Праздники Армянской Апостольской Церкви
1 ноября
Сурб Ованнес Воскеберан Св. Иоанна Златоуста
Один из отцов Церкви, Константинопольский патриарх Иоанн (ок. 354-407) был блестящим проповедником, за что прихожане окрестили его Златоустом. В своих проповедях он обличал корыстолюбие духовенства, безнравственный образ жизни императорского двора. Усилиями императрицы Евдоксии Иоанн был низложен и выслан из Константинополя. В ночь его отбытия в городе произошло землетрясение, в котором императрица усмотрела гнев Божий и велела вернуть патриарха. Златоуст выполнил ее волю, но не стал пленником августейшего «великодушия», а продолжал осуждать придворные нравы. Непокорного Иоанна вновь выдворили из столицы, невзирая на протест верующих. Он ушел в Малую Армению, где пробыл два года. Отсюда патриарх направился в Питиунт (Пицунда), но, истощенный болезнями, скончался, отслужив свою последнюю литургию в часовне Св. Василиска. Последними словами Иоанна были: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, за все слава Тебе, Господи».
Богословское наследие Иоанна составляют труды по аскетике, экзегетике, катехизис и духовные гимны. Он оставил проникновенные проповеди, считающиеся образцом ораторского искусства. Известна также литургия Иоанна Златоуста.
3 ноября
Всех святых Ветхого и Нового Заветов, явных и неявных
В этот день Церковь поминает всех святых ветхозаветного и новозаветного периодов, вне зависимости от того, какой смертью они завершили свой жизненный путь. Сюда входят пророки, праведники, цари, а также посвятившие жизнь Христу деятели первых веков после Рождества Христова, реже – последующих столетий.
Дни, отведенные святым в армянском церковном календаре, отмечаются по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам, если не связаны с неподвижными церковными праздниками.
Поминая подвижников и исповедников, чьи имена вошли в историю, мы не вправе забывать тех, которые остались неявными, т. е. чьи имена неизвестны, но которые оставили после себя немеркнущий свет духовности.
4 ноября
13-я годовщина интронизации (4 ноября 1999 года)
Его Святейшества ГАРЕГИНА II, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян
Глава Армянской Апостольской Святой Церкви носит титул Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Католикос (от греческого «кафоликос» – «архипастырь») представляет централизованную церковную и вообще духовную власть.
Власть Католикоса распространяется на каждого армянина в любом конце мира.
В истории Армянской Апостольской Церкви насчитывается 132 Католикоса. Сегодня ее возглавляет Гарегин II Нерсисян, избранный 27 октября 1999 года с должности Духовного Предводителя патриаршей Араратской епархии и возведенный на патриарший престол 4 ноября того же года.
В своем программном выступлении новоизбранный глава Армянской Церкви с отеческим наказом обратился к своему народу, призвав каждого встать «на добрую битву веры и обновить в своих душах проистекающую от святости сердца, чистой совести, искренней веры любовь. Любовь к Богу отцов наших, любовь к Родине, любовь к непоколебимому столпу нашей веры – Святой Армянской Апостольской Церкви, которая есть место рождения души нашей и ковчег спасения, исток нашего единства и знак продолжения. Сбережем благоговейно завещанное нам 2000-летнее наследие».
10 ноября
Свв. архангелов Гавриила и Михаила и всех небесных бесплотных сил
Праздник был установлен в IV веке для почитания ангелов – сверхъестественных бесплотных духовных существ, наделенных разумом, волей и могуществом. Существуют три ангельские иерархии, каждая из которых делится на три чина. В высшую небесную иерархию входят серафимы, херувимы и престолы; средняя включает господства, силы и власти; низшая состоит из начал, архангелов (главных ангелов) и ангелов. Чины небесные носят общее название ангелов, что в переводе с греческого означает «посланец». Высшие чины возвещают волю Творца низшим, а те передают ее людям.
Архангел Михаил главенствует над всеми ангельскими чинами. Он является архистратигом (главным военачальником) небесных сил, защищающим истину и праведников. Михаил свергнул с неба возгордившегося сатану и остальных падших ангелов. В Откровении Иоанна Богослова описывается небесная битва, в которой архангел Михаил и его ангелы воюют против дьявола:
«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе».
Гавриил – один из семи архангелов. Он возносит молитвы людей, возвещает им благие вести, а также раскрывает смысл пророческих видений и мистических событий. Гавриил был послан возвестить священнику Захарии о предстоящем рождении у него сына Иоанна (Предтечи). Затем он был послан в галилейский город Назарет к будущей Богородице Марии сообщить о том, что она носит в себе Иисуса – Сына Всевышнего.
17 ноября
Свв. апостолов Андрея и Филиппа
Андрей Первозванный, брат апостола Петра, первоначально входил в число последователей Иоанна Предтечи, затем стал первым из призванных Христом апостолов, почему и называется Первозванным. После смерти Иисуса Андрей проповедовал в Малой Азии и Греции. Согласно русским летописям, он дошел до места, где впоследствии был основан Киев, и сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На них воссияет благодать Божия». Взойдя на холм, Андрей водрузил на нем крест.
Приказом римского магистрата Андрея распяли в 67 году на имевшем форму буквы X кресте, традиционно именуемом «андреевским». Часть мощей Андрея перенесли в Константинополь. Еще часть хранилась в Эчмиадзинском Кафедральном соборе и в 1996 году была передана в дар русской Церкви.
Филипп также был учеником
Иоанна Крестителя, но последовал за Иисусом Христом и вошел в число двенадцати апостолов. Филипп, не мешкая, поверил в мессианство Иисуса как подтверждение ветхозаветных пророчеств о явлении Спасителя, о чем не замедлил известить своего друга Варфоломея: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».
Филипп проповедовал в Самарии, Сирии, Малой Азии. В городе Иераполе его схватили и после мучительных пыток распяли вниз головой. По преданию его предал земле апостол Варфоломей. В VI веке мощи апостола
Филиппа были перенесены в Рим.
21 ноября
Введение во храм Пресвятой Богородицы
В основе праздника лежит предание, по которому девочка Мария, согласно обету родителей, была посвящена Богу и в 3-летнем возрасте введена в Иерусалимский храм для получения религиозного воспитания. Ее отдали на попечение священнику Захарии – отцу Иоанна Крестителя. В храм вела крутая лестница, преодолеть которую было не по силам маленькому ребенку. Когда девочку поставили на первую ступень, она, ведомая силой Бога, самостоятельно поднялась по лестнице, что было воспринято как знак особой милости Божьей и свидетельство ее высокой миссии.
Отличавшаяся кротостью и смирением, Мария отдавала все свое время чтению Писания, молитве и рукоделию. В храме она жила приблизительно до 14 лет, т.е. до поры, когда у девушек наступала пора зрелости и им следовало покинуть храм.
При императоре Юстиниане в Иерусалиме возвели и 21 ноября 543 года освятили церковь Пресвятой Богородицы. Христианский мир стал отмечать день ее освящения как праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Армянская Церковь официально отмечает его начиная с XVIII века.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии