Время собирать
ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ 90-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО КИНОРЕЖИССЕРА
В 2014 году во многих странах будет отмечаться 90-летие со дня рождения признанного мастера киноискусства Сергея Параджанова. В России, Украине, Армении, Грузии, Франции состоится Первый международный фестиваль Сергея Параджанова. События фестиваля будут проходить в течение всего года. Автор идеи и организатор фестиваля – искусствовед, издатель и коллекционер Арам Баблоян. «Ноев Ковчег» публикует беседу с ним журналиста Валерия Партугимова.
– Сергей Параджанов был гениальным кинорежиссером с трагической судьбой изгоя в стране, где возносились лживые идеи и уничтожались талантливые личности. Отсидев дважды в тюрьме, Параджанов не сломался, не пал духом, остался честным и непокорным человеком с чувством собственного достоинства. Он отвечал на удары системы потрясающими произведениями, сохранил в себе высокое напряжение интеллекта, поражал неизбывным жизнелюбием, острым как бритва юмором, часто перетекающим в желчный, но справедливый по сути сарказм, а то и в бунтарское скоморошество. Как художник Сергей Параджанов был необыкновенно цельной личностью, а в общении с людьми становился поражавшим воображение лицедеем. Скажи, какой фестиваль может отразить все это яркое многообразие художника, что готова сделать твоя команда для воссоздания духа того фантастического мира, который был сотворен Сергеем Параджановым и им же щедро всем дарован?
– Когда я вижу одну за другой экспозиции, посвященные творчеству Сергея Параджанова – а их в последние год-два было немало, – мне кажется, что автором этих проектов является один и тот же человек. Возможно, человек, наполненный искренней любовью к фильмам и картинам Параджанова, захваченный идеей вовлечь в этот мир неповторимой красоты все большее число людей. Он может быть умелым организатором, опытным галеристом, понимающим в бизнесе и изменениях в арт-мире, наконец – даже многолетним исследователем творчества Параджанова или владельцем коллекции его картин. Но почему-то все выставки, посвященные кинорежиссеру, похожи друг на друга как две капли воды. Они обычно представляют собой равномерное расположение картин на стенах с попытками нарушить монотонность экспозиции размещением в залах каких-либо неожиданных «аксессуаров», например стойки со спиртными напитками, которыми угощают посетителей вернисажа. Ну как же можно унижать Параджанова насильственно угомоненным пространством экспозиции, вакуумом эмоций и отсутствием воображения? Ведь и в творчестве, и в обыденной – нет, это слово не для него! – жизни маэстро был взрывным, неугомонным, до крайности дерзким человеком и художником, истовым тифлисцем со всеми примочками и чудачествами, которыми наполнены карманы жителей Тбилиси – самого сказочного города на нашей земле. Его гений пророс из глубины той скальной породы, на которой расположился город-театр со своими жителями-актерами. Он рос под звон звучавших колоколами имен знаменитых его сограждан – Саят-Новы, Шота Руставели, Галактиона Табидзе, Йетима Гурджи, Александра Бажбеук-Меликова, Ладо Гудиашвили, Нато Вачнадзе, Иосифа Гришашвили и многих других. И он сумел органично войти в этот сонм великих и бессмертных.
С творцом такого уровня затевать скучные игры смерти подобно. Набившие оскомину «развесистые» выставки его картин, коллажей и причудливых артефактов, мне кажется, сам Параджанов разнес бы на части своими ручищами сразу, как только оказался бы в зале. Он ни минуты не терпел тоскливости форм бытия, не выносил скуки и бездарности в искусстве, готов был взорвать окружавшее его пространство невероятностью им же сочиненного. С пониманием необходимости угнаться за ураганной волной, исходящей от образа Параджанова, я ступаю на рисковый, весьма тернистый, но безумно интересный путь организации Первого международного фестиваля Сергея Параджанова. Это путь длиною в один, 2014-й, год, и на нем уже расставлены главные вехи: кинофестиваль имени Сергея Параджанова, грандиозная экспозиция «Сергей Параджанов. Необыкновенная выставка», научная конференция, ретроспектива фильмов маэстро, вечера памяти и концерты. Все события фестиваля должны, по нашей задумке, пройти в атмосфере вольнодумства, клокотания чувств и мыслей, максимальной свободы в формообразовании экспозиций, перфомансов и инсталляций. Наш долг перед Параджановым – сделать фестиваль таким, чтобы ему там, на небесах, захотелось спуститься вниз и влиться в это фееричное действо.
– Мне стало страшно за тебя. Представил на миг всю сложность поставленной задачи, весь объем предстоящей организационной и творческой работы и понял, что рождение фестиваля должно состояться на гребне этой самой «ураганной волны», в экстремальных попытках воссоздать дух и экзотические идеи, коими были насыщены жизнь и творчество Параджанова, окружавший Сергея Иосифовича мифологизированный яркий мир Тифлиса с его певцами, плясунами, актерами, острословами – неугомонными мистификаторами и фантазерами. Мне кажется, только в Тбилиси мог родиться такой человек и художник, как Сергей Параджанов. Что ты думаешь об этом? Будет ли включена в содержательную часть фестиваля идея неотрывности творчества Параджанова от высокого духа и творческого наследия старого Тифлиса – исторического культурного центра Кавказа?
– Магия воздействия на талантливых людей Тифлиса-Тбилиси была порождена в давние времена, когда древняя крепость Нарикала казалась копией всех известных нам изображений Вавилонской башни. Тифлис, убежден, задуман был Богом как Вавилон-2, однако с удачным завершением проекта. В библейском Вавилоне Господь смешал языки и люди перестали понимать друг друга, а в нашем городе произошло нечто противоположное – из смешения самых разных языков и культур появился тбилисец. Здесь в двориках жили и дружили представители более 20 национальностей. В таком плавильном котле разнообразных языков, вероисповеданий, культурных традиций, красочных ритуалов, технологий прикладного искусства, ментальных особенностей не мог не сложиться фантастический город. И сызмальства каждый горожанин впитывал в себя великодушную мораль добрососедства и гостеприимства, навсегда оказывался в плену царящей повсеместно творческой атмосферы, с радостью подчинялся театральным условностям общения на улице и во дворах, учился быстрой реакции на острое слово и причудливый оборот речи, воспитан был на любви к красоте и сочинительству. К тому же получилось так, что в 20-х годах ХХ века в одно и то же время на этом небольшом пятачке оказалось необъяснимое число выдающихся личностей. В грузинской Академии художеств преподавали Евгений Лансере, Иосиф Шарлемань, классик грузинской скульптуры Яков Николадзе, Геворг Башинджагян – классик армянской живописи, потрясающий немецкий художник Оскар Шмерлинг. В Тифлисе жили и работали видные русские художники Сергей Судейкин и Савелий Сорин, знаменитый поэт Сергей Есенин, сложилось объединение «41-й градус», в которое входили все лучшие силы русского футуризма. В такой ауре рано или поздно появляются гении. 9 января 1924 года это и случилось – родился Сережа Параджанов, которому было суждено в зрелом возрасте стать живым классиком национального киноискусства Украины, Армении, Грузии, а еще сотворить картину «Ашик-Кериб» – памятник мусульманскому миру.
