События в Сирии чреваты возобновлением карабахского конфликта
Последние события вокруг Сирии, стягивание турецкой армии к границе этой ближневосточной страны говорят о надвигающейся опасности масштабной, как минимум региональной войны. Об этом же свидетельствует градус накала обстановки вокруг ядерной программы Ирана.
В этой взрывоопасной ситуации, на фоне пожара, пылающего на Ближнем Востоке, и Армении, и НКР, формально входящим в регион, который вашингтонские стратеги называют Большим Ближним Востоком, было бы неплохо разобраться в сути и причинах возникновения, природе и, главное, в направлении этого пожара…
Очередной болевой точкой стала кризисная ситуация в Ливане, в которой, несомненно, заметен сирийский след. Ситуация в Ливане накалилась после того, как один из ближайших соратников экс-премьера, а ныне лидера ливанской оппозиции Саада Харири бригадный генерал Висам аль-Хасан был убит в бейрутском христианском квартале в результате взрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой.
Примечательно, что в 2005 году по схожему сценарию в Бейруте был убит тогдашний премьер, отец Саада Харири Рафик Харири. После чего лидер ливанской оппозиции Саад Харири потребовал немедленной отставки премьера Наджиба Микати, обвинив ливанские власти в неспособности обеспечить безопасность страны и сочувствии режиму Башара Асада.
В свою очередь движение «Хезболла» обвинило Израиль в намерении превратить Ливан в плацдарм для нападения на Сирию и в совершении теракта в Бейруте, что также вполне укладывается в рамки логики, учитывая, что нынешнее правительство Ливана испытывает определенные симпатии к «Хезболла». Из взаимных обвинений властей и оппозиции Ливана понятно лишь, что взрыв, прогремевший в центре Бейрута 18 октября, мог вовлечь Ливан в сирийский кризис.
Сегодня многим внешним силам, особенно борющимся против Сирии Башара Асада Западу и Турции, выгодно иметь в Ливане, союзнике не только Сирии, но и Ирана, очередной очаг нестабильности.
Для того чтобы разобраться в ситуации, разберем роли держав в этом конфликте. «Мировой оператор», по меткому замечанию одного аналитика, существует один, и это США. Интересы Китая в этом отдаленном от него регионе напрямую не затронуты, Евросоюз на фоне кризиса расстался с мыслью ввязываться в глобальные конфликты, и говорить о региональной гегемонии России тоже пока что не приходится.
На этом фоне все более независимо ведут себя региональные центры силы. Так, на чикагском саммите НАТО Турция продемонстрировала стремление к большей независимости от США и со скандалом дала понять, что намерена проводить региональную политику самостоятельно. Это стало неприятной новостью для альянса, поскольку турецкая региональная политика для НАТО является угрозой и внесистемным понятием. Франция при поддержке Германии и Великобритании пытается сдержать Турцию, между Европой и США ведутся активные переговоры на эту тему. Политика сдерживания не нова, но сегодня она строится не на создании региональных противовесов, как раньше. Сегодня Турции ее партнеры создают множество политических, дипломатических, экономических, социальных, религиозных и идеологических проблем, в результате чего эта страна столкнулась с очень специфическим отношением практически всех окружающих ее арабских, балканских и кавказских государств.
Ранее Анкара отвечала на подобные уколы американской политики демонстрацией сближения с Москвой и даже Тегераном, но американцев на деле никогда не беспокоила возможность альянса между Турцией и Россией или Турцией и Ираном, слишком уж много между ними противоречий. США всегда беспокоил лишь Ближний Восток, поскольку именно там решается судьба турецких амбиций, неоосманизма и пантюркизма. Штаты уже создали для турецкого продвижения вперед непреодолимый барьер в виде подконтрольного им Ирака и уже не подконтрольной никому Сирии. В Ираке, Сирии и даже самой Турции уже взведена бомба замедленного действия в виде проживающих там курдов. Анкаре не остается ничего, кроме попыток вовлечь в свою игру НАТО – самостоятельная кампания в Сирии как минимум приведет Турцию к огромным жертвам и потенциально – к выдворению из НАТО. В сирийском кризисе Турции отведена роль поставщика вооружений, материального обеспечения воюющих против Асада наемников.
В этой связи неминуем вопрос: чем так важна для Запада Сирия как ключевая страна региона, за которую десятилетиями идет борьба? Ответ лежит в Северном Ираке. Только разведанные там запасы нефти на сегодняшний день составляют 31,5 млрд тонн, что превышает запасы нефти Саудовской Аравии. Немаловажно, что около 45% всей иракской нефти сосредоточено на курдской территории Северного Ирака в отдалении от шиитской зоны и соответственно от зоны влияния Ирана. Это позволит американцам добывать нефть независимо от Ирана, от ОПЕК, проложив не зависимые от Персидского залива, Суэцкого канала, черноморских проливов и, главное, Турции нефтепроводы через сирийскую территорию и сирийские порты. Это самый короткий, дешевый и, главное, надежный путь, но он не может осуществиться, пока в Сирии правит режим Асада. Поэтому необходимо его свалить, попытаться сохранить целостность Сирии в федерализированном виде и преспокойно качать нефть. Таким образом, устроить Запад может лишь полная дезорганизация и смена власти в Сирии.
Главным во всем этом для Армении и Нагорного Карабаха остается то, что в ближневосточную ловушку попала Турция. Она оказалась заперта на юге и вырваться оттуда самостоятельно уже не в силах. На то, чтобы не пустить Турцию на Ближний Восток, работает весь арабский мир. И это очень важно, поскольку после того, как турки в Анкаре поймут, что блокированы Западом, они могут дать сигнал Баку начинать новую войну в Карабахе. Турция и Азербайджан при этом, конечно, могут сослаться на стратегический договор, по которому в случае нападения на Азербайджан Турция имеет право прийти ему на помощь. Учитывая, что в реальности Анкара не может этого сделать без санкции НАТО, на практике турецко-азербайджанский стратегический договор – не более чем миф. Сегодня, когда Турция полностью провалила свою региональную политику, США уже не могут внушить соседям Турции, что они могут гарантировать их безопасность от самой Турции. Таким образом, системной угрозы войны в Карабахе нет именно потому, что Турция находится под беспрецедентным контролем США.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии