Танцы с граблями
27 мая в центре столицы Грузии – на площади Свободы прошел грандиозный митинг, посвященный началу предвыборной кампании оппозиционной политической коалиции «Иванишвили – Грузинская мечта». В митинге, по разным подсчетам, приняли участие от 100 до 150 тысяч тбилисцев и представителей регионов. Он проведен без каких-либо инцидентов, что также свидетельствует о самых серьезных намерениях прийти во власть исключительно конституционным путем. В этот же день митинги диаспоры прошли во Франции и Соединенных Штатах Америки.
Теперь о главном – о лозунгах. Само название коалиции – «Грузинская мечта» невольно воскрешает в памяти начало 90-х годов прошлого столетия, когда Звиад Гамсахурдиа провозгласил создание элитарного грузинского государства, в котором всем остальным народам присваивался статус «гостя». Именно тогда грузинские газеты пестрели карикатурами, изображавшими Грузию в виде гостиницы, из окон нижних этажей которой выглядывали шаржированные головы нацменов всех мастей, испокон веков населявших благодатную грузинскую землю. Именно тогда принимались пагубные для страны решения о ликвидации национальных автономий, положившие начало кровавой гражданской войне с последующим отторжением мятежных регионов. Пребывавшие в состоянии эйфории, вседозволенности диссиденты тогда присвоили себе право решать судьбу страны, не неся никакой ответственности и не задумываясь о тяжелых последствиях. И самым трагическим из них была позорная пятидневная война в августе 2008 года, первая в мировой истории между православными народами, в которой не могло быть победителей.
Весь трагизм тех лет в том, что Грузия обнажила меч не против орд иноземных и иноверных поработителей, но против своих же единоверных сограждан, настаивавших в те годы на малом – уважении их национального достоинства. Впрочем, даже Звиад Гамсахурдиа, помнится, во время первой и последней встречи со мной просил обратиться по центральному телевидению к армянской общине Абхазии – нашим братьям и сестрам, как он сам назвал нас, с просьбой поддержать идею о независимости страны. Тогда «братья и сестры» самой многочисленной общины автономной республики в своем большинстве поддержали идею, в результате чего 62% тогдашнего населения Абхазии сказали «да» независимости Грузии. Однако вскоре, после принятия Верховным Советом Грузии Акта о восстановлении независимости грузинского государства, «братьям и сестрам» и иже с ними был выдан сертификат о присвоении понижающего статуса «гостя».
Те годы шовинистического угара и последующие крестовые походы против своих же граждан дорого обошлись стране и поставили крест на мечте о скором воссоединении в единое и неделимое государство. Сегодняшние «братья и сестры» из полупризнанных республик, думается, более чем внимательно присматриваются и прислушиваются к происходящему в бывшей метрополии и не испытывают никакого энтузиазма, а тем более стремления к воссоединению.
Чего стоит, например, недавнее декларативное заявление нынешнего министра образования Грузии, кстати, этнического рус-
ского, Дмитрия Шашкина о «победе» над русским языком, который в этом году, в отличие от прошлых, «лишь 17% наших выпускников пожелали выбрать в качестве иностранного на ЕГЭ». Интересно, на каком языке грузинские политики будут договариваться о мире с ближайшими соседями, когда большая часть из них если и владеет русским языком, то значительно хуже, нежели дворники-таджики в Подмосковье. И какую оценку дают соседи нашего все еще многонационального государства политике форменного удушения образования на языках национальных меньшинств, когда за последние годы только в Тбилиси из пяти десятков негрузинских школ остались одна армянская и две русские школы, а в вузах в одночасье закрыты все русские отделения.
В последующие за «розовой революцией» годы муниципальные органы были окончательно зачищены от «негрузинских элементов» вплоть до технических работников и водителей, что также не способствует приливу ностальгии по совместным годам «любви и дружбы» у полупризнанных соседей. Представителям общественных организаций национальных диаспор закрыт доступ и на каналы местного телевидения, в том числе оппозиционные, что лишает их любой возможности парировать ту откровенную чушь и инсинуации, которыми запредельно злоупотребляют доморощенные «эксперты» в своих оценках «текущего момента». И все это происходит в XXI веке в стране, на каждом европейском углу доказывающей свою приверженность «истинно европейским ценностям» и необратимое стремление стать частью европейской цивилизации.
О каком прогрессе может идти речь, когда нынешний грузинский парламент не выдерживает никакого сравнения с дореволюционными дворянскими собраниями и больше похож на азиатский караван-сарай – с той разницей, что нынешние «караванщики» упакованы в костюмы от Бриони и не признают никаких мобил, кроме Vertu.
Столь же невеселые раздумья посещают и при анализе ситуации вокруг набирающего силу общественно-политического движения «Грузинская мечта», идейным лидером и вдохновителем которого является миллиардер Бидзина Иванишвили. Выходец из трудовой шахтерской семьи, без какой-либо поддержки получивший университетское образование, выпускник московской аспирантуры, благодаря личным качествам ставший полноправным членом когорты российских олигархов. Первый и единственный из «новых грузин», кто не прокручивал свои безлимитные средства в грузинской теневой экономике, а безвозмездно вложил личный полноценный миллиард в строительство больниц, школ, восстановление и строительство храмов, ежемесячную помощь ветеранам науки, искусства и спорта, переоснащение грузинской полиции и армии. Именно с ним, принявшим решение прийти в большую политику после августовской войны и сделавшим все для ее предотвращения, добрая половина населения Грузии связывает свои надежды на перемены к лучшему.
За блеском батумских гостиничных комплексов из стекла и стали, за футуристическими фасадами зданий кутаисских парламента и Дома правительства власти не видят сотен тысяч отчаявшихся стариков, выживающих на позорные 2 доллара в день, как их сверстники в Сомали или Гвинее-Бисау. Вымирающие деревни и зашкаливающий все разумные пределы импорт низкокачественного продовольствия из Турции, и все это в стране, способной накормить и напоить пол-Европы экологически чистыми продуктами и лучшим вином. Как делает, например, Израиль, не располагающий и 20% природных ресурсов Грузии.
«Грузинская мечта» обещает с победой на парламентских выборах в октябре поступательно решать все проблемы, с тем чтобы Грузия в ближайшие годы превратилась в благополучную страну, привлекательную и служащую примером, в первую очередь, для своих ближайших соседей. Что должно стать первым шагом к восстановлению чисто человеческих отношений между историческими соседями и партнерами.
Все хорошо, однако, как прежде, пугают лозунги. Вся наступательная политика «Мечты» и ее соратников строится на обвинении находящегося у власти «Национального движения» в его «антигрузинской сущности», отсутствии у лидеров правящей партии способности осознания национальных ценностей вследствие их, якобы, негрузинского происхождения. Естественно, происхождение подразумевается не французское. Все лозунги молодого политического движения адресованы исключительно титульному электорату, взывают к его генетической памяти, предупреждают об опасности поглощения «пришлым элементом». Эта дремучая теза ежедневно и ежечасно вбивается в сознание обывателя многочисленными оппозиционными СМИ, тиражируется на митингах.
Все ошибки и просчеты эксцентричной власти объясняются исключительно этнической неидентичностью ее лидеров. Навязчивая идея, заложенная в основу политической платформы, чревата окончательным расколом в гражданском обществе страны, созданием благоприятных условий для инициирования извне новых межобщинных конфликтов, с последующей угрозой утраты целых регионов. И это все притом что как нынешней властью, так и претендующей на победу в октябре «Грузинской мечтой» в качестве эталона выбраны Соединенные Штаты Америки, ставшие поистине великой страной за счет эмигрантов всех цветов и убеждений.
И абсолютному большинству мирового цивилизованного сообщества не кажется странным, что американцы сделали свой выбор в пользу чернокожего уроженца Гавайев – президента Соединенных Штатов – и готовы отдать ему предпочтение вновь.
Так неужели старые странные танцы будут продолжены, танцы, в которых основным па является неоднократное повторение движений с граблями, которые имеют закономерную способность больно бить по лбу, если на них наступишь.
«Грузинской мечте» предстоит в самое ближайшее время ответить на главный вопрос – для кого она, эта мечта, для всех или только для избранных? И как поступить в отсутствие четкого ответа тем, кого уже переписали в «гости»? Как прежде, стройными послушными рядами выстраиваться к урнам, гарантируя власть имущим стабильные запредельные проценты, или... И не те ли это проценты, которые могут похоронить любую мечту? Эти вопросы я задал двум известным в стране экспертам по избирательным технологиям. В ответ они только пожали плечами. И только третий, попросив не называть его, выразил сомнение в том, что ставка на националистическую составляющую будет продуктивной. Мы это уже проходили, добавил собеседник. Трудно не согласиться.
Михаил Татевосов, президент Союза армян Тбилиси
Оставьте свои комментарии