рая со словами: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах превратишься». Адамов грех наложил трагический отпечаток на судьбу всего человечества. Однако второй Адам в лице Иисуса Христа расчистил дорогу в рай, дав людям покаяние, крещение и взяв на себя их грехи. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», – наставлял апостол Павел, и в этом – таинство Воскресенья изгнания.
Человек сам является древом познания, древом добра и зла, плоды которых пожинает в зависимости от того, чему отдает предпочтение. Некогда Творец сказал первому на земле убийце Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». На каждом шагу человека подстерегают искушения, призванные вызвать в нем тягу к злу и тем самым отвратить от Бога. Добрые плоды вызывают в человеке состояние безмятежной радости и блаженства, напоминая о блаженстве вечном, изначально данном прародителям и утраченном ими.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии