Когда Армения повернется лицом к спортсменам-инвалидам?
Паралимпийские международные спортивные соревнования для инвалидов традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 г. — на тех же спортивных объектах; в 2001-м эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние Паралимпийские игры проводятся с 1960-го, а зимние – с 1976-го.
Если в первых Играх в Риме приняли участие 400 спортсменов из 23 стран, то Лондон уже принял рекордное число спортсменов – 4200 человек из 166 стран, которые соревновались в 21 виде спорта. Рекордным явилось и число женщин-участниц – 1513 спортсменок.
Армения на Играх в Лондоне была представлена двумя спортсменками – 26-летней Гретой Варданян (тяжелая атлетика) и Маргаритой Овакимян (плавание). Олимпийскую путевку 17-летняя Маргарита завоевала на рейтинговом турнире по плаванию в американском Цинциннати. На открытом чемпионате России по плаванию для людей с ограниченными возможностями в 2010 году Маргарита завоевала две серебряные награды – в вольном стиле и в брассе. В 2011 году на турнире в Дзержинске – 6 медалей: 3 серебряные, две бронзовые и одна золотая.
Грета участвовала в Паралимпийских играх в Пекине, в 2007 году на международном турнире в греческом городе Кавала заняла второе место. В 2011 году она завоевала серебряную медаль на чемпионате мира в ОАЭ, а затем там же заняла второе место на престижном международном турнире. Видимо, исходя из этого, руководители Паралимпийского комитета Армении посчитали, что обе наши спортсменки хорошо подготовлены и достойно сумеют выступить на Играх в Лондоне. О том, что будут бороться за медали, заявили и сами спортсменки. Как известно, Грета в весовой категории до 48 кг заняла 7-е место, а Маргарита в плавании на 100 метров брассом – 14-е. Пока лучшими показателями Армении на Паралимпийских играх (Армения участвует в них с 1996 года) остаются четвертое место в соревнованиях по тяжелой атлетике (пауэрлифтинге) Гагика Гаспаряна в 1996 году в Атланте и в горнолыжном спорте Армине Никогосян в 1998 году в Нагано.
Я беседую с председателем Союза инвалидов «Пюник», президентом Паралимпийского комитета Армении Акопом Абрамяном.
– Акоп Карленович, почему в Армении, где после землетрясения 1988 года много инвалидов, паралимпийское движение недостаточно развито?
– Не так и много, как кажется. По данным Министерства соцобеспечения, инвалидов у нас около 180 тысяч, в число которых входят и инвалиды войны, и те, кто получил травмы на производстве или в результате несчастного случая. Принято считать, что инвалиды составляют 10% от населения страны, у нас это где-то около 6%.
Что касается развития паралимпийского движения, которое у нас зародилось в 1994 году, когда мы создали наш комитет, то тогда среди республик бывшего СССР мы были на ведущих позициях. Отстали мы из-за финансовых проблем. К примеру, наш сосед – Азербайджан в Лондон на Паралимпийские игры сумел делегировать 21 спортсмена, которые завоевали там 12 медалей, 4 из которых золотые.
Известно, что за 4 года им было выделено из госбюджета и спонсорами – нефтяными компаниями, в том числе и «Бритиш Петролеум», 14 млн долларов, на которые они сумели пригласить в свою сборную российских спортсменов-инвалидов, предоставив им гражданство.
А нам на участие в Паралимпийских играх в Лондоне правительство выделило 5,8 млн драмов (примерно 15 тысяч $). Отмечу, что такую помощь мы получили впервые. В год из бюджета страны нам выделяют смехотворные 3 млн драмов (7,5 тысяч $). И это при неоднократном обращении за помощью в госструктуры. Но этих денег не хватит даже для проведения спортивных фестивалей инвалидов Армении. В текущем году мы провели 10-й республиканский фестиваль, в котором приняли участие 90 спортсменов-инвалидов, во многом благодаря спонсорской поддержке компании «Армводоканал». Участвовали спортсмены почти всех областей, но мы вынуждены были отказать 50 в связи с финансовыми трудностями. Соревнования проводились по 6 видам спорта: баскетбол на колясках, тяжелая атлетика, настольный теннис, шахматы, плавание и армрестлинг.
Интерес к этим соревнованиям стали проявлять и наши соседи – Грузия, Иран и ряд стран СНГ. Грузины два раза участвовали, но затем у них возникли проблемы. В Лондоне мы встретились с их новым руководством и договорились продолжить сотрудничество. К нам могут приехать и из других стран, но как их принимать, когда у нас не хватает средств даже для участия своих спортсменов.
Сегодня мы с Министерством спорта и по делам молодежи составили новый план развития паралимпийского движения, который на днях должно утвердить правительство. В марте мы планируем провести в Цахкадзоре учебно-тренировочные сборы, куда будут приглашены лучшие зарубежные специалисты. Они не только будут учить наших горнолыжников, но и помогут советами их армянским тренерам.
Надеюсь, армянская общественность начнет проявлять интерес к Паралимпиаде, как это наглядно продемонстрировали, казалось бы, чопорные англичане.
И еще об одном. В английскую столицу почти все спортивные делегации прибыли во главе с ответственными чинами своих государств – для поддержки, поднятия духа своих атлетов. У нас никто не приехал, даже попытка с замминистра спорта не удалась.
– Диаспора не участвует в вашем движении? Чего только стоит имя прославленной Елены Акопян с Украины или ее соотечественницы Ани Палян, которая в Лондоне завоевала бронзовую медаль в плавании на 50 метров вольным стилем.
– И Елена в свое время, и Ани сегодня готовы выступать в составе сборной Армении. Но для их приглашения опять же нужны злосчастные деньги. В Лондоне под российским флагом выступал Карен из Краснодара, тяжелоатлет с большим потенциалом. В диаспоре немало прекрасных спортсменов и тренеров, для примера – Андраник из Ирака, который воспитал многих штангистов-чемпионов.
А вот спонсорскую помощь диаспоры мы ощущаем. Знаменитый российский предприниматель Самвел Карапетян перед Лондоном нам выделил солидную сумму. Пользуясь случаем, через вашу газету хочу обратиться к состоятельным армянам России. С радостью примем их помощь и построим в районах страны спортивные центры для инвалидов. Может быть, кто-то захочет оказать индивидуальную поддержку кому-нибудь из спортсменов. У нас около 10 спортсменов, которые, в случае финансовой поддержки, могут добиться высоких результатов на международной арене. Сегодня мы подписываем договор с двумя армянскими семьями из Лондона, которые взяли на себя обязательства финансировать 4-летнюю подготовку двух спортсменов к Паралимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро – тяжелоатлета и марафонца в заездах на колясках.
– Арцах участвует в вашем движении?
– Конечно. Например, горнолыжник из Степанакерта Мгер Аванесян (он без обеих рук) защищал честь Армении на всех зимних Паралимпиадах от Нагано до Ванкувера (1998-2010 годы).
– Каковы планы на будущее?
– Все упирается в финансы. Будут – примем участие в международных турнирах, чемпионатах мира и Европы.
– К президенту страны не пытались обратиться?
– К премьер-министру, он в некоторых вопросах пошел нам навстречу. Тигран Саркисян на поездку Греты Варданян в ОАЭ на международный турнир выделил 1,5 млн драмов. Помог он девушкам и непосредственно при подготовке к Играм.
Маргарите Овакимян помог «Гранд-спорт», он взял над ней кураторство вплоть до Игр в Рио-де-Жанейро, в том числе и участие Маргариты в чемпионатах мира и Европы.
– А Гагик Царукян?
– Многие задают этот вопрос, забывая, что Гагик Николаевич ответствен за олимпийское движение в Армении, а мы не входим в его юрисдикцию, мы отдельная общественная структура. В виде поощрения он выделил однажды единовременную помощь Маргарите и Грете по 100 тысяч драмов.
Позвольте закончить нашу беседу на оптимистической ноте, сказать, что нам удалось добиться того, что почти все дети-инвалиды у нас активно занимаются спортом.
Александр Григорян
Оставьте свои комментарии