№ 3 (186) Февраль (16–29) 2012 года.

США заинтересованы в участии Грузии в военных действиях против Ирана

Просмотров: 4490

31 января в политической жизни Грузии произошло знаменательное событие – президент США Барак Обама встретился с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Данная встреча была совершенно не рядовой, возможно, она знаменует собой окончание некоего этапа в грузинской политической жизни и, возможно, окажет свое влияние на ситуацию в этой стране.

С момента прихода к власти Михаила Саакашвили в 2004 году и до 2008 года его встречи с руководителями ведущих стран мира и в том числе США были очень активными. Это был период, когда Грузия сделала резкий крен в сторону Запада, и сам Запад всюду пропагандировал ее как собственный успешный проект. Наибольшую активность в пиаре Грузии проявляла администрация Джорджа Буша, у которой практически не было каких-либо успехов во внешней политике, из-за чего Грузию и лично Михаила Саакашвили всегда «выпячивали вперед» и осыпали похвалами.

Ситуация изменилась в августе 2008 года, когда после нападения Грузии на Южную Осетию всем стало очевидно, что из себя представляет грузинский режим. Начиная с этого периода Михаил Саакашвили попал у Запада в опалу и стал, как говорится, нерукопожатным. Причем это было время, когда внешняя поддержка со стороны Европы и США требовалась президенту Грузии больше всего, т.к. внутри страны он стал объектом жесткой критики набиравшей силу грузинской оппозиции.

В этот период Михаил Саакашвили всеми силами старался показать своим оппонентам, что Запад стоит на стороне Грузии и, несмотря ни на что, продолжает поддерживать его лично. Долгое время практически всё, чем он мог доказать это – были несколько встреч с лидерами третьеразрядных стран, т.к. главы государств – мировых лидеров встречаться с человеком, отдавшим приказ открыть артиллерийский огонь по мирному городу, отказывались.

Наибольшим успехом Михаила Саакашвили на этом поприще тогда была встреча с Бараком Обамой, произошедшая в ноябре 2010 года в рамках саммита НАТО в Лиссабоне. Встреча эта не была запланирована, американский и грузинский президенты, что называется, столкнулись случайно в коридоре, Саакашвили протянул руку, Обама пожал ее и пошел дальше. Несмотря на комичный характер этой встречи, проправительственные грузинские политики превозносили ее значение до небес, в то время как оппозиционные деятели сделали из нее объект едких насмешек.

Сейчас ситуация в корне поменялась – американский президент официально пригласил грузинского лидера, принял его в Овальном кабинете, дал долгую аудиенцию, по результатам которой рассыпался в похвалах грузинским реформам. Что же изменилось?

Вряд ли кто-то может дать совершенно точные данные, почему подобная смена курса стала возможной. Государственные деятели и дипломаты привыкли держать свои тайны в секрете. Вместе с тем, существует несколько причин, которыми можно объяснить происходящее.

1. Возможная война в Иране.

Как мы знаем, в последнее время ситуация вокруг Ирана стремительно накаляется. Совершенно не исключено, что в скором времени США, Израиль и их союзники нанесут по этой стране воздушный удар или даже проведут широкомасштабную наземную операцию.

Для обеспечения военных действий против Ирана Америке нужны союзники и тыловые базы, об использовании которых необходимо договариваться заранее. Одной из таких баз может стать Грузия. Военные аналитики утверждают, что несколько ее аэродромов можно использовать для нанесения ударов по «Персидскому Льву» и, кроме этого, ряд ее медицинских учреждений можно использовать для лечения раненых в ходе боевых действий.

Совершенно очевидно, что у США существует высокая заинтересованность в участии Грузии в военных действиях против Ирана. Вместе с тем, реальность этого сценария вызывает большие сомнения. С одной стороны, Грузия имеет крепкие и теплые отношения с Ираном и даже ради дружбы с США портить их и становиться объектом иранского ответного удара грузинам бы очень не хотелось. С другой стороны, Грузия не имеет общих границ с Ираном, от него ее отделяют Армения и Азербайджан, и для любых пролетов над их территорией будет требоваться их разрешение, которого ни одна из этих стран, очевидно, не даст.

Но даже и в этом случае, без оказания практического содействия союзникам, формальное согласие Грузии войти в антииранский альянс и хотя бы на словах одобрить нападение на эту страну будет важно для США, и очень вероятно, что одной из причин состоявшейся встречи двух президентов была необходимость обсудить возможное участие Грузии в надвигающейся войне.

2. Внутренняя политика в США.

Не секрет, что в последнее время в рамках предвыборной кампании Барак Обама подвергся жесткой критике со стороны своих оппонентов. Одной из тем критики стало недовольство результатами политики администрации Обамы по отношению к России – известной программы «перезагрузки». Претенденты на кресло президента США считают, что эта программа не достигла своих целей, США не получили дивидендов, на которые рассчитывали, хотя со своей стороны пошли Москве на ряд уступок, одной из которых являлось охлаждение отношений с опальным грузинским лидером.

Не исключено, что одной из причин недавней встречи американского и грузинского президентов стало стремление Барака Обамы отвести от себя критику по этому вопросу и показать, что отношения его администрации с Грузией не охладели даже при наличии программы «перезагрузки» с Москвой.

3. Приближающиеся выборы в Грузии.

Грузия стоит на пороге избирательного периода. В 2012 году в этой стране пройдут парламентские выборы, а в 2013 году – президентские. Ход этих выборов вызывает серьезные опасения у целого ряда политических деятелей и аналитиков. Михаила Саакашвили и раньше критиковали за фальсификацию избирательного процесса, но считается, что сейчас опасность выборных манипуляций увеличилась еще больше.

Несмотря на то, что по Конституции Михаил Саакашвили не может находиться у власти более двух сроков и, следовательно, должен передать власть, есть серьезные опасения, что он хочет остаться лидером страны посредством проведенной конституционной реформы, по которой основная полнота власти будет находиться в руках не у президента, а у премьер-министра. В этом случае если М. Саакашвили пересядет в кресло премьера, то по форме законность будет соблюдена, но в реальности он продолжит управлять страной.

Чистота и прозрачность выборов в Грузии находится в списке вопросов, которые тревожат не только американскую администрацию, но и Североатлантический альянс. Несколько месяцев назад генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен предупредил Грузию, что успешное продолжение процесса присоединения этой страны к блоку НАТО будет во многом зависеть от того, насколько честными будут грядущие выборы.

Нельзя исключать, что одной из целей приглашения М. Саакашвили в Штаты было как раз напоминание о важности проведения справедливых выборов.

4. Еще одной причиной состоявшейся встречи двух президентов могло стать проявление благодарности со стороны США за снятие Грузией неисполнимых требований к России по ее вступлению в ВТО.

Как мы знаем, долгое время Тбилиси увязывал вступление России в ВТО с исполнением ею целого ряда политических требований, связанных с Абхазией и Южной Осетией. Эти требования были совершенно неприемлемы, и российское руководство было готово скорее отказаться от ВТО вообще, но ни при каких условиях не идти на их выполнение.

Во второй половине 2011 года Москва довольно резко снизила планку своих запросов и согласилась на условия западных стран по присоединению к этой организации. В результате в какой-то момент оказалось, что нахождение России в ВТО выгодно целому ряду стран – мировых лидеров, включая США, но этому противится Грузия, выдвигая к России даже не экономические, а сугубо политические требования.

Осознав это, Запад стал давить на Грузию с целью заставить ее отказаться от своих требований, и, несмотря на неизменное и долгое декларирование твердости свой позиции, Тбилиси свои требования частично снял, а частично изменил до степени их приемлемости для Москвы.

Таким образом, скорее всего, поводом для встречи Барака Обамы и Михаила Саакашвили стала одна или несколько из указанных причин. Но, тем не менее, какими бы эти причины ни были, следует констатировать, что прошедшая встреча стала несомненным политическим успехом грузинского президента.

Очевидно, Михаил Саакашвили поехал в Вашингтон со списком предложений, в который наверняка входили просьбы содействовать вступлению Грузии в НАТО, продать Тбилиси современное оружие, включая противотанковые и зенитные комплексы и, возможно, разместить на территории этой страны американские базы.

На наш взгляд, вероятность всего этого невелика, но так это или нет – покажет время.

Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты