№ 7 (237) апрель (16–30) 2014 г.

Последний свидетель геноцида армян из турецкого Трабзона

Просмотров: 6235

99-я годовщина геноцида армянского народа в Сочи будет отмечаться торжественной церемонией возложения цветов и венков к памятникам жертвам этого страшного преступления, траурной службой в храмах Армянской Апостольской Церкви, выступлением школьников – чтением литературных произведений, посвященных печальной дате. Все собравшиеся с огромным вниманием выслушают выступления лидеров армянской общины Сочи. А потом с душевным волнением – воспоминания прямых потомков людей, которые были очевидцами тех трагических событий, и тех, кто стал свидетелем этой драмы, собирая и описывая жизненные истории. Один из них – Левон Саакян.

Он поведал о Сирук Андраниковне Такмазян, жительнице сочинского поселка Лоо, которая в прошлом году отметила свое столетие.

Живых свидетелей страшных событий в мире остались всего лишь единицы, и одна из них – Сирук Андраниковна Такмазян, дай Бог ей здоровья и долголетия.

Родилась Сирук Андраниковна в городке Чаршомба близ Трабзона в 1914 году (само по себе одно только это обстоятельство – прожить целый век – вызывает восхищение). Отец Сирук, игнорируя приказ о мобилизации в турецкую армию (шла Первая мировая), ушел в горы к партизанам, сказав: «Турки все равно всех перережут». Маленькая Сирук осталась дома одна с мамой Мариам. Прятались в погребе, пока турецкие башибузуки сгоняли оставшихся в деревне женщин, детей, стариков, выполняя приказ о переселении армян в другие районы Турции. На самом деле речь шла об уничтожении армян по дороге в ссылку.

Взяв с собой кусок хлеба, они с матерью ушли из дома, питались зернами, оставшимися на полях, там и прятались в стогах сена. Но турки и не собирались уходить: рыская по полям, находили спрятавшихся армян, строили в колонны и вели их, обессиленных и измученных, на верную гибель. Внезапно на колонну напали фидаины из мужчин-селян, турки растерялись, и люди разбежались в разные стороны. Мать, подхватив дочку, спряталась в яме, пережидая, пока аскеры уйдут с оставшимися плененными армянами.

Тем не менее, своим спасением они с матерью обязаны семье турка Мустафы, жена которого спрятала их у себя дома на чердаке. Целый год они прожили там, находясь под страхом разоблачения. Мариам за кусок хлеба и глоток воды для себя и дочки была вынуждена выполнять непосильную работу по дому. В один из дней сын хозяина Кемаль взял Сирук с собой на речку и чуть было не поплатился за это: они еле унесли ноги от турецких детей, желавших утопить ее как дочь неверного. Узнав об этом, ночью в дом нагрянули жандармы. От неминуемой гибели их спасла находчивая хозяйка, орущая на весь двор: «Они убежали! Быстрее, ловите!». Турки не пощадили бы и семью Мустафы: прятать у себя дома семью фидаина? Андраник, узнав, где прячутся жена с дочкой, пришел за ними, и в 1917 году на корабле они приплыли в Батуми. Получили в американской миссии самое необходимое для проживания. Через некоторое время перебрались в Сочи. Оставив их в безопасности, отец вернулся, чтобы вывезти в Россию оставшихся родственников. Но изверги никого не пощадили. Двоюродного брата за помощь партизанам (он им носил еду) буквально изрубили на куски.

Как свора голодных собак, турки дрались за опустевшие армянские дома, занимаясь мародерством. Армянские мужчины, умевшие возделывать своими мозолистыми руками каменистую почву, выращивать хлеб и виноград, были вынуждены в одночасье взять в руки оружие и уйти в горы, защищая свой кусок земли и своих родных и близких. Своими набегами они наводили ужас на турок. Андраник в числе этих храбрецов (вечная им хвала и слава) скитался по горам и долам. Однажды фидаины в спешке зарезали корову и ели сырое мясо, не успев даже освежевать тушу. Прибившийся к отряду маленький мальчик, будучи голодным и истощенным, умер, наевшись этого мяса. Чтобы не попасть в плен, окруженные жандармами фидаины, выполняя приказ Андраника, были готовы сами перерезать себе горло.

Вернувшись к семье в Россию, Андраник поселился в поселке Лоо, недалеко от Сочи. Начал обустраиваться на новом месте. Будучи хорошим хозяином, он приобрел землю, построил дом, посадил сад, завел скотину. Родили еще двух дочек и сына, усыновили мальчика. Андраник еще и служил в местной армянской церкви. Живи, работай и радуйся, как растут дети, но события, имевшие место в обществе в последующем, не миновали и его. Человек, прошедший один черный геноцид, не смог пройти второй – его, как «врага народа», забрали в НКВД, и след его пропал.

Сирук совсем еще девочкой, в 16 лет, вышла замуж за молодого Саркиса, которого вскоре избрали председателем колхоза. У них родились четыре девочки. Жизнь налаживалась, но все рухнуло в июле 41-го. Саркиса призвали на фронт, и летом того же 41-го он без вести пропал под Киевом. В 26 лет она стала вдовой, и ей пришлось одной ставить на ноги детей. Чего ей это стоило, знает только она. За выдающиеся трудовые достижения в 1949 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Живет Сирук Андраниковна сейчас у одной из дочек, и волнуют ее теперь проблемы детей, внуков, правнуков и праправнуков. Их у нее целых 42! Они стали инженерами, экономистами, военными, дипломатами, учатся в престижных вузах страны. Главное, чему несказанно рада Сирук Андраниковна, что все они стали хорошими людьми, готовыми по первому зову, а чаще и вовсе без него, жертвуя своим временем, делами, прийти на помощь своим близким, родным, друзьям, соседям – не это ли самое большое человеческое счастье?

Когда ее спрашивают, в чем секрет долголетия, она отвечает: «Работайте, не покладая рук, дарите людям добро и улыбку – и будете жить долго!».

Левон Саакян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты