Праздники Армянской Апостольской Церкви
20 октября
Свв. Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна
Матфей служил мытарем (сборщиком налогов). Когда Христос призвал Матфея, тот, покаявшись, отрекся от земных благ и стал одним из Его 12 апостолов. Полагают, что будущий евангелист стал первым, кто при жизни Христа записывал Его устные изречения. После вознесения Христа верующие просили апостола написать для них то, что он проповедовал устно, в результате чего появилось Евангелие от Матфея – первое, как принято считать, письменное свидетельство о земной жизни Иисуса Христа. Главной целью своего труда евангелист ставил показать, что Иисус был подлинным мессией-царем, Которого ожидали в соответствии с предсказаниями Писания и Которому предстояло создать на земле царство истины и духа.
Иоанн Марк является автором второго синоптического Евангелия. Долгие годы он сотрудничал с апостолом Петром, со слов которого изложил Евангелие. Труд Марка представляет собой содержание проповедей апостола, почему в нем и нарушен хронологический порядок событий: основной целью Марка было точное изложение рассказов Петра о Христе, которые тот излагал фрагментарно и применительно к обстоятельствам.
Автор третьего Евангелия Лука, приступая к изложению своего труда, скрупулезно изучил недолгую историю христианства, начиная от Иоанна Предтечи. Повествование о Христе он начинает с Его родословной, прослеживая ее до самого прародителя Адама. Сделано это не только для доказательства того, что Иисус был прямым потомком царя Давида, но и с целью подчеркнуть принадлежность Христа всему человечеству.
В Антиохии Лука познакомился с апостолом Павлом, который стал его наставником. Став спутником Павла в его втором апостольском путешествии, Лука отныне не разлучался с ним. Итогом их дружбы стала изложенная Лукой Книга деяний святых апостолов.
Лука занимался медициной, юриспруденцией и живописью. Древние церковные писатели приписывают ему авторство первой иконы, изображающей Богородицу с младенцем Иисусом на руках.
Иоанн, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, является автором четвертого Евангелия, Откровения (Апокалипсиса) и трех пастырских посланий. Евангелие от Иоанна отличается от трех предыдущих тем, что не только описывает земную жизнь Иисуса, но и повествует о Его божественном учении. Иоанн диктовал Евангелие своему ученику Прохору, почему иконы нередко изображают апостола не пишущим, а диктующим.
22 октября
Св. сотника Лукиана (Лонгина), Иосифа Богоотца, Иосифа Аримафейского, Лазаря и его сестер Марфы и Марии
Лукиан. Римская сотня поддерживала порядок при распятии Иисуса Христа на Голгофе. За несколько минут до смерти Иисуса «сделалась тьма по всей земле... И померкло солнце... Иисус, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, сие сказав, испустил дух». Устрашенный сотник произнес: «Воистину он был Сын Божий». В Евангелиях имя центуриона не называется, но церковное предание называет его Лукианом из Каппадокии. Приняв крещение от апостолов, сотник и двое его соратников отправились с проповедью христианства в родную Каппадокию.
Иосиф Богоотец – пожилой плотник, обручник Девы Марии, юридический отец Иисуса Христа. Обручившись с Марией, Иосиф узнал, что она «имеет во чреве от Духа Святого». Он по своей доброте не стал принимать решительных мер, а pешил расстаться с девушкой, не предавая огласке ее беременность. Но «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней от Духа Святого...»
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца; и он нарек Ему имя: Иисус».
Иосиф Аримафейский был членом Великого Синедриона. Он втайне симпатизировал Иисусу и после Его распятия попросил у Понтия Пилата тело казненного, чтобы предать погребению. Иисуса положили в гробнице на окраине Иерусалима, приобретенной Иосифом для себя самого.
Лазарь, Марфа и Мария. Лазарь был другом и учеником Христа. Вместе со своими сестрами Марфой и Марией он часто принимал Иисуса в своем доме в Вифании. Узнав о смерти Лазаря, Иисус пришел воскресить его. «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами и лицо его обвязано было платком.
Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет».
В ближайшем окружении Христа Мария оказалась единственной, кто внутренне почувствовал реальность Его предсказания о собственной смерти: за шесть дней до Своей последней Пасхи Иисус гостил в Вифании, и Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его». В ответ на ропот, вызванный расточительностью Марии, истратившей драгоценное масло, Иисус ответил: «Она доброе дело сделала для Меня... Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
28 октября Гют Хачи. Обретение Святого Креста в Иерусалиме (326 год)
Среди праздников, посвященных символу Креста, одно из важных мест занимает праздник Обретения Святого Креста в Иерусалиме. В 326 году Иерусалим, ставший местом паломничества, посетила мать императора Константина Елена. Решив найти крест, на котором распяли Христа, она пришла на Голгофу, которая к тому времени превратилась в городскую свалку. Некий Иуда, крещенный под именем Кириака и впоследствии ставший епископом Иерусалимским, указал ей место захоронения креста Господня. Кроме того, Елена обнаружила на окраине Иерусалима грот, где был погребен Господь, и император Константин повелел, возвести над ним церковь Св. Воскресения.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии