Сможет ли константинопольский Патриарх освободиться от портрета Мустафы Кемаля?
«Независимая газета» в номере от 18 января 2012 года поместила фотографию константинопольского Патриарха Варфоломея I в его апартаментах на Фанаре во время приема им делегации священнослужителей из Абхазии. У читателя, хоть немного знакомого с историей современной Турции, не может не возникнуть вопрос: с какой стати в покоях Патриарха висит большой портрет Мустафы Кемаля, имеющего официальный титул Ататюрка? Какое отношение имеет одна из древнейших православных церквей к диктатору, правившему Турцией в первой половине ХХ века?
Как известно, Ататюрк был противником и ислама, и христианства. Вел образ жизни вовсе не верующего человека. Как государственный деятель военно-административными методами уничтожал институты и святыни ислама. Что касается христианства, то он явился ключевой фигурой в сокрытии перед общественным мнением преступления младотурок, организовавших геноцид армянского населения в Османской империи, в ходе которого было убито более полутора миллионов христиан – прихожан Армянской Апостольской Церкви, православных, католиков и протестантов. Мустафа Кемаль не допустил исполнения в полной мере обвинительного приговора Верховного суда Османской империи, вынесенного в апреле 1919 года, в котором была дана четкая оценка действий лидеров младотурок: «Преступления, совершенные с момента высылки армян в разные места и в разные периоды, не являются изолированными или локальными действиями. Они были заранее обдуманы и осуществлены по распоряжению центрального органа» (речь идет о руководящем органе младотурок - комитете «Единение и прогресс»). Мустафа Кемаль на многие годы определил политику непризнания геноцида армянского населения в Османской империи в начале ХХ века, которая до сих пор мешает движению турецкого общества вперед. Возможно, в той или иной степени из-за того, что лично на Ататюрке лежит ответственность за массовые убийства в Смирне (теперь Измир) в сентябре 1921 года христиан – армян и греков. И как душа Варфоломея I мирится с постоянным присутствием в своих покоях изображения, напоминающего о кровавых преступлениях в Смирне?
Могут сказать, что Патриарх знает все это, но со скорбью соблюдает необходимую предосторожность. В течение почти 100 лет в Турции насаждался культ личности Ататюрка, как якобы идеального лидера и человека, который принес стране мир и благополучие. Повсюду, где только можно и нельзя, вешались его портреты и устанавливались скульптурные изображения. И малейшая критика в его адрес, установленного им режима и проводимой им политики встречалась в штыки, причем буквально - посредством вмешательства армии в гражданскую и политическую жизнь. Хотя сейчас господин Эрдоган ратует за «свободу мысли», но в Турции на протяжении десятков лет признание геноцида армянского населения считается преступлением. Мы видим, какую неадекватную реакцию со стороны турецких официальных кругов вызвало решение законодательных институтов Франции об ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи всего лишь на территории своей страны. Турецкое руководство уже предприняло против Франции целую серию санкций в дипломатической, военной, экономической и других областях и грозится продолжить в том же духе.
Лишится ли нынешнее руководство Турции здравого смысла до такой степени, что и на отсутствие портрета Мустафы Кемаля в резиденции православного Патриарха ответит похожим залпом жестких карательных мер? От друга «свободы мысли» господина Эрдогана можно ожидать политической интриги даже на элементарное бытовое действие.
Но миссия вселенской церкви не должна зависеть от произвола диктаторов, ограниченных пространством и временем.
Варткес Арцруни, Анатолий Василенко
Оставьте свои комментарии