Дмитрий Саноян: Мы можем стать свидетелями полного исчезновения армянского Иерусалима
В прошлом номере наша газета сообщила о выходе в свет книги Дмитрия Санояна (в соавторстве с Александром Долухановым) «Армянский Иерусалим». Писатель и исследователь Дмитрий Саноян был гостем редакции и рассказал о прошлом и настоящем армянской общины древнейшего города.
– Скажите, как появилась идея Вашей книги, когда возник интерес к истории армянской общины Иерусалима?
– Интерес этот появился не случайно. Община занимает совершенно особое, уникальное место и в Израиле, и на всем Ближнем Востоке. Начнем с того, что это единственная община в регионе, возникшая при монастыре! Известно, что религиозные институты сыграли огромную роль в жизни этнических диаспор на Ближнем Востоке. Однако в этом случае речь идет не просто об особой роли духовенства в жизни общины (причем, общины светской), но о ее возникновении и существовании в пределах монастыря Святых Иаковов! Собственно, происхождением и объясняется замкнутость, закрытость общины, сохранявшаяся вплоть до начала ХХ столетия.
Но уже в ХХ веке иерусалимские армяне продемонстрировали удивительный динамизм, способность осваивать европейскую культуру и играть роль посредников между местным населением и европейскими державами, сохраняя при этом традиционную структуру монастырской общины, религиозного центра армянской диаспоры. Подобная гибкость армянской общины Иерусалима не могла не привлечь внимания. Изучение материалов, касающихся истории иерусалимских армян, знакомство с культурой Армянского квартала Иерусалима, с его жителями – все это привело меня и моего коллегу А. С. Долуханова к созданию книги.
– Расскажите, какова была численность армянской общины в середине ХХ столетия и сколько армян осталось в Иерусалиме и в Израиле сегодня?
– В 1948 году в Иерусалиме проживали около 16 тысяч армян. В настоящее время в Израиле и на палестинских территориях, по разным оценкам, их от 17 до 20 тысяч. Армянскую общину Израиля можно разделить на две группы. Первую составляют армяне, чьи предки жили на этой территории на протяжении столетий. Более всего их в Армянском квартале Иерусалима, а также в Тель-Авиве, Хайфе и на Западном берегу реки Иордан. Большинство имеют израильское гражданство, но некоторые иерусалимские армяне сохранили иорданские паспорта. Вторая группа сложилась за счет массовой волны иммигрантов из стран постсоветского пространства. За последние 16 лет в Израиль приехали около 10 тысяч армян, включая членов смешанных семей.
– Какие еще темы, связанные с прошлым армянской общины Иерусалима, Вы рассматриваете в монографии?
– Главная тема – модернизация армянской общины Иерусалима в ХХ – начале ХХI вв. Основной акцент сделан на изучении различных сторон ее жизни: политической, социально-экономической, демографической, культурной, религиозной и т.д. Нас интересовала также деятельность Армянской Апостольской Церкви и других религиозных институтов на территории современного Израиля, их влияние на развитие общины, создание Армянского легиона и его участие в сражениях Первой мировой войны на Палестинском фронте, отношения иерусалимских армян с другими этноконфессиональными группами региона, политика османских, британских, иорданских и израильских властей по отношению к общине и т.д. Особо освещаются такие проблемы, как отношение сионистского движения и Государства Израиль к геноциду армян 1915 г., взаимоотношения религиозного и светского элементов внутри общины, а также проблемы, связанные с интеграцией общины в израильское общество во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
– Армянская община Иерусалима, как и все христианское население на Святой Земле, стала заложницей ближневосточного конфликта. Какую позицию занимает армянская община в арабо-израильском противостоянии? Как отражается конфликт на жизни иерусалимских армян? Вы пытаетесь ответить на эти вопросы в Вашей монографии?
– Арабо-израильский конфликт крайне негативно сказывается на внутренней жизни армянской общины. Главная причина таких проблем, как эмиграция иерусалимских армян за пределы Израиля, продажа домов и собственности в Армянском квартале Старого города, отток инвестиций из армянского сектора, – это именно неурегулированность арабо-израильского конфликта. Напомню, после Шестидневной войны и объединения Иерусалима в 1967 году под израильским контролем руководство Армянского патриархата и лидеры армянской общины Израиля демонстративно поддерживали арабские притязания на восточную часть города. Однако в 1980-е гг. позиция армянской общины претерпела существенные изменения. К этому привели как ухудшение взаимоотношений армян с палестинскими властями, так и постепенная интеграция армянской общины в экономическую, культурную и общественную жизнь Израиля. В настоящее время подавляющее большинство армянских избирателей на выборах в кнессет голосует преимущественно за сионистские партии.
– Вы в своей работе уделяете значительное внимание деятельности Армянской Апостольской Церкви на Святой Земле. Скажите, как Вы относитесь к участившимся в последние годы столкновениям между представителями различных конфессий в главных христианских святынях Иерусалима?
– Столкновения между представителями различных конфессий в приделах храма Гроба Господня в канун христианских праздников, особенно в канун Пасхи, довольно часты. В это время в Иерусалиме собирается большое количество паломников со всего мира. Иногда несколько конфессий одновременно проводят службы в приделах храма Гроба Господня и других христианских святынь. Каждая церковь стремится превзойти другую в помпезности и торжественности. В то же время каждая конфессия весьма болезненно относится к малейшему нарушению своих прав, утвержденного статус-кво. Незначительное нарушение порядка служб или кажущееся посягательство на территорию, находящуюся под юрисдикцией той или иной конфессии, может привести к столкновению. Участившиеся инциденты в главных христианских святынях Иерусалима, на наш взгляд, угрожают безопасности армянской общины. Напомню, что Армянская Апостольская Церковь является одной из трех христианских церквей, имеющих право на обладание Святыми местами. Мы касаемся этого важного для всей армянской диаспоры вопроса в нашей книге.
– Какие источники помогли Вам в работе?
– Мы старались использовать разнообразные источники: и официальные материалы, характеризующие политику османских, британских и израильских властей по отношению к армянской общине, и материалы, опубликованные в британской, армянской и израильской прессе, выступления политических деятелей. Особо следует отметить мемуарную литературу, в частности мемуары российских путешественников, посетивших Святую Землю в начале XX века. Рассказывая о демографических тенденциях в армянской общине Иерусалима, мы опирались как на официальную статистику, так и на сведения, полученные во время интервью с представителями самой общины. Мы беседовали с представителями Армянского патриархата Иерусалима, общественными деятелями, да и просто с жителями Армянского квартала. Пользуясь случаем, я бы хотел выразить особую благодарность драгоману армянской общины Гусану Алджаняну, настоятелю монастыря Святых Архангелов Гевонду Оганесяну, архимандриту монастыря Святых Иаковов Иммануилу Атаджаняну, владельцу нескольких сувенирных лавок Армянского квартала Гаро Сандруни. В беседе с ними мы получили множество ценных фактов и сведений, позволяющих нам лучше понимать очень многие реалии непростого прошлого и настоящего армянской общины Иерусалима.
Конечно, нам хотелось больше внимания уделить вопросам, связанным с богатой культурой иерусалимских армян, которая, восприняв многие современные достижения, сумела сохранить свое своеобразие и колорит. Тема взаимоотношений армянских старожилов Иерусалима с иммигрантами 1990-х гг. также представляет особый интерес. Практически нет работ, посвященных армянской общине Вифлеема, второй по численности и по значимости на Святой Земле после иерусалимской. Но это задачи на будущее.
– Как бы Вы охарактеризовали современное положение армянской общины?
– Как весьма непростое. Вооруженные конфликты, рост исламского экстремизма способны вовлечь армянскую диаспору в противостояние на той или другой стороне. Это подрывает стабильность общинных институтов. Следует также отметить, что стремление к большей открытости преобладает над традицией самоизоляции, но это таит в себе еще одну опасность – постепенную ассимиляцию общины.
– Каков Ваш прогноз на будущее? Сохранится ли армянская община в ХХI веке?
– Мой прогноз неутешительный. Не будет преувеличением сказать, что мы можем стать свидетелями полного исчезновения армянского Иерусалима. Лишь совместные усилия Армении, церкви и диаспоры могут изменить положение армян на Святой Земле к лучшему. И мы надеемся на это!
– Расскажите, пожалуйста, о себе, о Ваших корнях, о семье.
– Мой дед, Гурген Гургенович Саноян, родился в России, его предки из города Гюмри. Он большую часть жизни посвятил спорту, занимался боксом. Мой дед живет в Москве и до сих пор пишет. У него более 20 изданных книг.
– Где Вы учились?
– Я родился в Москве. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию в Институте стран Азии и Африки при МГУ на тему «Армянская община Иерусалима. Модернизация и традиция». Долгое время занимаюсь изучением феномена диаспор, с особым интересом — армянской, одной из крупнейших в мире. Сегодня я занимаюсь научными проектами, связанными с изучением армянских общин.
– В Армении бываете?
– К сожалению, в последний раз я был в Армении в конце 90-х годов. Конечно, хочется посмотреть, как изменился, похорошел Ереван. На ближайшее время поездка запланирована.
– Какова роль Александра Долуханова в издании книги «Армянский Иерусалим»?
– Необходимо сказать, что это не первый проект, который финансирует Александр. Он оказал значительную помощь при издании фундаментального исследования Аллы Тер-Саркисянц «История и культура армянского народа», книги известного в мире этнографа, члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Александровича Арутюнова «Силуэты этничности». Наша книга – первая, в которой А.Долуханов принимает участие как автор. Я хочу выразить большую признательность Наталии Долухановой, члену Союза журналистов России, за помощь при подготовке фотоматериалов. Она нам очень помогла.
Беседу вел Григор Григорян
Оставьте свои комментарии