№ 4 (187) Март (1–15) 2012 года.

Недружественное поведение дружественных Соединенных Штатов

Просмотров: 8081

В своем бюджетном послании президент США Барак Обама сообщил о сокращении финансовой помощи Армении в 2013 году до $35,8 млн, что на 18% ниже запроса администрации на 2012 год. Этот факт вызвал бурю эмоций в Армении и среди армянства всего мира. В целом предложение президента о сокращении расходной части американского бюджета не должно было бы вызывать особого удивления на фоне бюджетного дефицита в $900 млрд. Не должно было бы, если бы не несколько «но»…

Рассматривая и анализируя эти «но», прежде всего следует отметить, что Турции в рамках Программы международного военного образования и обучения администрация Обамы предложила выделить $3,6 млн ввиду того, что «Турция продолжает играть возрастающую роль в качестве усиливающегося глобального партнера». Это свидетельствует как минимум о наличии у Вашингтона особого отношения к Турции, чья экономика входит в двадцатку крупнейших в мире и которая вместе с Азербайджаном почти два десятилетия осуществляет транспортную блокаду Армении. Также примечательно, что в послании Обамы, на радость нашим восточным соседям, ничего не говорилось о помощи Нагорному Карабаху, также блокированному Азербайджаном.

Чтобы разобраться в региональных политических пристрастиях администрации Обамы, следует рассмотреть общую картину предлагаемой Штатами странам Южного Кавказа финансовой помощи. Выглядит она следующим образом. В рамках Фонда экономического содействия: Армении – $27,2 млн, Азербайджану – $11 млн, Грузии – $42,7 млн. В рамках Программы иностранного военного финансирования: Армении и Азербайджану по $2,7 млн, Грузии – $14,4 млн.

В рамках Программы международного контроля над наркотиками и правовым порядком: Армении – $2,8 млн, Азербайджану – $1,2 млн, Грузии – $4 млн.

В рамках всемирных программ здравоохранения: Армении – $2,5 млн, Грузии – $4 млн. В рамках Программы международного военного образования и обучения: Армении и Азербайджану по $600.000, Грузии – $1,8 млн.

При помощи нехитрой арифметики можно посчитать, что объемы американской помощи, предоставляемые Грузии, превышают вместе взятые объемы помощи Армении и Азербайджану.

Однако удивляться подобному распределению благ со стороны американцев не приходится, особенно на фоне общего антироссийского курса Тбилиси и верноподданнических чувств, испытываемых Михаилом Саакашвили в отношении Белого дома. Учитывая же, что именно Анкара является главным проводником интересов США на Большом Ближнем Востоке, удивляться тому, что Турции предоставили по военным образовательным программам помощь, превосходящую выделяемые на эти цели средства для Армении, Грузии и Азербайджана, вместе взятые, также не приходится. И в данном случае для Вашингтона не имеет значения, что Турция имеет вторую после США армию в Североатлантическом блоке. Удивление вызывает лишь отношение Соединенных Штатов к Армении, которую высшие американские чины не устают характеризовать как партнера и друга.

Однако характерно, что, несмотря на традиционные заявления об укреплении армяно-американского сотрудничества по всем направлениям, объемы американской помощи Армении постепенно и неуклонно сокращаются Соответственно на фоне отсутствия более весомых аргументов желание Обамы сократить помощь Армении приходится рассматривать лишь в контексте желания Вашингтона еще более угодить «проводнику интересов» в лице Турции.

Согласно выраженному нашей газете мнению замдекана факультета востоковедения ЕГУ, известного тюрколога Рубена Мелконяна, предложение президента США Барака Обамы о сокращении на 18% оказываемой США экономической помощи Армении вполне укладывается в политику поблажек, осуществляемую Штатами в отношении Турции, в том числе за счет Армении. К ее проявлениям, помимо заявления Обамы, эксперт относит недавнее антиармянское заявление госсекретаря Хиллари Клинтон, которое весьма бурно приветствовал глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмед Давудоглу.

Помимо этого, Клинтон фактически осудила Францию за принятие законопроекта, криминализирующего отрицание учиненного турками геноцида армян. По мнению Мелконяна, подобное поведение Вашингтона диктуется последними импульсами на Ближнем Востоке, а также большой ролью, отведенной Штатами Турции в урегулировании ситуации в Сирии. «Впрочем, роль эту Анкара уже провалила, так и не сумев реализовать революцию в Сирии, несмотря на то, что именно из Турции сирийским мятежникам продолжают доставляться боеприпасы. Думаю, что Обаме будет очень нелегко продавить свое предложение в Конгрессе, учитывая работу армянских лоббистских организаций, а также наличие проармянски настроенных конгрессменов. Но в итоге, как мне кажется, Конгресс все же примет это предложение, и экономическая помощь Армении будет урезана», – считает Мелконян. В свою очередь, политолог Ерванд Бозоян считает, что, несмотря на финансовый кризис, предложение президента направить дополнительные средства для реализации Программы международного военного образования в Турции объясняется приоритетами Вашингтона во внешней политике, в частности, тем, что Турция является партнером США в вопросе Сирии и Ирана.

Возвращаясь к Армении, в целом становится понятно, что, помимо Обамы и его администрации, в США существует еще и Конгресс, и дело на этом явно не закончится, учитывая предстоящую стадию детальных обсуждений в его комиссиях и подкомиссиях. Немаловажно, что армянские лоббистские структуры традиционно прилагают немалые усилия, чтобы увеличить объемы помощи, предоставляемой Армении, предусмотрев в бюджете целевую помощь Нагорному Карабаху. Сейчас «Ай Дат» уже ведет работу, чтобы в ходе обсуждений в Комиссии по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США и Сенате объем ежегодной помощи Армении был увеличен, а также отдельно были закреплены $10 млн для Нагорного Карабаха. Первым на предложение Обамы в диаспоре откликнулся исполнительный директор Армянской ассамблеи Америки Брайан Ардуни, заявивший, что, принимая во внимание 20-летнюю блокаду Армении со стороны Турции и угрозу безопасности в регионе по причине продолжающейся воинственной риторики Азербайджана в адрес Армении и НКР, финансирование должно быть сохранено, по крайней мере, на уровне 2012 года. Ему вторит конгрессмен Адам Шифф, собирающийся провести работу со своими коллегами, чтобы добиться постоянного финансирования Нагорного Карабаха. Напомнив Обаме о всесторонней поддержке, оказываемой Арменией американским и натовским операциям в Афганистане, Ираке и Косово, исполнительный директор АНКА Арам Ампарян в свою очередь заявил, что президент Обама вновь пытается урезать экономическую помощь Армении, несмотря на тяжелые экономические последствия блокады, осуществляемой в ее отношении Турцией и Азербайджаном.

Впрочем, помимо миссии наших миротворцев в развязанных Штатами горячих точках мира, нашим соотечественникам следовало бы напомнить и Бараку Обаме, и его не в меру хладнокровному и забывчивому госсекретарю Хиллари Клинтон их обещание признать геноцид армян, учиненный предками нынешних турецких друзей Вашингтона в далеком 1915-м. Помимо обещания о признании геноцида армян, Обама обещал армянской общине либерализацию и расширение торговли с Арменией, принятие жесткой позиции в вопросе нарушения Азербайджаном режима прекращения огня, углубление связей между Арменией и США. Однако ни по одному из этих направлений прогресса в ходе его президентства как не было, так и нет. И думается, что предстоящие в ноябре этого года президентские выборы в США станут для армян, проживающих в Штатах, наилучшим поводом напомнить кандидату Обаме о несдержанных обещаниях.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 33 человека