Национальный Конгресс Западных Армян зарегистрирован в Экономическом и Социальном Совете ООН
На третьем съезде Западных Армян 10–11 декабря 2011 года в Париже был учрежден Национальный Конгресс Западных Армян, который сформировал полномочный представительный орган западных армян, потомков армян – бывших граждан Османской империи, насчитывающих около семи миллионов. На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя Национального Конгресса Западных Армян Карен Микаелян.
– Известно, что первые два съезда западных армян состоялись в Ереване в 1917 и 1919 годах. В чем, собственно, Вы видите необходимость и преемственность третьего съезда?
– После геноцида спасшимся от погромов беженцам –
западным армянам необходимо было решать свои проблемы, и этому были посвящены съезды в Ереване, инициатором которых был генерал Андраник, а также заседания Армянского Национального съезда в Париже с февраля 1919-го по июль 1920 года, который организовал руководитель национальной делегации на Парижской мирной конференции Погос Нубар Паша. В результате совместных усилий властей Первой Армянской Республики и национальной делегации удалось достичь подписания Севрского договора 10 августа 1920 года. Почему не удалось де-факто претворение в жизнь идеи создания Свободной Независимой Объединенной Армении – это отдельная история, необходимая для объективного и научного изучения стратегии и тактики национально-освободительного движения, путей решения армянского вопроса.
– Как сегодня решить армянский вопрос?
– Армянский вопрос состоит из двух аспектов: восточноармянский и западноармянский. Они взаимосвязаны между собой, но пока не созданы механизмы для совместного и согласованного решения общеармянских проблем. На части Восточной Армении идет процесс воссоздания армянской государственности. В результате распада СССР Советская Армения была провозглашена независимым государством под названием Республика Армения. Арцах (НКО с прилегающими армянскими территориями) был освобожден и де-факто является частью РА. Восточноармянский вопрос сегодня – это достижение юридического объединения РА и Арцаха, ликвидация блокады, установление нормальных отношений с Турцией и Азербайджаном. На мой взгляд, для этого есть реальные условия, основанные на компромиссе – освобожденные в настоящее время армянские территории, контролируемые Армянской армией, остаются за РА, а остальные армянские земли – Нахиджеван и др. районы – за Азербайджаном. Не производится переселение народов, ставших беженцами вследствие агрессивной войны, развязанной Азербайджаном. Это максимальный компромисс, мне представляется, на который могут идти армяне в восточноармянском вопросе.
Конечно, они могли бы провести референдум, принять новую конституцию, переняв правопреемство от Первой Армянской Республики, и предъявить требования на свои потерянные территории. Но если они этого не делают, то это следует рассматривать как сознательный беспримерный компромисс для нормализации и стабилизации ситуации в регионе. В переговорном процессе можно достичь успеха, если вести переговоры в первую очередь с Кремлем: об осуждении преступных пактов и решений прежнего тоталитарного режима и об исправлении последствий этих преступлений, и потом с Вашингтоном, с Европой, а не с Баку. Не Баку оккупировал армянские земли, а красный Кремль в 1920-1921 годах и незаконно передал эти земли Азербайджанской ССР. Свидетельство подмены сути конфликта – тупиковые переговоры при посредничестве ОБСЕ. США, Россия, Франция не посредники, а каждая из этих сторон по-своему ответственна за конфликт, суть и истоки которого фальсифицированы с советских времен.
– Каким же образом решения этого вопроса будет добиваться вновь созданная в Париже организация?
– Одной из первых задач Национального Конгресса Западных Армян будет достижение признания этой организации на национальном и международном уровне как полномочного и представительного органа западных армян. Определить и обозначить национальные интересы, права западных армян, потомков армян – бывших граждан Османской империи. Создать механизмы для защиты этих интересов и достижения прав, нарушенных в начале века и остающихся таковыми до нынешних времен. Организация зарегистрирована в Париже согласно законодательству Франции, а также в Экономическом и Социальном Совете ООН как неправительственная организация. Создаются отделения организации в армянских общинах, в том числе РА, в виде Землячеств Западных Армян. Формирование в армянских общинах мира сети сильных и дееспособных земляческих организаций, связанных общими целями и задачами с Национальным Конгрессом Западных Армян, обеспечит его представительность и полномочия выступить от имени западных армян, разработать и осуществлять программы и проекты по защите их интересов и прав.
– А кто должен вести переговоры с Турцией?
– Армяно-турецкий диалог сегодня, на мой взгляд, может проходить на трех уровнях. Между властями РА и Турции. Между армянами – гражданами Турции и ее властями. Между полномочными представителями западных армян, рассеянных по всему миру потомков армян – бывших граждан Османской империи, и теперешними властями Турции.
Власти РА не имеют территориальных претензий и готовы без предварительных условий, даже до того, как Турция признает геноцид армян, установить уже сегодня нормальные отношения с ней. «Протоколы», подписанные властями РА с Турцией, по моему мнению, не ущемляют интересов западных армян. РА не уполномочена западными армянами предъявлять от их имени какие-либо претензии к Турции. Создание объединенного армянского правительства из представителей восточных и западных армян не состоялось из-за провала «армяно-армянских переговоров», имевших место в Ереване с 29 октября по 16 ноября 1919 года между представителями РА и национальной делегацией западных армян. «Свободная, Независимая, Объединенная Армения», провозглашенная на юбилейной сессии парламента РА 28 мая 1919 года, осталась неосуществленной мечтой.
Одной из главных задач Национального Конгресса Западных Армян является определить, согласно международному праву и современным реалиям, какие могут иметь права сегодня западные армяне, какие требования могут быть предъявлены Турции, о чем и какой диалог следует вести с ней. Все это требует огромной работы по выявлению всего объема нанесенного морального, материального, территориального ущерба армянам вследствие геноцида. Какой механизм, через какие организации и инстанции можно представить иск о возмещении нанесенного ущерба. Все это требует времени, больших усилий и средств.
Другой задачей Конгресса является содействие формированию мощной организации диаспоры, которая была бы способна нести ответственность за судьбу нации в целом, в защиту ее интересов и прав во всем мире. И главное, участвовать в процессе становления и развития армянской государственности, в восстановлении ее разрушенной в результате турецкой агрессии и советизации территориальной целостности в разумных и реальных пределах, в участии в создании условий для ее перспективного и безопасного развития. Содействовать формированию мощного самостоятельного армянского фактора в международной жизни, что позволит нации стать хозяином своей судьбы.
Для этого одновременно необходимо содействовать формированию современного армянского национально-государственного политического мышления, основанного на научном и объективном переосмыслении политической истории армян последних судьбоносных 150 лет.
Григор Григорян
Оставьте свои комментарии