Никита Высоцкий: Армения мне не чужая страна
Недавно в Ереванском Доме Москвы состоялся закрытый показ картины «Высоцкий. Спасибо, что живой», на просмотр которой собрался почти весь культурный Ереван. «Я и мое поколение выросло на культуре, которая в то время называлась диссидентской. Но даже если это так, то нельзя отрицать, что все мы получили культурный импульс благодаря Высоцкому, рок-группам, Битлз. Мой приход сюда лишь еще раз подчеркивает уважение к таланту Владимира Семеновича», – говорит министр культуры РА Асмик Погосян.
Картину должен был представить сын Владимира Высоцкого – Никита, но почти до последней минуты было неясно, сможет ли он принять участие в презентации: накануне из-за обильных снегопадов в Армении были закрыты все аэропорты. Правда, когда в два часа ночи самолет все же вылетел из Москвы, местные организаторы вздохнули с облегчением. Несмотря на усталость, Никита Высоцкий с утра успел побывать в Ереванском музее Сергея Параджанова, а затем уложиться в график: вовремя провел запланированный брифинг и пообщался после просмотра картины со зрителями. И хотя многих интересовали «уши Безрукова», как называют в Интернете исполнителя главной роли, тем не менее, интригу составили не они. Среди зрителей нашлись не просто современники актера, но и те, кто бывал на его концертах или непосредственно присутствовал на неофициальных выступлениях и даже общался на «кухонных посиделках с парнем в непритязательном свитере-самовязе».
«Когда в 1975 году наша страна отмечала 30-летие Великой Победы, к нам в школу пришли участники войны. Надо ли говорить, как, затаив дыхание, мы ждали их рассказов о сражениях и личных подвигах. К нам вышел иконостас. В бескозырке. С орденами во всю грудь. И обратился… со стандартным, уже тысячи раз зачитанным текстом о том, что «22 июня 1944 года фашистские полчища, нарушив границу СССР, вероломно вторглись…» и дальше в том же духе минут двадцать. Но нам была нужна и другая правда, а не только прилизанный пафос. В свое время писателя Виктора Некрасова обвиняли в том, что он слишком правдиво написал книгу о войне. Упреки слышатся и в адрес Никиты Михалкова. Но ведь до победного знамени над Рейхстагом были еще и страшные реалии войны: тела в окопах, тлеющая во рту у только что убитого солдата непогашенная самокрутка… Эти эпизоды не принижали роль советского солдата, а наоборот, возвеличивали его подвиг, доставшийся столь дорогой ценой, – делится своим мнением Никита Владимирович. – Конечно, можно было сделать наш фильм причесанным, но тогда он тоже читался бы весьма скучно». И хотя тема «не эстетства» затем плавно переросла в разговор о наркомании вообще, тем не менее, овации зрительного зала и крики «Браво!» после премьеры лишь подтвердили правоту идеи, вложенной ее создателями в ленту: «Это история про то, как человек не сдавался ни при каких обстоятельствах, оставаясь при этом Человеком в самых чудовищных ситуациях. И даже пережив клиническую смерть, он еще год на оголенном нерве продолжал дарить свой талант людям».
«Я – ровесница вашего отца и, наверное, одна из первых слушательниц Высоцкого. Мне посчастливилось услышать его голос в собраниях Вадима Туманова, который был другом и большим поклонником таланта Владимира Семеновича, – говорит, обращаясь к Никите Владимировичу, старейший корреспондент Общественного армянского радио Ольга Арутюнян. – Сегодня меня очень радует, что среди семнадцатилетних стал проявляться интерес к творчеству советского барда, а ваш фильм, уверена, поможет им ближе познакомиться с этим великим певцом, поэтом, артистом».
Кстати, в тот вечер, вопреки расхожему мнению о потере интереса молодых к творчеству Высоцкого, подрастающее поколение было явно не в меньшинстве. Но если старшие все же с ностальгией говорили о советском прошлом - с его хорошими и плохими сторонами, то молодежь по большей части интересовали более практичные вопросы: бюджет ленты, география кинопроката, кассовые сборы, рейтинговые показатели, доля участия американского финансирования. По словам сценариста, за пять лет, которые ушли на создание фильма, было потрачено 12 миллионов долларов с учетом пятидесятипроцентного участия американской стороны. «Высоцкий» собрал при просмотре более 870 миллионов рублей, стал лидером проката среди российских фильмов 2011 года и самой кассовой лентой по версии Sony Pictures Releasing International в 2010-2011 году наряду с такими хитами, как «Пираты», «Трансформеры» и «Гарри Поттер». «Фильм уже посмотрели в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Германии, Голландии, Австрии, Чехии… И хотя отношение к данной картине неоднозначное, тем не менее основной части зрителей, а это около 70%, он понравился. При остальных оценках только два процента зрителей фильм совершенно не восприняли. «Очень надеюсь, что в Армении картина найдет своих поклонников. Тем более с вашей страной у нашей семьи связаны свои личные воспоминания. Отец приезжал на гастроли в Ереван, а жена его отца, то есть мачеха, воспитавшая Владимира Семеновича, была армянкой и, конечно, внесла в его жизнь частичку своей культуры. Так что Армения мне не чужая страна», – говорит директор Государственного культурного центра-музея В. C. Высоцкого, артист Никита Владимирович Высоцкий.
Кстати, не так давно российский журнал «Шестое чувство» опубликовал довольно интересное исследование протоиерея Русской Православной Церкви Михаила Ходанова «Религия в жизни Владимира Высоцкого: тайна крещения», где согласно источнику, Владимир Высоцкий был крещен в армянской апостольской церкви во время гастрольной поездки в Ереван. По возвращении в Москву о свершенном таинстве он поделился с женой Людмилой Абрамовой, которая подарила ему Георгиевский крест – семейную реликвию, доставшуюся от прабабушки, сестры милосердия в Первую мировую войну. По мнению автора статьи, вряд ли Высоцкий осознанно сделал выбор в пользу монофизитства, но именно обряд крещения, по всей вероятности, стал для него той самой ступенью, которая ведет к Богу. А вот знакомое по фотографиям серебряное распятие подарил ему в конце жизни известный художник и скульптор Михаил Шемякин. Во время похорон, когда гроб с телом Владимира Высоцкого был выставлен на гражданскую панихиду, отец поэта из определенных опасений снял его с груди сына и положил где-то рядом. Но его тотчас кто-то украл. Видимо, «на память».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии