Ованнес Татевосян: современное звучание
В Ташкенте завершилась VI биеннале современного искусства. В Неделе искусств были представлены четыре крупных проекта, 9 выставок классиков и современных художников Великобритании, Франции, Японии и других стран. Одним из выставочных проектов, представляющих национальное наследие Узбекистана, стала организованная фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» экспозиция «Самаркандская сюита» из произведений народного художника Узбекистана Ованнеса Карапетовича Татевосяна.
Самобытный и неоднозначный мастер родился в 1889 г. в Эривани. В Тифлисском художественном училище он обучался живописи у М. Тоидзе, Б. Фогеля и Егише Татевосяна – выдающегося живописца, сложившегося под влиянием В. Поленова. Первые успехи и поддержка, оказанная талантливому юноше со стороны выдающегося мецената А.И. Манташева (из его средств Ованнесу до конца обучения был открыт кредит в тридцать рублей), вдохновили на решение отправиться в начале 1910 г. в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем был Константин Коровин.
Ованнесу было 26 лет, когда он под впечатлением от рассказов восхищенного К. Коровина, делавшего в Туркестане этюды для оформления Всемирной выставки в Париже, впервые в 1915 г. отправился в сердце Средней Азии – город Самарканд.
Великолепие древней архитектуры, лавки ремесленников, развесистая крона карагачей вмиг очаровали его. Здесь, под небом Самарканда, отраженным в синеве его куполов, пришли к молодому художнику его первые откровения. Татевосян часами бродит под изнуряющим солнцем Самарканда, пишет по несколько этюдов в день, задумывается над художественными средствами для передачи ощущения края, очаровавшего его на всю жизнь. Окончательно он обосновался здесь в 1917 г. На Востоке, в силу национального контекста, традиционно развивались зодчество и декоративно-прикладное искусство. И вот в начале 1920-х гг. большая группа художников из Товарищества передвижных выставок – Л. Бурэ, Г. Никитин, В. Еремян, Усто-Мумин (А. Николаев), Н. Кашин, В. Уфимцев, П. Беньков – пришла в художественную жизнь Самарканда, столицы советского Туркестана. Каждый обладал яркой индивидуальностью, демонстрировал свой живописный язык и прокладывал новые пути в изобразительном искусстве. В их числе был и Татевосян, который уже испытал влияние русского авангарда начала XX века, а теперь, под воздействием увиденных им восточных миниатюр, начал формирование своего стиля и манеры художника. Самаркандские произведения 1915-1916 гг., соединившиеся в неповторимый сплав европейской и восточной школ, стали началом цикла работ, который пополнялся в течение всей жизни. Двигаясь по течению художественного мейнстрима своего времени, он в то же время работал и в нестандартных форматах. В живописи, представленной в нынешней экспозиции, зритель увидел, насколько важна сущность, а не внешняя оболочка, сердце, а не холодный разум. Отличавшие творчество мастеров былых столетий, эти свойства присутствуют и в работах Татевосяна, продуманных до мелочей и предельно насыщенных образами и атрибутикой. В портретном жанре он глубоко изучает сущность человека, с любовью передает светлые и гармоничные образы своих современников – простых людей труда, в глазах которых сосредоточены вся мудрость и доброта. Неповторимый живописный язык он демонстрирует и в натюрмортах, и в жанровых картинах. Тем не менее особое предпочтение неукротимый душой художник отдавал пейзажу, в котором с поразительной точностью передавал все состояния очаровавшей его природы.
«Западное искусство развивается на принципах постоянного эксперимента, отвергающего традиционные взгляды. В восточных странах, напротив, художники следуют собственным путем для самовыражения, вырабатывают свою точку зрения на волнующие человечество проблемы», – говорит доктор искусствоведения Эльмира Ахмедова. – К их числу относится Ованнес Татевосян – выдающийся живописец, сыгравший значительную роль в формировании национальной школы изобразительного искусства Узбекистана».
Его пылкая художественная натура всегда стремилась полнее узнать мир. Так, в 1914 г. он отправился на летнюю учебную практику в Трапезунд, изучал античное прошлое и запечатлевал настоящее шумного восточного порта. В итоге появился цикл работ «Трапезунд», а отдельный цикл представляют работы, созданные во время пребывания в Армении в 1922 г.
Судьба распорядилась так, что в течение жизни частичку своего сердца он оставил в трех местах на этой планете. На просторах Араратской долины, где он родился и где заложены его родовые корни, в знойном Узбекистане, в котором он прожил большую часть жизни, и в полном лиризма Подмосковье, куда он переехал после землетрясения 1966 г. Здесь в крепком срубе в хвойном лесу он писал свои этюды и в 1974 г. завершил свой жизненный путь. В житейских и профессиональных испытаниях он всегда сохранял в себе главное качество – стремление к заветной высоте. И творческой, и географической (в июне 1912 г. в составе группы из 15 человек Татевосян с этюдником в руках совершил восхождение на Малый Арарат). Жизнь художника совпала с целой эпохой в жизни огромной страны. Правящая идеология, утвердившаяся в результате «культурной революции», определила направления, по которым должно было развиваться советское искусство. Однако Татевосян, памятуя о долге художника, всецело отдавался поиску гармонии. Его работы, созданные в 1920-е гг., были основаны на простых жизнеутверждающих жанровых сценах из жизни самаркандских базаров, чайхан и караван-сараев, а критики за увлечение экзотикой и невнимание к явлениям современной жизни навешивали на него ярлыки.
В итоге Мастер остался, а борзописцы канули в Лету соцреализма.
Первая персональная выставка художника состоялась в Ереване в 1912 г. Затем последовали экспозиции в Самарканде в 1929 г. и в Ташкенте в 1949 г. Четвертая по счету проходила одновременно в Ташкенте (1964), Москве (1965) и Ереване (1966). В 2011 г. в Национальной галерее Армении состоялась пятая персональная выставка произведений народного художника Узбекистана Ованнеса Татевосяна. К ее открытию издательством «Тигран Мец» была выпущена составленная А. Хлхатян книга-альбом с многочисленными мемуарными записями и с очерком искусствоведа Элен Гайфеджян о жизни и творчестве художника.
Георгий Сааков, главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага», для «НК»
Оставьте свои комментарии