Я занимаюсь проектом фестиваля более пяти лет, вел на этот счет переговоры в Киеве, Ереване, Москве, с энтузиастами из Парижа, но при этом никогда не забывал, что все главное, связанное с именем Сергея Параджанова, начинается и заканчивается в его родном Тбилиси. Здесь программа фестиваля будет сосредоточена на выставке в Музее истории Тбилиси «Караван-сарай». Это первая попытка показать художника в окружавшей его среде. С помощью декораций мы планируем воссоздать образы старого Тифлиса, под влиянием которого формировались мировоззрение и эстетические ценности, ставшие основой кинематографического языка Параджанова. Виды старого города представлены редчайшими фотографиями Ермакова, Роинишвили, Татевосяна и других выдающихся фотомастеров. Экспозиция будет своеобразной моделью мира тбилисских чудес, моделью не застывшей, а весьма подвижной, с включением пространственных композиций, созданных из различных элементов и являющих собой художественное целое. Эти инсталляции отразят и живые уличные сценки, и реальные «тёрки» действующих персонажей знаменитых параджановских баек, и многое другое, о чем пока умолчу ради сохранения интриги. Важно, что зритель не будет созерцать инсталляцию со стороны, как картину, а окажется внутри нее. Призраки Марселя Дюшана и сюрреалистов встанут рядом с ними!
Надо сказать, что часть выставки в «Караван-сарае» под названием «Тифлис: истоки творчества» представит те артефакты и множество предметов тифлисского бытового пространства, которые в своем калейдоскопическом единении отражают неповторимую и, к сожалению, ушедшую в прошлое фактуру – первооснову эстетического влияния на Параджанова. Здесь и старинная шарманка, и уличные таблички, персидские ковры, аксессуары фаэтонов, восточные музыкальные инструменты, образцы графического дизайна (открытки, плакаты, афиши, вывески), костюмы, утварь. Еще одной составляющей выставки станет экспозиция живописных и графических работ тифлисских художников старшего поколения, оказавших влияние на режиссера – Ладо Гудиашвили, Елены Ахвледиани, Александра Бажбеук-Меликова, Геворка Григоряна (Джотто). Рядом с ними будут представлены работы художников так называемого «параджановского круга» – Альберта Дилбаряна, Льва Баяхчева, Гаяне Хачатурян, Джованни Вепхвадзе, Марка Полякова и других. Позволь упомянуть и включенный в экспозицию свой проект – уникальный альбом ручной работы с авторскими фотоснимками Параджанова известных мастеров фотоискусства, изготовленный в количестве 90 именных и нумерованных экземпляров. Для каждого из них подготовлена оригинальная упаковка-«сундучок» с неповторяющимся художественным оформлением. Именно во время работы над этим альбомом у меня зародилась идея создания фестиваля. Окончательное решение я принял после личной встречи с Тонино Гуэррой в Москве в июле 2006 года и его моральной поддержки. Мне хорошо запомнились сказанные им тогда в газетном интервью слова: «Параджанов был для нас сказкой. Никто не мог создать в кино этого воздуха сказки, мечты, который нас обволакивал. Это было даже не кино, это были совершенно другие измерения. Он возрождал в людях те сны Востока, которые мы забывали».
– Мы с тобой как-то в программе на радио «Эхо Москвы», рассуждая о загадочной духовной силе Тбилиси, вспомнили, что только тбилисцы, одни во всем мире, сидят ли они за праздничным или поминальным столом, никогда не забудут произнести волнующий тост за свой любимый город, как за живого человека. Мне кажется, что и Сергей Иосифович относился к Тбилиси, как к живому человеку. Тбилиси, убежден, подсказывал ему совершенно фантастические художественные решения ключевых фрагментов фильмов – чего стоит только потрясающе убедительное перевоплощение Софико Чиаурели в мужской образ великого ашуга Саят-Новы. В этом образе – вся разнохарактерная пластика и изящество жестов и мимики кинто, карачогели и просвещенных горожан, сложенные воедино. Но, боюсь, читатели упрекнут нас в чрезмерном внимании к одному городу фестиваля, как бы прекрасен он ни был. Как будет представлен фестиваль в других городах, станет ли он праздником настоящего искусства для их жителей?
– Фестиваль международный. Он откроется в Киеве 9 января 2014 года, в день рождения режиссера, большой выставкой, которая расположится в правом крыле Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мыстецький арсенал» на площади четыре тысячи квадратных метров. Мне поначалу даже стало страшно при виде этого помещения. Но страхов много, и я учусь с ними справляться.
Киев – стартовая творческая площадка молодого Сергея, где он начинал как режиссер на студии имени Довженко, там же есть памятник Параджанову. На Украине откроется и другой памятник режиссеру, созданный известным московским скульптором Григорием Потоцким. Долго думал, где этому памятнику место, чтобы он органично вписался в ландшафт и была к тому содержательная логика. Поначалу мной была выбрана зона – территория Перевальской исправительной колонии, где отбывал свой последний срок Параджанов. Но реализация идеи требует массу согласований. А рядом, в городе Алчевске, находится единственный небольшой музей режиссера на Украине. Исследователь жизни и творчества Сергея Параджанова Флюр Карачурин собирает вещи, созданные режиссером на зоне. Известно, что в камере художник изготавливал разнообразные поделки, многие из которых являлись настоящими произведениями искусства. Поскольку он не мог их выносить, то дарил работникам зоны. Так вот в Алчевске и договорились установить памятник.
В Москве выставка будет проходить в Музее искусств народов Востока с 20 марта по 18 мая 2014 года. Любопытно, что залы для нашей выставки плавно перетекают в залы иранского искусства, которое было так близко Параджанову. Известно, что он написал прошение на имя генерального секретаря ЦК КПСС, хотел уехать в Иран и там снимать фильмы. Этот факт или говорит о наивности и прекраснодушии художника, или подтверждает, что он был наделен блистательным чувством юмора.
Такая же экспозиция – «Сергей Параджанов. Необыкновенная выставка» развернется в Ереване, в Национальной галерее Армении. В Ереване предполагаются некоторые события, о которых пока воздержусь говорить, пусть это станет сюрпризом.
Во всех городах проведения фестиваля покажем ретроспективу фильмов Сергея Параджанова и фильмы о нем. Состоятся вечера под общим названием «Мой Сергей Параджанов», на которых с воспоминаниями выступят друзья Сергея Иосифовича: Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Виктор Баженов, Роман Балаян, Ираклий Квирикадзе... Экспозиция «Сергей Параджанов. Необыкновенная выставка» включает в себя около 100 коллажей к фильмам «Ашик-Кериб», «Арабески на тему Пиросмани» и «Сурамская крепость», исполненных художниками Георгием Алекси-Месхишвили и Александром Джаншиевым в соавторстве с Параджановым. Будут также представлены лучшие фотографии Параджанова – работы 17 фотографов из восьми стран, а также коллекции артефактов и раритетов старого Тбилиси. Среди участников-фотомастеров – всемирно известный турецкий фотограф Ара Гюлер, Юрий Рост, Юрий Гармаш, московский театральный фотограф Виктор Баженов, Владимир Чобан-Заде и другие. В рамках фестиваля планируется издание нескольких книг, альбомов, каталогов. Выйдет в свет книга Бориса Мессерера «Истории моей шарманки», в которой воспоминания о режиссере дополнены первой публикацией альбома с коллажами, подаренного Параджановым Белле Ахмадулиной и Борису Мессереру. А фотоальбом В.Баженова «Встречи с Сергеем Параджановым» включает практически не известные публике уникальные фотографии, которые смело можно назвать жемчужинами параджановской иконографии.
Мы постараемся, чтобы «стержень» всех юбилейных творческих проектов – «Необыкновенная выставка» и другие мероприятия стали ярким и незабываемым событием в культурной жизни всех городов, где пройдет фестиваль.
Проходят годы, а Параджанов не кончается. Каждое прикосновение к его наследию оборачивается новыми открытиями, разбросанными во всем своем многообразии по миру. Пришло время их собрать воедино.
Пришло время такого фестиваля.
Оставьте свои комментарии