№ 20 (203) Ноябрь (1–15) 2012 года.

Программа «Соотечественники» в Армении: повод поговорить о серьезном?

Просмотров: 4311

3 октября премьер-министр Армении сделал громкое заявление, в одночасье ставшее предметом оживленного обсуждения армянской прессы. «То, как на данный момент реализуется российская программа «Соотечественники», неприемлемо для правительства Армении», – заявил Тигран Саркисян в ходе «правительственного часа» в Национальном собрании республики.

По мнению главы исполнительной власти Армении, данный вопрос вызывает серьезную озабоченность правительства, что и было доведено до сведения российских партнеров. «Позиция армянской стороны известна РФ, и мы надеемся, что этот формат не будет действовать в Армении», – подчеркнул Саркисян, пообещав вернуться к обсуждению вопроса о российской переселенческой программе в ходе ближайшего заседания двусторонней межправительственной комиссии. Депутат парламента, член фракции «Наследие» и экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян напомнил, что программа реализуется в Армении с 2006 года и в ее рамках тысячи граждан переезжают в РФ. Заявки на участие в программе подали 26 тысяч граждан, причем 1500 уже отбыли.

Напомним, программа «Соотечественники», изначально рассчитанная на шесть лет, сентябрьским указом президента РФ стала бессрочной, а 10 октября стало известно об упрощении предусмотренной в ее рамках процедуры переезда на новое место жительства в Россию. По словам главы профильного департамента Минрегиона Александра Журавского, речь идет о снятии ряда бюрократических препон.

Также решено расширить список членов семей потенциальных участников программы – теперь в их состав включены дедушки и бабушки, совершеннолетние братья и сестры, а также усыновленные дети, что позволит выезжать большими семьями. Изменяется и понятие «территория вселения», являвшееся ранее серьезным ограничивающим фактором. Согласно предыдущей версии программы, ее участник мог поселиться исключительно в той местности, которую он выбрал в качестве «территории вселения». Переезд (например в поисках работы) в другой район субъекта Федерации, не являвшийся «территорией вселения», автоматически лишал его статуса участника программы переселения. Теперь «территорией вселения» является весь соответствующий край или область, а сами они делятся на «территории приоритетного заселения» и все остальные. На «приоритетных территориях» – а это стратегически важные приграничные и удаленные земли – планируется предоставление потенциальным переселенцам достаточно широкого набора социальных гарантий. Многочисленные критические отзывы ранее вызывал также «узкопрофессиональный» характер программы, и теперь искать работу вовсе не обязательно до переселения, что в принципе увеличивает социальную адаптацию ее будущих участников.

По словам представителей ФМС, в текущем году под действие программы могут попасть около 50 тысяч человек – в полтора раза больше, чем в прошлом. Наибольший интерес к программе проявляют выходцы из Казахстана (31%), однако достаточно активны и жители Узбекистана, Киргизии, Молдавии и Армении (9%).

Следует сказать, что в российских экспертных кругах к программе переселения соотечественников далеко не все относятся с таким восторгом, как это, возможно, кому-то представляется со стороны.

В частности, некоторые указывают на тот факт, что механическим перемещением людей на собственную территорию подменяется активная и системная политика, направленная на развитие добрососедских связей России с ближайшими соседями, сужается общее культурное и языковое пространство, уменьшаются возможности использования инструментов «мягкой силы». Вымывание русского и русскоязычного культурно-языкового сегмента в странах СНГ уже вызывает их переориентацию, противоречит правовым и нравственным формам социального поведения, навязываемым западной массовой культурой. В долгосрочном плане эти тенденции крайне неблагоприятны, но вместе с тем нельзя не признать, что проблема трудовой миграции объективно существует и вводить ее в определенные правовые рамки необходимо. Ситуация в миграционной сфере до ее принятия характеризовалась полным правовым беспределом и морально-психологическим абсурдом, да и сейчас всего этого хватает, и исправлено положение будет весьма не скоро – по крайней мере до тех пор, пока взаимное разбегание на просторах «Большой России» не сменится на более позитивную динамику. С другой стороны, в современном мире сотни миллионов человек постоянно проживают и работают не у себя на родине. Миграция, будучи связана со многими объективными причинами, имела место во все времена, и в этой связи стоило бы прислушаться с разъяснениями посла России в Ереване, а не выступать с броскими заголовками типа «Россия ведет охоту на людей». Ангажированность, конечно, понятна, особенно когда повод для создания соответствующего эмоционального фона представляется, видимо, совсем уж «железобетонным». Дескать, смотрите: Россия решает свои демографические проблемы за счет соседей. Между тем, Вячеслав Коваленко сказал лишь о том, что жителей республики никто насильно в Россию не гонит и возможная приостановка действия программы на территории Армении проблемы миграции уж точно не решит. Привел он и сравнительные данные, согласно которым по линии Green Card из Армении выехало больше людей, чем по линии представительства ФМС. Эта сторона дела, похоже, власти республики заботит куда меньше, впрочем, как и оппозицию, и представителей некоторых профессиональных сообществ, использующих «миграционную тему» в сиюминутных политических и откровенно лоббистских интересах.

Воздержимся от предположений о подоплеке подобных маргинальных подходов, откровенно профанирующих действительно важную и болезненную тему – быть может, одну из ключевых для современной армянской государственности. Остановимся на интересном предположении одного из местных интернет-ресурсов, связавшего реакцию российского посла с интервью Тиграна Саркисяна более чем годичной давности, которое мы процитируем по изданию «168 жам» от 29 июня 2011 года:

«Вопрос: Господин Саркисян, возможно, что критической массы, которая была бы очень недовольна, сейчас нет, но критическая масса сейчас больше мигрирует, а не выходит для того, чтобы что-то требовать. На площадь не выходим, убегаем от наших проблем, потому что думаем, что не сможем их решить здесь...

Тигран Саркисян: И в чем вопрос?

– Ну, речь идет об этом положении...

Тигран Саркисян: Мы должны сделать все, чтобы люди отсюда не уезжали? Для того чтобы они остались и осуществили революцию (смеется)?..»

Таким образом, попытки очередных обличений «коварных замыслов русских» вкупе с соответствующими издевательскими комментариями дали неплохой импульс обсуждению острых социально-экономических проблем, которые дешевой демагогией никак не закамуфлируешь. Нынешний курс армянского правительства в социальной сфере давно стал предметом острой критики, как и некоторые заявления премьера. «Повышение уровня социальных пособий не способствует росту экономики страны, поскольку люди теряют мотивацию работать и зарабатывать собственным трудом», – именно так недавно заявил Тигран Саркисян в интервью ряду армянских телеканалов. И далее: «Если фиксируется быстрый рост цен, государство обязано в первую очередь помогать социально уязвимым слоям населения, что мы и делаем. Однако мы не должны просто поднимать пособия и пенсии, данный механизм должен быть пересмотрен», – без уточнений, каким же, собственно, образом можно помогать социально.

Можно и дальше приводить экстравагантные высказывания как премьера, пользующегося всемерной поддержкой западных финансовых структур, так и некоторых его подчиненных, общий смысл которых – тотальное бегство государства из всех более-менее значимых сфер со сведением его функций к написанию столь же более-менее бессмысленных бумаг. Впрочем, есть рассуждения еще более симптоматичные, нежели общеизвестная либеральная догма о вреде индексации социальных выплат. Например, прозрачные намеки на будущее Армении в качестве «производителя услуг», свободного от какой-либо развитой инфраструктуры – за исключением, может быть, туристической...

При этом чрезмерно зацикливаться на конкретных персоналиях – означает в определенном смысле упрощать ситуацию. Несмотря на все издержки советского времени, в целом оно стало несомненным подъемом армянской экономики, культуры, науки и техники, периодом устойчивого демографического роста (без всего этого «тоталитарного наследия» само выживание республики после 1991 года в условиях войны с Азербайджаном и турецкой блокады оказалось бы под большим вопросом). Сегодня же Армения уверенно идет по западному пути, и «периферийный либерализм», пришедший на смену «старому советскому мышлению» почти повсюду на постсоветском пространстве, стимулирует бедность и социальное расслоение, апатию и безразличие, превращает единый национальный организм в конгломерат враждующих землячеств. Деградация производственных инфраструктур прямо противоречит задаче создания новых рабочих мест, а искусственное ограничение роста пенсий и пособий не только вгоняет целые социальные слои в нищету, но и ограничивает внутренний спрос. Монополизация экономики или же ее концентрация в ряде отраслей (добыча полезных ископаемых, обслуживание туристов и т.д.) лишает трудовые отношения высокого созидающего смысла, сводя их к банальному зарабатыванию денег (а ведь более «эффективно» этого можно достичь, используя криминальные схемы, не так ли?) и тем самым убивая творческий потенциал народа. Обилие разнообразных государственных программ носит сугубо бюрократический характер, мало сказываясь на жизни абсолютного большинства простых граждан, самостоятельно решающих вопросы собственного выживания. Неудивительно, что миграционные настроения повсеместно стали важным фактором общественной динамики, в том числе и в Армении, после определенной стабилизации в середине 2000-х годов вот уже пять лет фиксируется устойчивый отток населения.

Осенью 2011 года ассоциацией «Во имя стабильного человеческого развития» были обнародованы данные, согласно которым 40-45% населения страны не связывает со страной свое будущее. Если на закате Советского Союза в Армении проживало 30-35% армян мира, то сегодня, по приблизительным оценкам, около 20%. Неудивительно, что Россия, где, по некоторым оценкам, проживает немногим менее половины всех зарубежных армян, является важным направлением выездного потока и основным источником поступления денежных трансфертов. Именно на это обстоятельство обратил в прошлом году внимание президент Армении, комментируя данные, согласно которым за первое полугодие 2011 года число выбывших на 67 тысяч человек превысило число прибывших (тенденция, которая сохраняется и в 2012-м – за 7 месяцев на всех видах транспорта выехали и не вернулись 83 тыс. 760 человек). По словам Сержа Саргсяна, «это не содержит в себе ничего нового и полностью соответствует тенденции прошлых лет, однако же, превосходит показатели прошлых лет. Это в основном следует объяснить тем обстоятельством, что мировая экономика преодолела последствия кризиса и, в частности, параллельно с восстановлением российской экономики активизировались темпы эмиграции и трудовой миграции из Армении. Следовательно, в 2011 г. следует ожидать рост доходов населения за счет трансфертов трудовых мигрантов». Конечно, трудовая миграция имеет маятниковый, возвратный характер, однако человека, находящегося на заработках 8-9 месяцев в году, трудно считать полностью включенным в общественную жизнь на родине. Это своего рода психологическое предвестие окончательной эмиграции, да и цифра в 25-28 тысяч «безвозвратных» переселенцев, фигурирующая в оценках главы Государственной миграционной службы Гагика Еганяна, также представляется весьма значительной – особенно если вспомнить, что уезжают, как правило, представители молодой и наиболее экономически активной части населения.

Разумеется, власти Армении в полной мере осознают сложность создавшегося положения, как и то, что небольшая республика все больше вписывается в глобальные процессы, подчинить которые своим интересам и своей воле она никак не в состоянии. Конечно, объективно многое зависит и от того, удастся ли России сформулировать действительно привлекательный интеграционный проект, что предполагает хотя бы частичное включение армянских предприятий в новые производственные цепочки и оживление некоторых не действующих сейчас отраслей экономики. Но с другой стороны, безвыходных ситуаций не бывает, доказательством чему служит как древняя история армянского народа, выживавшего (и даже одерживавшего победы) в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях. И сейчас, как и на протяжении веков, эмиграция армян в дальние края, как правило, сопровождалась подспудной мыслью о возвращении. И если в прошлом исход был, как правило, необратим, то сегодня власти независимой Армении не могут не задумываться о решении задач если не репатриации, то, по крайней мере, приостановки эмиграции – сколь бы неподъемными таковые задачи ни казались. По мере продвижения к президентским выборам экономические и морально-психологические реалии современной Армении будут все больше становиться объектом заинтересованного общественного обсуждения – без истеричных поисков мнимых виновников и с представлением конкретных предложений, направленных на изменение ситуации. Излишнее увлечение радикальным либерализмом в соседней Грузии привело к итогам выборов, оказавшимся не совсем приятными для ее теперь уже бывшей правящей партии, да и в других странах все больше задумываются об альтернативах падению в пропасть...

Впрочем, политики живут выборными циклами, а государства и общества длят свое существование несколько дольше. В том, конечно, случае, если они не решили совершить коллективное самоубийство.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Тигран Саркисян лукавит. Он не в состоянии создать новые рабочие места и заинтересован, чтобы армяне уезжали на заработки в Россию и оттуда присылали своим деньги. Фактически России создает для Армении рабочие места, но только... на своей территории.
  2. Пусть Тигран Саркисян расскажет сколько рабочих мест создан при нем.Заниматься политиканством ума не надо.
  3. Сочинец прав, правительству выгодно, чтобы наши армяне искали работу на стороне. Сами предоставить ее не могут. А что премьер говорит, то демагогия.
  4. Врет все премьер! Никого он не держит в Армении, пусть находят работу в России. Вот вся его политика.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты