Локомотив, идущий в будущее
4 августа сотрудники Южно-Кавказской железной дороги отметили свой профессиональный праздник – День железнодорожника, на котором присутствовали официальные представители Армении и России. И хотя изначально он числился лишь в российских календарях XIX века, тем не менее, получил статус международного и теперь отмечается в первое воскресенье августа не только в России, но и в Армении, Латвии, Казахстане, Киргизии, Болгарии...
В нынешнем году торжественные мероприятия впервые прошли в Гюмри, поскольку местная история праздника непосредственно связана с этим городом: в 1895 году император Николай II подписал высочайший именной указ о строительстве за счет государственной казны Тифлисcко-Карсской железной дороги. Спустя почти 4 года первый поезд, преодолев 180-километровый путь, прибыл из Тифлиса в Александрополь, а 6 декабря 1902 года первые пассажиры сошли на вокзале в Эривани. Как отмечают специалисты, железнодорожная отрасль по-прежнему остается весьма актуальной для нашей страны, особенно с позиций ее геополитических реалий. «Сегодня железная дорога Армении после долгих лет застоя и упадка переживает этап активного развития. Растут объемы железнодорожных грузоперевозок, увеличивается число пассажиров, повышается уровень комфортабельности и качество предлагаемых услуг, – отметил на митинге генеральный директор ЮКЖД Виктор Ребец, одновременно подчеркнув, что благодаря инвестиционной программе была осуществлена масштабная работа по восстановлению объектов железнодорожной инфраструктуры, включая путевое и станционное хозяйство, электрификацию, энергоснабжение, связь. Кстати, всего несколько месяцев назад, посетив с рабочим визитом Ширакскую область, премьер-министр РА Тигран Саркисян также подчеркнул масштабность проводимых ЮКЖД работ. – Только в период с 2008 по 2012 год общий объем финансирования составил порядка 90 млрд драмов, из которых на модернизацию инфраструктуры было направлено более 50 млрд драмов. В прошлом году были сданы в эксплуатацию сразу три крупных железнодорожных моста, среди которых старейший в Армении – Заманлинский. А в этом мы завершили реализацию крупного проекта по реконструкции локомотивного и вагоноремонтного депо Гюмри».
Для гюмрийцев, переживших мощное спитакское землетрясение, тема восстановления имеет особый смысл: ведь город тогда был почти полностью разрушен. Однако Ленинаканский железнодорожный узел возобновил свою работу уже на второй день после разгула природной стихии. Вышли все оставшиеся в живых сотрудники, хотя боль от потери близких пришла в каждую семью. «Люди понимали, что без функционирования железной дороги не удастся помочь выжившим. Эти дни стали испытанием и для железной дороги, по которой со всего мира в пострадавшие районы доставлялось оборудование, домики-времянки, медикаменты, гуманитарная помощь. Ежедневно выгружалось до одной тысячи вагонов. Работа шла днем и ночью. Тогда-то и проявилось особое мужество гюмрийских железнодорожников», – отметил Виктор Ребец, открывая на территории Гюмрийского локомотивного депо памятник погибшим 7 декабря 1988 года коллегам.
И все же у переживших горе людей была надежда. Надежда на лучшее, которое они видят в своих детях. Не случайно, на встрече посла РФ в Армении Ивана Волынкина с учащимися местного технологического колледжа в одном из цехов Гюмрийского депо речь зашла о выборе будущей профессии. Многие из них уверенно говорили, что обязательно станут продолжателями железнодорожных династий Чунурянов, Мартиросянов, Аветисянов, Степанянов, Казарянов, Тамирянов, Арутюнянов, Хлхатянов, Акопянов, Атанесянов, Мурадянов, Сафарянов, Согоянов, Садоянов. Как считает глава Россотрудничества в Армении Виктор Кривопусков, такие планы молодежи надо только приветствовать и, конечно, оказывать содействие в их реализации. Тем более что благодаря российско-армянскому межправительственному соглашению молодые люди сегодня имеют возможность на бесплатной основе поступать в ведущие российские высшие учебные заведения. Кстати, днем раньше в посольстве Российской Федерации в Армении на приеме в честь поступивших в этом году в высшие учебные заведения России армянских студентов генеральный директор ЮКЖД также заметил, что возглавляемая им компания является потенциальным работодателем, где поощряются образование и повышение профессиональных навыков: «Уверен, что полученные за годы пятилетней учебы в России знания вы всегда с успехом сможете применить на своей Родине».
Из локомотивного депо торжества перекинулись на привокзальную площадь, где после официальных речей и чествования ветеранов жители и гости культурной армянской столицы стали участниками народных гуляний. Да и вся атмосфера праздника была насыщена историческими реалиями: по перрону чинно прогуливались молодые люди в нарядах конца XIX века, играл духовой оркестр, здесь же был установлен медный колокол, а громкоговоритель со специфичным прононсом известил присутствующих о прибытии окутанного клубами дыма настоящего паровоза. «Это весьма символично, поскольку локомотив ассоциируется с поступательным движением: локомотив экономической или промышленной политики. Следовательно, мы можем говорить о плодотворном развитии в рамках совместного сотрудничества», – считает вице-спикер армянского парламента Эрмине Нагдалян.
Особую радость у встречающих вызывала возможность побывать в кабине машиниста и самому дать звучный гудок, который был слышен далеко за пределами вокзала. К тому же отсюда хорошо просматривалась перспектива первого в Армении Музея железнодорожной техники, в открытии которого приняли участие губернатор Ширакского марза Феликс Цолакян и генеральный директор ЮКЖД Виктор Ребец. «Являясь 100-процентной дочерней компанией «Российских железных дорог», ЮКЖД проводит ряд мероприятий во втором по величине городе Армении, что можно назвать свидетельством глубокой вовлеченности компании не только в производственные и экономические, но также в культурные и социальные процессы», – сказал глава Ширака, одновременно подчеркнув значимость музея с позиции не только технического, но и культурного наследия.
СПРАВКА: ЗАО «ЮКЖД» является 100% дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги» и осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии