Артур Мурадян: Моя дочь Лия будет учиться в армянской школе
Общеобразовательные и другие школы, совмещающие давние традиции с новыми, а если точнее – новаторскими подходами к вопросам организации обучения, в последнее время стали обычным для Грузии явлением. В чем их особенности, какова степень эффективности освоения знаний учащимися? Как отражается новая система обучения на достижении основных целей в общеобразовательных школах, в частности армянских?
Мой 27-летний собеседник Артур Мурадян – директор известной в грузинской столице высокой репутацией армянской школы № 104. Добротное четырехэтажное кирпичное здание, выстроенное едва ли не в начале прошлого века, казалось бы, мало изменилось. Но интерьер сразу покоряет со вкусом выполненным ремонтом. Словом, условия такие, что первое же ощущение связано с очевидным присутствием стимулирующего преподавателей и учащихся комфорта. Но первый вопрос, обращенный к молодому директору, стал следствием распространенных в последнее время сетований по поводу сокращения числа армянских школ в стране, и в частности в самом Тбилиси.
– Действительно, в настоящее время в столице функционирует лишь одна армянская школа – наша, и еще два сектора с обучением по программе армянских школ, в соответствии с принципом совмещения, были открыты в других средних учебных заведениях города, – отвечает Артур Мурадян. – До того, как известно, в городе функционировали восемь армянских школ. Опережая ваш, вполне естественный, вопрос, скажу о главной причине этого сокращения, на мой взгляд, вполне понятного: в этом прежде всего виноваты родители, которые стараются отдавать своих детей не в армянские школы, а в русские или, что происходит все чаще, в грузинские. Конечно, это дело их персонального выбора. Они полагают, что грузинская школа, где можно в совершенстве освоить грузинский язык, откроет детям путь к будущему, позволит им лучше адаптироваться в обществе. Думаю, что так оно и есть, если исходить из логики житейского прагматизма. Но при этом дети, отчасти или в значительной мере, волей или неволей теряют те нити, которые их связывают с родной культурой, языком, с какими-то очень важными, даже фундаментальными основами ментальности. Можно ли совместить одно с другим? Можно, и пример нашей школы это явно подтверждает. Кстати говоря, сам я учился в русской школе, а в последнем классе проучился в грузинской и, стало быть, завершил учебу в ней. Тем самым я сделал сознательный выбор, к тому же грузинским языком я свободно владею с детства. Ничего удивительного в этом нет. Удивляет как раз другое. Нелепо и неразумно долго жить во Франции и не владеть французским или в Англии, не зная английского. Но беда в том, что я при этом не владел и своим родным, армянским языком. Это меня всегда угнетало и беспокоило. Поэтому я решил отдать свою дочь Лию в армянскую школу – когда настанет для этого время.
...Я не спрашивал Артура специально, но он, с учетом контекста беседы, рассказал об этом сам. Его отец, Рубен Мурадян, ушедший из жизни в возрасте 50 лет, уверенно владел как армянским языком, так и грузинским. Артур рос в семье, где говорили на двух языках – на грузинском и, в основном, на русском. Мама у него грузинка. Жена, Мариам, тоже.
– Я, скажем так, с детства – грузиноязычный, – объясняет Артур. – То, что я не овладел армянским вовремя, следствие жизненных обстоятельств. Так, к сожалению, сложилось, и я не исключение в этом мире. И вот сейчас, в последние годы, стараюсь наверстать упущенное. Впрочем, обо всем этом я вам говорю только потому, что те дети-армяне, которых родители отдают в неармянские школы, теряют многое в плане приобщения к собственным традициям и культуре. Это я знаю на своем опыте. В нашей же школе программа составлена таким образом, что ежедневное изучение армянского языка происходит параллельно с ежедневным изучением грузинского. Учащиеся уже убедились, что школа позволяет им качественно изучить литературный грузинский язык, и вместе с тем они, конечно же, полноценно овладевают и литературным армянским. Так что я попросил бы многих родителей задуматься над этим.
...Логически все верно. Но подумалось вот о чем. Дело в том, что те возможности, о которых говорит директор школы, были продиктованы реальностью и появились сравнительно недавно, в ходе реформ в области образования, не избавленных, как считают специалисты, и от некоторых издержек и противоречий. Так вот, ранее положение было несколько иным, что и привело к сокращению школ. Однако допустим, что все больше родителей решат со временем отдавать детей в армянские школы с качественным изучением грузинского языка. Возрастет ли число таких школ пропорциональным образом? Возникает, правда, еще один вопрос: с другой стороны, возродится ли былое желание у родителей? И, несомненно, многое, если не все, зависит от того, как в тех или иных семьях представляют себе будущее своих детей. Как и от того, насколько адекватно, при необходимости, отреагирует государственная система обучения. Впрочем, это вопрос будущего, и, кажется, отдаленного.
К словам Артура Мурадяна стоит, однако, прислушаться.
– Напомню, что для тех армян или неармян – есть и такие, которые, независимо от возраста, проявляют желание и готовность овладеть родным языком, есть и иные возможности – к примеру воскресные курсы при армянских школах, при церкви. Соответственно, изучение армянского в Грузии не связано с личными или общими затруднениями. Все тут зависит от воли и желания человека.
– Насколько успешно продолжают получать образование ваши выпускники?
– В прошлом учебном году нашу школу окончили 13 учащихся – это столько, сколько училось в выпускном классе. Конечно, число скромное. Но из них в вузы поступили десять наших выпускников, и это высокий процент. Процедура такова: перед вступительными экзаменами они сдают тест на логическое мышление, затем поступают на подготовительный курс, после чего, подавая документы на тот или иной факультет, из экзаменов сдают только грузинский язык. Представьте себе, что все поступившие в этом году не только успешно прошли этот экзамен, но и получили специальные государственные гранты для продолжения образования. Для них, фактически, бесплатного.
– Понятно, насколько это важно в нынешних социальных условиях. Здесь заодно возникает и актуальный для каждой школы вопрос финансирования. Как это происходит в вашем случае?
– У нас – три сотни учеников и по одному классу с первого по двенадцатый. Кстати, замечу, на этот раз в выпускном классе у нас 21 ученик, что радует. Так вот, при финансировании задействована ваучерная система. Она позволяет прежде всего выплачивать
зарплату преподавателям и платить за коммунальные услуги. Средняя зарплата учителей по стране составляет 300 лари, но для сертифицированных педагогов предусмотрена надбавка. Сертификат выдается после экзаменов, призванных подтвердить владение в новых условиях навыками преподавания и умение привлечь внимание к предмету, к изучаемым темам. Владеющие компьютером и английским получают дополнительно 250 лари. Новые правила требуют привыкания и, скажем так, апробации, «обкатки», поэтому не все учителя успешно сдают тесты с первого раза, но число тех, кому не удается пройти аттестацию, постепенно и неуклонно уменьшается с каждым годом.
– Зависит ли финансирование от инициативности руководства школы, и если зависит, то в какой степени?
– Нам удалось год назад – после запроса, направленного в Министерство образования, получить средства для поэтапного ремонта. Предварительно подсчитали, какие понадобятся средства. Отремонтировали коридоры, классные комнаты, учительскую, учебные и другие кабинеты, спортивный зал. Благоприятный вид школы, помимо всего – думаю, еще один аргумент в пользу адекватного выбора места учебы.
– Как составляются учебники по изучаемым в армянской школе предметам?
– Учебники по армянскому языку и литературе мы получаем из посольства Армении в Грузии, за что я хотел бы выразить благодарность этому представительству. А остальные предметы преподаются в соответствии с общей для школ Грузии программой – по учебникам, переведенным с грузинского языка на армянский. Речь идет о таких предметах, как физика, география, история, химия и другие.
– Вы человек молодой. Как Вы стали директором, где работали до того?
– Я окончил Академию полиции при Министерстве внутренних дел Грузии. Работал в правоохранительных органах. Затем меня, после собеседования в Министерстве образования, направили на работу в грузинскую, а затем и в армянскую школу – в качестве мандатного пристава, призванного помогать средним учебным заведениям в соблюдении порядка и дисциплины, поскольку не так давно разного рода криминальные разборки, преступления и обычная поножовщина не столь редко происходили в наших школах. После какого-то времени последовало предложение пройти тестирование – экзамен, позволяющий занять пост директора, и так я оказался в 104-й армянской школе. Была, между прочим, возможность выбрать другие учебные заведения, причем тоже с очень хорошими традициями и репутацией. Например, предлагали возглавить классическую гимназию или известную еще с советских времен тбилисскую физико-математическую школу имени Комарова. Но я выбрал 104-ю школу. Потому что мне заодно хотелось приобщиться к армянской культуре, образованию, самовозродиться, что ли. Участвовать же в конкурсе я согласился, основательно подумав и взвесив свои возможности менеджера. Главное, я понял, что обязан ежедневно стараться заслужить доверие и уважение со стороны учеников и преподавателей. И вместе с тем всячески способствовать тому, чтобы мои воспитанники успели за годы обучения в школе сформироваться как полноценные личности. В конце-то концов они сделали тот замечательный выбор, который обошел меня стороной – поступили в армянскую школу. И для меня очень важно помочь им быть подготовленными к дальнейшей жизни. Даже – к любому повороту судьбы. Они, оставаясь в Грузии, смогут работать и общаться, успешно интегрироваться в грузинское общество в качестве готовых к этому граждан, тем более что язык проблем им уже не создаст. Общаясь же с армянами или неармянами в любой стране, они проявят себя как носители армянской культуры и национального самосознания. В этом их, на мой взгляд, несомненное преимущество. И я, можно сказать, учусь вместе с ними – почти в буквальном смысле, в том числе читать, писать и даже мыслить на армянском языке.
Одно важное уточнение: у нас в школе, уже не один год, создан ансамбль армянской песни и танца. Это очень любопытный сам по себе, и для меня в особенности, факт. У ансамбля – интересный репертуар и одаренные исполнители. Среди участников не только наши ученики и учителя, но и те армяне, что приходят из других школ. Это имеет немалое значение для общности, для воспитания учеников в духе верности национальным традициям, укрепления у них ощущения устойчивой причастности к родной культуре.
– Чем армянские школы отличаются в Тбилиси от грузинских или русских?
– Различий практически нет, кроме того, что в армянских школах опять же гораздо меньше численность учащихся, но о причинах я уже говорил. Ученики наши обучаются по программе, общей для всех школ.
– Вы говорили о важности социальной интеграции и адаптации армян. Сталкивались ли Вы со случаями предвзятого к себе отношения?
– Я, бывало, сталкивался с такими субъектами, которые из-за невоспитанности или в состоянии алкогольного опьянения позволяли себе неадекватные выходки, несовместимые со званием цивилизованного человека и просто гражданина. Но это уровень слишком низкий, чтобы обращать внимание на такого рода вещи. Слава Богу, меня куда чаще радовало отношение ко мне несравнимо преобладающего числа людей интеллигентных и культурных. Все зависит от человека, его характера, устремлений, от того, как он себя проявит, какую обретет репутацию. Меня стимулирует в работе государственный подход к проблемам образования и вопросам межнациональных отношений. Я этот подход полностью разделяю. Благотворность такого отношения проявляется в самых разных вещах. Вспоминаю, как в прошлом году на торжествах в честь празднования Дня независимости нашей страны Государственный гимн Грузии доверили исполнить юной певице, талантливой Анне Ханджалян, прошлогодней победительнице детского конкурса Евровидения. Так что времена, которые, надеюсь, меняются к лучшему, призваны обозначить и поддерживать важные представления и основные критерии равноправного гражданства, утвердить в общественном сознании ощущение реальной готовности к демократическим переменам.
– Есть люди, которые, к сожалению, в этом естественном процессе пытаются усмотреть чуть ли не стремление государственных идеологов к достижению иных целей – как бы сомнительного свойства. При этом наблюдаются, причем со стороны одних и тех же лиц, неутихающие и ущербные призывы к противостоянию тем, кто стремится работать с властями конструктивно и последовательно. Многие из тех, кто составляет активную и деятельную часть в армянской общине Грузии, это люди разных профессий, в том числе и творческих, и те, кого я опросил, считают, что для обеспечения армянам Грузии оптимальных условий как для самореализации, так и сохранения своей национальной идентичности сегодня делается гораздо больше, чем когда-либо. Конечно, есть некоторые проблемы – одни носят органичный характер и сравнительно легко разрешимы, другие, как, допустим, тема принадлежности церквей, имеют налет болезненных особенностей и нуждаются во внимательном отношении сторон, но все они, представляясь актуальными в той или иной степени, требуют во всех случаях деликатного подхода, а не воинственных заявлений. Тем не менее эти «воины» жалуются на всех подряд, на деле сетуя тем самым на свою невостребованность, причем в самой армянской общине, которая их попросту отторгла от себя и отвергла самым естественным образом. Что Вы об этом думаете?
– Здесь комментарии вряд ли нужны. Нормальный процесс сотрудничества – единственный реальный и разумный путь к получению социального результата. Так происходит во всех странах, где стараются предельно ограничить попытки деструктивного вмешательства в чувствительные проблемы, требующие мудрого и эффективного подхода.
...В октябре в Грузии сменилось правительство. Понятно, что реформы могут претерпеть некоторые изменения, но новое руководство обещает, что все, что было целесообразным и полезным для системы образования, будет сохранено. И напротив, все то, что противоречило здравому смыслу, а подобные несоответствия, к сожалению, тоже были, станет достоянием прошлого.
Беседу вел Адам Баратов
Оставьте свои комментарии