Неприязнь испытываю – кушать не могу?
Социологи замерили градус национальной нетерпимости в российском обществе
Слаще слова «толерантность», наверное, только слово «халва». И оба их сколько ни тверди, вкус и привкус во рту останутся прежними. Симпатии и доброты к людям «не своей» национальности в нашем обществе не прибавляется. При этом совершенно не утешает тот факт, что объекты особенной нелюбви постепенно меняются: притерпевшись к одним «чужакам», наши сограждане выплескивают негативные эмоции на других. В целом уровень националистических настроений, а порой и откровенной ксенофобии в России меньше так и не стал.
Это подтверждает целый ряд исследований, результаты которых были обнародованы за последние несколько месяцев различными социологическими службами и структурами.
То, что межнациональный климат в нашем обществе (особенно в переполненных людьми мегаполисах) оставляет желать лучшего, не устают повторять вслед за социологами и психологи, учителя, сотрудники правозащитных организаций и все те, кто по зову сердца или по долгу службы вынужден вмешиваться в непростые межэтнические взаимоотношения граждан, чтобы сделать их хоть немного спокойнее и дружелюбнее.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пальму первенства по части национальной нетерпимости держат жители столичных мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга. И со своей дикорастущей пальмы слезать явно не торопятся.
63% москвичей и 54% петербуржцев еще год назад отмечали, что межнациональный климат в России ухудшился (это подтверждают и результаты опросов, которые в течение этого года проводили другие социологические службы). Причем треть московской и 41% петербургской молодежи говорили социологам (хоть и с разной степенью уверенности), что в бедах России виноваты живущие на ее территории «нерусские». Правда, в целом жители двух столиц все-таки ксенофобами не выглядели. 68% москвичей с таким утверждением были не согласны (ровно половина категорически отрезала: «Нет!»), в Питере запротестовали 72%, то есть почти три четверти горожан.
Но все-таки лишь каждый пятый москвич и примерно каждый четвертый житель Северной столицы (23%) говорил, что межнациональный климат в их городе каким был, таким и остался. Оптимистов, которые наблюдали увеличение межнациональной терпимости, в Москве и Питере набралось явное меньшинство – 12 и 16%.
По свежим данным другой социологической службы – фонда «Общественное мнение» (ФОМ), почти две трети россиян выступают за ограничение въезда представителей некоторых национальностей в их регион. При этом чувство неприязни по отношению к людям других национальностей испытывает пятая часть опрошенных. А каждый десятый респондент сказал социологам, что и сам подвергался дискриминации по национальному признаку.
Как показали исследования ФОМ, ровно пополам (по 37%) разделились мнения респондентов, отвечавших на вопрос: «В России живут люди разных национальностей. Это приносит стране больше пользы или вреда?» Четверть россиян (26%) просто промолчали.
Совсем недавно, в сентябре 2012 г., самый высокий за последние годы уровень неприязни к приезжим-гастарбайтерам зафиксировал Аналитический центр Юрия Левады («Левада-центр»).
47% опрошенных сказали социологам, что отрицательно относятся к мигрантам, приехавшим в Россию на заработки (речь шла о работающих на стройках гражданах Молдовы, Киргизии, Таджикистана и других стран бывшего СССР).
Кроме того, каждый десятый респондент признался, что «довольно часто» испытывает враждебность к людям других национальностей, еще 30% неприязнь испытывают, но лишь иногда. При этом, кстати, почти две трети – 60% опрошенных – сами никогда не чувствовали к себе агрессии или враждебности со стороны «понаехавших тут». Так что ненависть у них скорее идет изнутри, чем объясняется внешними причинами.
Как выяснил «Левада-центр» в ходе того же опроса, 43% россиян думают, что национальные меньшинства «имеют слишком много влияния в нашей стране». Не согласны с этим тезисом чуть больше – 46%, но перевес, что называется, «на балансе» и равновесие очень хрупкое.
Большинство – 57% – выступали за то, чтобы тем или иным способом ограничить въезд в Россию трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Противников такой меры оказалось почти вдвое меньше – лишь 31%.
От любви до ненависти и обратно
Кого из «нерусских» в России больше всех не любят? Прежде чем это выяснить, социологи ВЦИОМ задали респондентам другой вопрос: а любите-то вы кого? Оказалось, что в основном самих себя и близких родственников. То есть братьев-славян. И москвичи, и петербуржцы с наибольшей симпатией относятся к русским (44 и 52% соответственно). На втором месте - белорусы (17 и 14% в двух столицах), на третьем - украинцы (15 и 11%).
Дальше в рейтинге симпатий – огромный провал. Всего лишь по 3% москвичей сказали, что они положительно настроены к таджикам, армянам, грузинам, татарам, евреям и «европейцам» (вопрос был открытым – то есть респондентам предлагалось не выбирать ответ из заранее предложенного списка, а сформулировать его самим). По 2% называли в числе национальностей, к которым они относятся лучше всего, узбеков, казахов и немцев. Замыкали рейтинг американцы, англичане, литовцы, японцы, корейцы, кавказцы, чеченцы, осетины, молдаване, киргизы и почему-то мордвины (по 1%).
В Санкт-Петербурге рейтинг самых «любимых» неславянских национальностей выглядел чуть иначе: в городе на Неве по 3% симпатизировали немцам и европейцам в целом, а также евреям. По 2% – англичанам, казахам, армянам и грузинам. По 1% петербуржцев к списку, предложенному москвичами, добавили также азиатов в целом, эстонцев, латышей, прибалтов в целом, финнов, французов, итальянцев и башкир.
От любви социологи перешли к ненависти. Тут «шаг» оказался куда более широким. Самую большую антипатию у жителей двух столиц, по их словам, вызывали кавказские народы в целом – то есть без разбора лиц и наций. В Москве об этом говорили 31%, в Санкт-Петербурге – 28%. На втором месте антирейтинга были таджики (23 и 24% соответственно). В Москве на третьем месте по уровню антипатий оказались азербайджанцы (17%), на четвертом – узбеки (13%), в Санкт-Петербурге – наоборот (11 и 18% соответственно). Пятое место в обоих мегаполисах заняли чеченцы (12 и 8% соответственно).
Намного спокойнее жители Москвы и Питера относятся к грузинам (их «не любили» 9%), армянам (6%), дагестанцам (5%), азиатам в целом, киргизам (по 4%). По 2% в этом антирейтинге набрали украинцы, татары, китайцы, по 1% – абхазы, осетины, ингуши, молдаване, цыгане, евреи, вьетнамцы, прибалты и американцы. Последние, видимо, из-за своей относительной малочисленности на фоне всех прочих приезжих.
В Северной столице в первой половине списка национальностей, вызывающих антипатию, оказались азиаты (7%), грузины (6%), дагестанцы (5%). Меньше прочих не любят армян (только 3%), а также американцев, украинцев, евреев, цыган, китайцев (по 2%). Помимо тех народов, которые попали в московский «лист неприязни», в Санкт-Петербурге упоминали также туркменов (1%). Их-то, интересно, за что?
Хуже всего в данном случае было то, что лишь один-два человека из сотни говорили, что народов, вызывающих у них неприязнь, нет. Затруднялись с ответом от 8 до 11% (примерно каждый десятый). А вот когда речь заходила о симпатиях, «зависали» и не давали ответа уже по 12-15%.
Сила есть…
Слова и поступки, к счастью, отстоят друг от друга достаточно далеко. Если человек кого-то «не любит», это еще не означает, что жизнь и здоровье такого соседа в опасности. Но… Социологи Института социологии РАН в своем масштабном исследовании «20 лет реформ глазами россиян» предупреждают: уровень готовности к насилию, в том числе по межэтническому признаку, в России достаточно высок и пока не снижается. Так, 40% этнических русских говорили в ходе опросов, что одобрили бы насильственное выселение представителей других национальностей из своего населенного пункта. Социологи, правда, уточняли, что среди 1750 опрошенных примерно 90% назвались русскими, а 10% – представителями других этносов, что опросы затронули лишь 2 республики из Северо-Кавказского федерального округа и потому в итоговых цифрах неминуемы определенные погрешности. Однако рост агрессивности все равно был достаточно явным.
53% русских и 48% нерусских в ходе опроса сказали социологам, что в их населенных пунктах бывают столкновения на национальной почве. Насильственное выдворение представителей других народов из своего населенного пункта одобрили бы 40% русских и 24% нерусских. Против выселений выступили бы 44% русских и 50% нерусских.
45% русских считали, что насилие допустимо, если нарушена справедливость в отношении их народа и веры (у нерусских таких было 36%). Правда, когда вопрос задавался в несколько иной формулировке, 89% русских соглашались с тем, что насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах недопустимо.
Комментируя результаты этих исследований, глава Центра исследования межнациональных отношений Института социологии Леокадия Дробижева и замдиректора ИС РАН Наталья Тихонова отмечали, что в сложившихся условиях надо сделать все, чтобы подспудная агрессия не выплеснулась в открытые конфликты. Необходимо, по мнению ученых, разрабатывать специальные образовательные программы, которые знакомили бы людей с обычаями и традициями других народов, не давать ни малейшего повода для провокаций, не «педалировать» национальный вопрос там, где это может спровоцировать всплеск неуправляемых эмоций. А еще – делать жизнь граждан богаче, справедливее, спокойнее. Тогда и агрессии станет меньше. Есть так называемый коэффициент Джинни, характеризующий разрыв между беднейшими и богатейшими слоями общества. 0,4 пункта – максимально допустимый предел. Дальше начинается торможение конструктивного развития страны. В сегодняшней России он составляет (если судить по официальной статистике) 0,44 пункта. Слишком много.
Простые граждане тоже предлагают свои рецепты. Беседуя с социологами ФОМ, каждый пятый россиянин (19%) сказал, что для предотвращения межнациональных конфликтов нужно прежде всего воспитывать в людях толерантность. 16% предложили ужесточить миграционную политику. Вдвое меньше (8%) – «обеспечить людей работой». По 5% предложили повышать уровень жизни и добиваться равенства всех без исключения перед законом. 4% предлагали «выселить всех приезжих», но с ними спорили следующие 3% – они считали, что надо «уделять больше внимания национальной политике». Столько же сказали, что следует «улучшать жизнь в регионах, чтобы люди жили дома». Самый грустный для общества ответ, собственно говоря, ответом не являлся. Наибольшее число людей (38%) просто развели руками: не знаю. Не задумывался. Затрудняюсь сказать. И это понятно: такие решения зависят не от простых граждан, а от тех, кто берет на себя ответственность за их судьбу. То есть от людей, облеченных властными полномочиями.
Ряд предложений о том, как улучшить ситуацию, был высказан первыми лицами государства – в первую очередь президентом РФ Владимиром Путиным. Социологи ВЦИОМ выяснили у россиян их отношение к этим программам. По данным опросов, граждане президента в целом поддержали. Наибольшее одобрение вызвала инициатива предотвратить появление замкнутых национальных анклавов, живущих обособленно, – в поддержку такой меры высказались 79% опрошенных. Второе место заняла идея ужесточения миграционного законодательства и введения уголовной ответственности за нарушение правил и норм регистрации (77%). 75% респондентов также одобрили предложение ужесточить правила регистрации приезжих и санкции за их нарушение.
Чуть ниже был уровень одобрения у идеи ввести для мигрантов обязательные экзамены по русскому языку, литературе, истории России, основам государства и права – с этим предложением согласились 67% россиян.
Познания скорбь не умножат
В чем же корни стойкой неприязни коренных жителей России к приезжим? Ничего нового. В данном случае «работает» гремучая смесь сразу нескольких факторов. Самый мощный из них – психологический. Чужих не любили никогда и нигде. Хотя бы потому, что люди по натуре своей склонны опасаться того, что они не понимают. Когда незнакомцы непривычным образом выглядят, говорят на непонятном языке, исполняют какие-то странные обряды, это внушает окружающим довольно сильную тревогу. Она становится в разы ощутимее в условиях большого города с его скученностью, толпой незнакомых лиц, общей усталостью от грохота, суеты, дурной экологии и напряженного ритма жизни, больше похожей на выживание. Когда в утреннем московском или питерском метро «коренной» горожанин наталкивается взглядом на целую вереницу сумрачных лиц явно «нетитульной» нации, он чувствует себя «как не дома». Он попросту боится этой толпы, и иногда не без оснований. В том, что приезжие могут нести угрозу, его убеждают сводки новостей, где, как нарочно, мелькают в основном непривычные слуху фамилии. Кстати, о том, надо ли в подобных сообщениях называть национальность задержанных преступников, мнения в обществе тоже разделились довольно сильно. По данным ФОМ, 31% россиян считают, что делать это надо, а главный аргумент – «чтоб себя обезопасить». 35% опрошенных говорили, что такая информация явно лишняя – «потому, что это может обострить межнациональные отношения». Какова может быть реакция общества в подобных случаях, наглядно показывает разгоревшийся недавно скандал вокруг стрельбы во время «кавказской свадьбы» в центре столицы.
Раздражение у коренных обитателей больших городов вызывает и то, что «мигранты занимают рабочие места», «соглашаются на меньшие деньги» и таким образом нарушают баланс на рынке труда. Именно этот аргумент приводили социологам Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru участники проведенного ими опроса – активные работающие россияне, пользователи Интернета. Более половины считали, что иммигранты повышают уровень преступности и коррупции. Причем это мнение распространяется все шире: в 2007 году так думали 34%, в 2008-м – 41%, в 2009-м – 44%, сегодня – 52%. «Несколько иммигрантов совершили противоправные (жестокие и плохие) действия в отношении моей семьи!», «Вечером страшно идти мимо стройки, где работают приезжие!» – рассказывали респонденты. Правда, больше трети респондентов (35%) осознавали, что иммиграция восполняет нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе. «Без них не обойтись: мало кто из коренного населения готов работать грузчиком или дворником», – говорили они. Однако с каждым годом так думают все меньше россиян: в 2007-м их было 49%, в 2009-м – уже 41%.
Собственно говоря, рецепты «оздоровления» климата и «смягчения нравов» стары как мир. Их базовые ингредиенты – здравый смысл, терпение и время. И конечно, желание что-то делать, а не только нагнетать страсти. А в списке неотложных дел на первом месте стоит пропаганда и развитие национальных культур, их популяризация в массах. Люди боятся того, что им незнакомо. Но склонны испытывать симпатию к тому, что они узнали, приняли и поняли. Этим, например, объясняется кажущийся парадокс. Почему-то «кавказцев вообще» в славянской России не привечают, а вот конкретно армян или грузин воспринимают достаточно спокойно. Куда лучше, чем представителей народов Средней Азии или мусульманских регионов российского Кавказа. На вопрос о том, как они отнесутся к замужеству дочери или женитьбе сына на человеке иной национальности, многие с виду «интернационалисты» разом теряют всю свою толерантность и заявляют что-то вроде «Только через мой труп!» Наибольшее одобрение вызывают у наших сограждан браки между русскими людьми: 70% положительно относятся к такому союзу. Во всех остальных случаях респонденты придерживаются либо нейтралитета, либо негативной установки. Спокойно воспринимается разве что брак россиянина с украинцем или белорусом (45%), европейцем – немцем, англичанином или французом (44%), а также прибалтом – латышом, литовцем или эстонцем (43%) или американцем (41%). Резко негативно россияне относятся к бракам с чеченцами (65%), арабами (63%), детьми народов Средней Азии – казахами, таджиками, киргизами или узбеками (60%). На этом фоне выглядит почти идиллией отношение к союзам с грузинами, армянами и азербайджанцами (54% противников), а также с евреями (46% «антисемитов домашнего разлива»). В чем причина? Да все в том же «узнавании». Армянская или грузинская диаспора для многих обитателей больших городов не кажется безликой «ордой», в отличие, скажем, от множества среднеазиатских мигрантов, работающих в городском хозяйстве или в магазинах, с которыми коренные жители находятся в одном городе, но будто на разных планетах. Если в ближнем окружении человека есть друзья, коллеги, соседи и знакомые, относящиеся к определенной национальности, если он имеет возможность полноценно и на равных с ними общаться – отношение резко теплеет и перестает быть межнациональным, превращаясь в «обычное человеческое». Привычка и понимание – великие вещи. Немалую роль играет и знание культурных традиций того или иного народа. Когда ты помнишь и знаешь писателей, ученых, композиторов, актеров, художников или музыкантов, принадлежащих к этому народу, для национальной нетерпимости места остается все меньше и меньше. Да и впитанное со школьной скамьи уважение к чужим традициям, знакомство с их истоками всегда способствует тому, что конфликты прекращаются, не начавшись.
Простых ответов на национальные вопросы не знает никто. Ни социологи, ни политики, ни обычные граждане. Но иногда достаточно понимания, что такие ответы есть, и как бы сложны они ни казались, найти их все-таки можно.
Екатерина Добрынина, кандидат политических наук
Оставьте свои комментарии