Армянский художник на грузинской земле
В Ахалцихе состоялись торжества, посвященные увековечению памяти выдающегося армянского художника Ваграма Гайфеджяна
Город Ахалцих, центр одной из крупных армянских общин за пределами Армении, в Самцхе-Джавахети, выдвинул из своей среды множество замечательных людей, создавших славу Ахалциха, армянского народа, Армении. Ярчайшей звездой среди них светится имя выдающегося художника и педагога Ваграма Гайфеджяна (1879 – 1960). Классик армянского изобразительного искусства, учитель, роль и значение которого в становлении и развитии армянской художественной школы трудно переоценить, В.Гайфеджян являл собою образец того многогранно просвещенного типа деятелей национальной духовной культуры, кому она, эта культура, обязана своими непреходящими ценностями.
В отличие от своих знаменитых земляков и собратьев по искусству Вардгеса Суренянца и Акопа Коджояна, Ваграм Гайфеджян был связан с Ахалцихом не только местом рождения и первыми годами жизни, определяющими в формировании личности. В пору учебы в Москве (1891 – 1909) – сначала на гимназическом отделении Лазаревского института восточных языков, затем на медицинском и юридическом факультетах университета и в Училище живописи, ваяния и зодчества – В. Гайфеджян проводил лето в Ахалцихе, а с 1911 по 1923 год жил здесь безвыездно. Годы жизни В. Гайфеджяна в Ахалцихе были наиболее плодотворными, а многие десятки его замечательных произведений в жанрах пейзажа, портрета, бытовой картины, написанных в промежутке между серединой 1900-х – серединой 1920-х годов, связаны с Ахалцихом непосредственно. Благоуханный воздух родного края, неистощимое красочное разнообразие благословенной ахалцихской природы, неторопливые, размеренные ритмы патриархального быта, добросердечность и радушие окружающих – все способствовало самоуглубленному творчеству. Ахалцих стал для В. Гайфеджяна тем «раем», который искали П.Гоген на островах Океании, П.Кузнецов в киргизских степях, М.Сарьян на Ближнем Востоке.
Вместе с тем в 1910-е годы, со времени возвращения В.Гайфеджяна на родину, его отчий дом, прежде известный лишь как дом Тер-Мкртича Гайфеджянца – крупного церковного деятеля, члена Ахалцихского Духовного правления, священника и учителя армянского языка и литературы, – стал своего рода культурным центром для ахалцихской молодежи. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях внучатый племянник и ученик В.Гайфеджяна художник Леткар (Л.Тер-Карапетян):
«Приехал в Ахалцих высокообразованный, прекрасно воспитанный человек. Привез с собою из Москвы много великолепных живописных работ, множество журналов по искусству, художественную литературу, много граммофонных пластинок, с большим вкусом собранных. Вам трудно представить Ахалцих того времени – маленький городишко с 15-20 тысячами жителей, вдали от железных дорог, без электричества, радио, культурных учреждений. В такую-то глухомань и приехал Ваграм Никитич. Он, как светлый луч во тьме, светил не только мне, но и многим другим. Дом Ваграма Никитича стал для меня очагом культуры, музеем, школой, а Ваграм Никитич – моим великим учителем».
Служба, которой был вынужден связать себя В. Гайфеджян (как дипломированный юрист он возглавил ахалцихское акционерное «Общество взаимного кредита»), по-видимому, не слишком его обременяла. В. Гайфеджян регулярно участвует в выставках Союза художников-армян и Грузинского общества художников в Тифлисе, являвшегося в то время эпицентром общественно-культурной жизни всего Закавказья. А когда в начале 1920-х годов шквальный ветер революции пронесся и над затерянным в горах Кавказа городом, В. Гайфеджян целиком окунается в дело практического созидания новой жизни. Подобно Марку Шагалу в не менее захолустном Витебске, В. Гайфеджян становится в Ахалцихе полномочным комиссаром советского искусства, отличавшегося поначалу невиданным радикализмом.
На смену частной художественной студии В. Гайфеджяна – первой в истории Ахалцихского края, – функционировавшей до 1921 года, приходит аналогичная студия при отделе народного образования Ахалцихского уездного исполкома. В. Гайфеджян руководит ею, ведя одновременно занятия живописью, рисунком, историей искусства. В 1922 году в помещении прославленной армянской Школы Карапетян В. Гайфеджян открывает – опять-таки впервые в истории Ахалциха – художественную выставку, на которой экспонирует свои произведения и произведения бывшего воспитанника своей студии Леткара.
В течение почти трех лет (1921 – 1923) В. Гайфеджян исполняет должность директора Ахалцихского драматического театра, объединенного с кинотеатром, пишет занавеси и декорации для Ахалцихского и Абастуманского театров, оформляет массовые празднества.
В конце 1923 года, в силу различных обстоятельств личной жизни, В. Гайфеджян переезжает в Тифлис, где, продолжив начатый в Ахалцихе курс на публичные выступления, ведет лекционный цикл о проблемах современного изобразительного искусства для молодых деятелей культуры, объединенных сводами «Айартуна» (Дома армянской культуры). А в 1924 году, окрыленный восстановлением государственности на оставшемся небольшом клочке исторической родины, воодушевленный возможностью послужить своими знаниями и опытом делу развития армянской культуры, В.Гайфеджян принимает предложение наркома просвещения Армении А.Мравяна возглавить Эриваньское художественное училище и преподавать в нем и переезжает в Эривань на постоянное жительство.
Когда перед созданным в Ахалцихе в прошлом году Союзом творческих деятелей встал вопрос о присвоении ему имени, имя Ваграма Гайфеджяна было принято единогласно, так же как и решение о необходимости увековечения его памяти в Ахалцихе. В инициативную группу, взявшую на себя обязательство осуществить это решение, вошли председатель союза скульптор и педагог Александр Игитханян, дочь художника искусствовед Эллен Гайфеджян, Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Грузии Ованес Манукян, художник Виктор Ованесян, основатель и председатель армянской компании «Соврано» меценат Сос Саакян, основатель и руководитель этнографического ансамбля танца «Карин», ветеран войны за освобождение Арцаха Гагик Гиносян, бизнесмены Самвел Агекян, Самвел Овеян и Хачатур Петросян, пианист, дирижер, композитор, педагог, художественный руководитель ансамбля народной песни «Мастера» Геворк Манасян и др. Особую роль в работе инициативной группы, как прежде в организации самого Союза творческих деятелей Ахалциха, сыграла Люба Матевосян – кавалер ордена Чести Грузии, ветеран труда, автор книг об истории армянской школы Ахалциха и «Эти удивительные армяне из Ахалциха», создатель регионального общеобразовательного комплекса «Интеллект». Наконец, торжественные мероприятия по увековечению памяти Ваграма Гайфеджяна в Ахалцихе, организованные совместными усилиями инициативной группы, губернатора Самцхе-Джавахети Иванэ Циклаури, гамгебели Ахалцихского района Гела Деметрадзе, его заместителя Рубена Карапетяна, председателя Ахалцихского сакребуло Малхаза Гикошвили, заведующего отделом связей с армянскими общинами Кавказского региона Министерства диаспоры Армении Тарона Шагояна и советника министра культуры Армении Марата Айрапетяна, состоялись 22 сентября. При стечении массы народа – официального представительства из Грузии и Армении, деятелей культуры из Тбилиси, Еревана, различных уголков Самцхе-Джавахети, священнослужителей из Ахалциха, Ахалкалака, Цхрута, учащихся и преподавателей средних школ, ахалцихского филиала Госуниверситета Грузии, бизнесменов, артистов – посол Армении в Грузии Ованес Манукян, губернатор Самцхе-Джавахети Иванэ Циклаури и дочь художника Эллен Гайфеджян открыли мемориальный барельеф из белого мрамора на одноэтажном доме, где жил Ваграм Гайфеджян (автор А.Игитханян по эскизу В.Ованесяна).
В своем выступлении на открытии барельефа О.Манукян сказал: «Сегодня для всех нас очень радостный день – на грузинской земле мы открываем мемориальную доску выдающегося армянского художника. Волею судеб исторически сложилось так, что в Ахалцихе – одном из красивейших городов Грузии – нашли свое пристанище не только грузины, но и армяне, евреи, греки и др. В силу этого Ахалцих очень интересный город, поскольку сложившаяся здесь уникальная культура представляет собою сложный сплав культур различных народов. Я не случайно не употребил термин «нацменьшинства», ибо в разрезе грузинской истории это – скажем так – неуместно. Действительность такова, что культура Грузии богата и сильна не только своими сугубо национальными элементами, но и элементами культур населяющих ее народов, благодаря чему сложившаяся монокультура Грузии – явление необычайно интересное и неординарное. Я уверен, что нынешнее грузинское руководство прекрасно понимает и должным образом оценивает это обстоятельство, о чем говорят события последнего времени и о чем свидетельствует и сегодняшнее мероприятие по увековечению памяти Ваграма Гайфеджяна».
Ту же мысль высказал в своем выступлении и С.Саакян: «Всего три года прошло с тех пор, как на этой же улице состоялось торжественное открытие мемориальной доски другого выдающегося армянского художника – Вардгеса Суренянца, что было сопряжено с немалыми трудностями. Но нынче ситуация иная, поскольку власти региона Самцхе-Джавахети взяли эстафету в свои руки, всячески помогая организаторам сегодняшнего праздника, ставшего возможным благодаря их сердечному участию, инициативным предложениям и финансовой поддержке. Следовательно, при взаимопонимании и взаимопомощи все трудности и препятствия преодолимы. И мы надеемся, что работа по возрождению армянского искусства в Ахалцихе (чем он исстари славился) будет иметь – благодаря обещанной поддержке региональных властей ахалцихскому Союзу творческих деятелей имени Ваграма Гайфеджяна – самое успешное продолжение, свидетельствуя о нерушимости дружбы армянского и грузинского народов».
После приветственных выступлений, завершившихся народными обрядовыми танцами, исполненными артистами ансамбля танца «Карин» на брусчатом уличном покрытии XIX века, торжества продолжились в здании Ахалцихского драматического театра, в вестибюле которого была развернута выставка из пятидесяти репродукций произведений В.Гайфеджяна, тематически связанных с Ахалцихом, представлены юбилейные буклеты с портретом и биографией художника. В переполненном зале театра состоялся праздничный вечер, на котором, в промежутках между концертными номерами, ведущие на армянском и грузинском языках рассказывали о жизни и деятельности В.Гайфеджяна. В концерте принимали участие приехавшие из Еревана и Тбилиси известные армянские и грузинские фольклорные музыкальные коллективы и солисты, а также ансамбли танца ряда ахалцихских школ.
На площади перед зданием театра, на фасаде которого между флагами Грузии и Армении был протянут транспарант с портретом В.Гайфеджяна, многие вместе с артистами ансамбля «Карин» с энтузиазмом отплясывали зажигательное «Кочари».
Элеонора Габриелян
Оставьте свои комментарии