Нам нужно больше открываться миру
Беседа с руководителем компании «ОТИС» по Восточной Европе, генеральным директором ОТИС в России и странах СНГ Вартаном Авакяном
– Вартан Нахапетович, Вы – руководитель компании «ОТИС» в России и остальных странах СНГ. ОТИС известен как лидер отрасли в Европе и мире. Ни одно здание выше 4 этажей не может обходиться без лифтов. Кстати, в нашем доме стоят ваши лифты. Скажите, пожалуйста, каково состояние лифтового парка?
– Григорий, во-первых, спасибо за ваш интерес к лифтам (улыбается). Согласно многим опросам, у 25% респондентов слово «лифт» ассоциируется с ОТИС. Для меня важно, что мы лидируем в отрасли в тех странах, где работает управляемая мною компания.
Состояние лифтов в разных странах СНГ отличается, но в целом значительный процент лифтового хозяйства нуждается в обновлении. Большое количество лифтов перешли 25-летний рубеж. Во многих регионах России идет замена устаревшего оборудования. Аналогичная работа ведется в Белоруссии, Украине, Азербайджане и Казахстане. В остальных странах, на мой взгляд, все лифты, установленные до 1990 года, требуется заменить.
– А как Вы сами оказались в такой известной организации, как ОТИС, как развивался Ваш карьерный путь в компании?
– По образованию я – врач, окончил Первый Московский мединститут им И.М. Сеченова, работал по специальности более десяти лет, защитил кандидатскую диссертацию, был ассистентом кафедры хирургии. Параллельно помогал отцу развивать его строительно-лифтовой бизнес. Мы сотрудничали с ОТИС наряду с другими компаниями. В определенный момент руководство ОТИС, видя динамичное развитие нашего бизнеса, предложило мне возглавить московскую структуру компании, затем российскую и стран СНГ.
– Вы из семейного бизнеса ушли к конкурентам?
– Ну, можно сказать, что да. Это было сложное решение, потому что одним из условий перехода была продажа моим отцом доли в этой компании. И в течение трех-четырех месяцев мы никак не могли принять решение. Отец не очень этого хотел, переживал за свой коллектив. В итоге компанию купил другой акционер, он ее успешно развивает.
– Насколько сильна конкуренция на вашем рынке?
– Очень высокая, потому что российский рынок третий по величине в мире после китайского и индийского, и все мировые производители хотят работать у нас. Однако мы считаем своими конкурентами не столько мировые бренды, сколько старые советские заводы, которые до сих пор широко представлены на рынке своим продуктом. Безусловно, им необходимо что-то предпринять, для того чтобы технологически соответствовать требованиям времени.
В нашей стране количество установленных единиц на человека больше, чем в США и азиатских странах, и сравнимо со странами Европы. В отличие от России, Украины и Белоруссии, где процент населения, живущего в городах, выше 70%, в остальных странах Содружества он близок к 50%. Это значит, что у рынка есть большой потенциал: нужно новое жилье, торговые и офисные площади, обновление инфраструктуры и т. д.
– И как давно ОТИС представлен в России?
– Первый лифт ОТИС был смонтирован в Зимнем дворце в 1893 году. В начале 90-х гг. были заложены заводы в Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье (теперь уже в «новой Москве») и Киеве. Уже через год запущено производство. Кстати, на торжественной церемонии отгрузки первого лифта был В.В. Путин (в то время – заместитель мэра Санкт-Петербурга). Это были первые инвестиции в новейшую Россию и первые совместные предприятия. И надо сказать, что очень успешные. Сегодня ОТИС продолжает развиваться, все заводы, расположенные в России, практически полностью используют компонентную базу, произведенную российскими предприятиями.
Выступая в разных аудиториях, когда речь идет об инвестиционном климате и инвестициях в Россию, я не устаю приводить эту историю успеха в пример.
– Вы представляете ОТИС не только в России, Белоруссии, Казахстане, но и в Армении. Насколько там Ваш бизнес успешен?
– Мы достаточно успешно работаем в Армении через нашего агента – «Армен-лифт». Они поддерживают репутацию бренда ОТИС.
По моей оценке, практически все лифты, которые были установлены в Армении во времена СССР, требуют полной замены, отремонтировать их уже невозможно. Таких лифтов примерно пять тысяч.
Мы также представлены и в Грузии, и в Азербайджане достаточно хорошо. На сегодняшний день Азербайджан самый большой рынок в регионе
– А Вас как армянина пускают в Азербайджан?
– Мне не приходилось туда ездить, но у меня есть бизнес-партнеры, и мы успешно с ними работаем, и надеюсь, сможем расширить сотрудничество в будущем.
– После вхождения Армении в Таможенный союз изменятся ли условия работы, труднее или, наоборот, легче будет работать с Арменией?
– На мой взгляд, в Армении невысокие административные барьеры и там легко работать. Она открыта для сотрудничества и инвестиций, равно как и Грузия. В Грузии мы начинаем работать напрямую и планируем обслуживать наших заказчиков без привлечения подрядчиков.
Но если вернуться к вопросу о том, насколько изменится ситуация в Армении после вступления в Таможенный союз, то я думаю, что в каких-то отраслях она упростится. Усилится интеграция экономик, гармонизируются стандарты и регламенты. Скорее всего улучшится инвестиционный климат, упростится экспорт и импорт, будут созданы новые рабочие места.
Возможно, Армения потеряет часть трудовых ресурсов, которые смогут беспрепятственно выезжать для работы в Россию. Хорошо это или плохо, я не знаю... Вероятно, необходимо делать ставку на повышение конкурентоспособности страны в борьбе за человеческие ресурсы.
В целом это очень позитивный шаг.
– И каков Ваш прогноз? Какая страна через 50 лет будет доминировать в мире, победив в борьбе за человеческие ресурсы?
– Россия. У нас огромный, пока не использованный потенциал. Посмотрите, за сравнительно небольшой исторический период политической стабильности мы стали одной из ведущих экономик мира. Главное, мне кажется, добиться привлекательности для успешных людей и создать благоприятный инвестклимат.
Я вспоминаю учебу в Стэнфордском университете, где мне посчастливилось учиться, работать и общаться со многими интересными людьми.
И я нахожу, что многие из них плохо информированы о России и их восприятие базируется на стереотипах, не всегда позитивных. Надеюсь, мне удалось разрушить хотя бы часть из них (улыбается). Здесь много предстоит еще сделать. Однако даже после нескольких международных форумов, организованных правительством г. Москвы, рейтинговые агентства повысили рейтинг привлекательности для жизни в столице.
– То есть Вы надеетесь, что через 20 или там какое-то количество лет Россия все-таки станет центром притяжения успешных людей?
– Я считаю, что в России и сейчас много успешных людей и, безусловно, сохраняется огромное поле деятельности для них. Эта огромная страна с бесконечными возможностями может и должна стать привлекательной для тех, кто хочет жить, творить, строить новую инфраструктуру, улучшать и развивать город.
– А Вы сами – успешный человек? Или даже так – Вы счастливый человек?
– Постучу по дереву. Наверное, да, счастливый, у меня есть большая, любимая семья. Я занимаюсь делом, которое мне очень нравится, с командой единомышленников. Мы друг друга дополняем и усиливаем. Я востребован...
– Вы в этом видите счастье? В семье, в работе?
– В первую очередь, конечно, в семье. И безусловно, в работе, которой я страстно занимаюсь. Я счастлив, когда вижу, как меняется компания, сотрудники, продукт. Мне нравится, что наша деятельность улучшает жизнь людей и любимого города. И это очень положительные эмоции.
– А в человеке, в личности, что Вы выше всего цените?
– Ценю в людях искренность, потому что я сам очень открытый человек. Если хочешь быть успешным и эффективным, нужно быть честным и идти прямым путем – такова моя философия. Честность и искренность – это два очень важных драйвера моего успеха.
– Расскажите, пожалуйста, где Вы родились, откуда Ваши корни, кто Ваши родители...
– Я родился в Ахалкалаки, в Грузии, в семье учителя и медика. Предки мои из Эрзерума и Муша (это Западная Армения). Я окончил школу с золотой медалью, поступил в Первый Московский мединститут и уже 30 лет живу в Москве. Москва – мой родной город. Конечно, и с малой родиной я связан, помню, откуда я родом. Это суровый край, но мы счастливо там жили, учились, творили...
– А когда Вы в последний раз были на малой родине, в Ахалкалаки?
– Я бываю там раз в два-три года. У меня там родительский дом, и мне по-прежнему нравятся те места, где я родился. Для меня это всегда сильная эмоциональная зарядка. Я люблю свою школу, у нас была очень сильная школа, многонациональный коллектив, училось много детей военных. Очень интересный микс местного населения и представителей разных уголков СССР. С детства мне были очень понятны и близки разные культуры, что мне очень помогло в последующем. Судьба нас сегодня раскидала по разным городам, но мы на связи, знаем, кто где находится, и это очень интересно…
– Есть ли у Вас время участвовать в общественной жизни армян в Москве?
– Безусловно, стараюсь участвовать. И я очень ценю лидерство архиепископа Езраса, который невероятно много сделал и умело консолидирует и координирует всех неравнодушных людей.
Пару лет назад я учредил конкурс имени отца, Нахапета Авакяна, которого потерял в 2006 году. Он в свое время работал завучем в школе в Ахалкалаки. Я пытаюсь вовлечь и заинтересовать ребят учебой. В самой школе я оборудовал кабинет географии со всевозможными техническими устройствами. По отзывам из школы, ученики с удовольствием занимаются географией, значительно улучшилась успеваемость и по другим предметам. А еще один премиальный фонд я планирую учредить для детей, занимающихся спортом, потому что здоровый дух должен быть в здоровом теле.
– Что бы Вы как армянин пожелали нашим читателям?
– Думаю, что нам, наверное, нужно хорошо знать, помнить и передавать детям язык, историю, культуру, традиции. Это важно для самоидентификации. В то же время быть открытыми для интеграции.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии