Найдет ли путь домой «потерянное армянство»
В апрельском номере газеты «Ноев Ковчег» я прочел статью доктора политических наук, историка Армена Айвазяна «Армянская нация – это единый живой организм». У меня, как у армянина, живущего в диаспоре, возникло множество вопросов к господину Айвазяну и армянам, думающим так же, как он. Да, я согласен с автором в главном тезисе – в том, что армянская нация должна быть единым живым организмом. Но у любого организма со временем (а армянский народ – один из древнейших в мире) появляются больные места, которые надо лечить, а не ампутировать с налету.
Господин Айвазян, например, категорично отвергает саму мысль о существовании армян-мусульман и, наоборот, турок-христиан. Я встречал турок-католиков, и не только в европейских странах, но и в самой Турции. Но господин Айвазян, наверное, не отличает национальную принадлежность, кровь от идеологии в лице религий. Почему арабы Сирии, Ливана, Египта могут быть и христианами, и мусульманами, и алавитами и веками жить на одной территории, иметь одну родину, оставаясь одним народом?
Да, согласен, для большинства армян вера – это христианство в лице Армянской Апостольской Церкви. Но есть и армяне других конфессий, от которых еще недавно определенная часть армянства открещивалась, называя католиков франгами, а протестантов – продами. Прошло немного времени, и эта грань фактически стерлась. Сегодня армянин может принадлежать к ААЦ так же, как к католичеству, православию и многим другим ветвям христианства. Есть место среди армян даже сектам мормонов или иеговистов. И только армянам-мусульманам, насильственно или по собственному волеизъявлению принявшим ислам, мы почему-то отказываем в праве считаться одним с нами народом.
Чем провинились сегодняшние армяне-мусульмане перед своим народом? Тем, что их предки ради того, чтобы жить на своей земле, принудительно приняли ислам? Армяне-мусульмане – это не аппендикс, который можно отрезать. Человек в XXI веке вправе выбирать религию, которой он следует. Самосознание в нем пробуждается не в ту минуту, когда родители приносят своего младенца в церковь или мечеть, где над ним производят обряды, превращая в христианина или в мусульманина. Самосознание приходит через общество: школу, книги, музыку, кино, театры.
Я не знаю, какие у господина Айвазяна источники знания о положении армян-мусульман, живущих в Западной Армении, когда он утверждает, что их ассимиляция завершена. Но это, мягко говоря, не соответствует действительности. На мой взгляд, безнравственно было бы оставлять эту бедную, почти потерянную часть армянства в руках ассимиляторов в момент, когда их возврат в лоно армянства и ААЦ медленно, но происходит. Я знаю много примеров такого возвращения в турецких провинциях, где оставаться армянином-христианином практически невозможно: нет церквей, нет священнослужителей, нет миссионеров (по Конституции Турецкой Республики религиозная пропаганда запрещена официально).
Десять лет назад четверо армян из России – я, мой брат и наши друзья – совершили поездку в Западную Армению в составе группы итальянцев из Миланского университета. Она называлась «По следам армянской христианской цивилизации», но для нас это было паломничеством на родину наших предков. Мы были на приеме у Константинопольского армянского Патриарха Месропа Мутафяна, и я спросил у владыки, сколько армян-мусульман живет сейчас на территории Турции. Оказалось, что, по данным Патриархата, их должно быть от 1,5 до 2 миллионов человек. На вопрос: а что делает Армянская Церковь для возврата этих людей в лоно ААЦ, был дан ответ: «Проповедничество и миссионерство запрещено. Но для тех, кто сам приходит и изъявляет желание принять христианство, двери церкви всегда открыты».
Была приведена статистика последних 3 лет: 2002 год – около 150 человек, 2003 год – около 240 человек, к июню 2004 года (когда состоялся этот разговор) – около 300 человек.
Прошло уже 10 лет с момента той беседы. Но даже не учитывая прогрессию, которая уже была заметна на протяжении тех
3 лет, можно с уверенностью сказать, что желающих, по самым минимальным подсчетам, должно быть не менее 3000 человек.
Как говорит наша Церковь, надо бороться за каждую потерянную душу. Все эти армяне были из провинций Западной Армении, переехавшие жить в Стамбул. В Стамбуле можно быть христианином.
В той же поездке в Западную Армению мы встречали армян-мусульман, которые нас принимали как близких, дорогих людей. За несколько часов, проведенных в городе Муш и его окрестностях, мы встретились с семью армянами, четверо из которых были мусульманами. Разницу между собой армяне-христиане и мусульмане не чувствуют. Просто армяне-мусульмане вели себя с нами намного скованнее и на вопрос о вере они, смущаясь, отвечали: «Муслим». Мы предложили им где-нибудь сесть с нами за один стол, чтобы пообедать и поговорить. Все разговоры велись на армянском, только об Армении и об армянах, живущих в Муше и Сасуне. Во время застолья, которое проходило в ближайшем кафе-ресторане, где спиртное категорически запрещено, к нашему столу подошел мужчина средних лет с мальчиком-подростком. Он о чем-то пошептался с одним из наших новых знакомых-армян. Сидящий за столом мушец объяснил нам, что этот человек тоже армянин, но мусульманин. Он спрашивает, можно ли ему присоединиться к нашему столу. Естественно, мы были рады ему. Мужчину звали Сероп. Его глаза я не могу забыть вот уже 10 лет. Они напомнили мне глаза великого артиста Грача Нерсесяна в фильме «О чем шумит река», когда он, стоя на берегу Аракса, смотрит в сторону Советской Армении. В этих глазах читалось все: и тоска, и любовь, и многолетние муки, и переживания. Сероп представил своего сына. Когда мой брат, встав из-за стола, обнял мальчика, этот мусульманин-армянин бросился целовать руки человека, признавшего в его сыне армянина.
Еще несколько слов о хемшилах. Как мы знаем, они были исламизированы еще в XVI веке, но и пять веков спустя не потеряли свою идентичность. Один из них, Алмаз Хемшин говорил: «У нас одна кровь, те же гены. Мы неотъемлемая часть армянского народа. Во время войны в Арцахе хемшилы-армяне подготовили группы фидаинов для переброски на фронт, но они были раскрыты турецкой полицией, а их руководители арестованы. Имена этих людей известны: Мехмет Чинай, Юсуф Салтиноглу, Бибен Шефетлу, Ахмет Суреноглу и другие. В Амшене на протяжении нескольких веков делается все, чтобы сохранить армянскую сущность. Хемшилы не ассимилировались, несмотря на нажим турецких властей. В Армении на тему Амшена не говорят, немногие изредка посещают наш регион, и у правительства Армении нет интереса к нему. Зато интерес появился у соседей: Грузия уже несколько раз объявляла северо-восток Турции своим историческим регионом, а хемшил – тюркизированными и исламизированными грузинами. Хочется, чтобы в Армении стали больше интересоваться нашим регионом, так как хемшилы – это армяне, а Амшен – земля армянского народа».
А другой представитель армян-хемшилов, Ибрагим Дениз, на вопросы корреспондента ИА «Антитуран», что для него важнее – религия или национальная принадлежность, дал ответ: «Для меня на первом месте моя кровь, мои корни. До появления христианства и ислама армянский народ уже существовал и был сильным и единым».
Перепись, организованная инициативной группой во главе с Алмазом Хемшином в семи областях северо-восточной Турции (Ардагане, Ардвине, Резе, Хопе, Трапезуне, Артвине, Орду, Трабзоне, Ризе, Бейруте, Гюмушхане, Ардагане и других), выявила 3380 тысяч хемшилов. Более 90% из них считают себя армянами. Эти армяне через определенное время будут самой большой проблемой Турции.
Мы – армяне, жившие в СССР, не могли знать, что в январе 1970 года на северо-востоке Турции вспыхнуло восстание армян-мусульман хемшилов, во время которого погибли более 1000 человек, а лидеры были арестованы. Восставшие требовали автономии, а также признания их частью армянского народа, а не турецкого этноса.
Они армяне, как и мы,
Хоть их хемшилами зовут,
Мы грозди от одной лозы,
И наши гены в них живут.
Эти стихи написала поэтесса-любительница Сатеник, но они очень точно отражают взаимоотношения двух частей армянского народа.
Армян-мусульман в Турции не считают ни турками, ни курдами, а просто мусульманами – людьми без нации. Примеров этому за время нашего путешествия я видел много, но ограничусь одним. Два года назад в Москве инициативная группа молодых амшенских армян пригласила выступить в российской столице этнографический ансамбль «Вовинк» из Турции (что в переводе с амшенского армянского на русский означает «Кто мы?»). Во время круглого стола один из наших соотечественников задал руководителю ансамбля, на мой взгляд, некорректный вопрос: «Вы армяне или мусульмане?». На что получил ответ: «Мне больше 50 лет. Я был в мечети первый и последний раз в 16 лет. А сейчас Вы мне ответьте: я мусульманин или?..» Стоявший рядом спонсор концерта, бизнесмен-армянин из Стамбула, тоже мусульманин, с юмором добавил: «Мы социалисты». И к слову, на этот концерт из Киргизии и Таджикистана приехали несколько десятков армян-мусульман, высланных в Киргизию и Казахстан из Аджарии в 1944–1945 гг., чтобы послушать родную речь, музыку, пообщаться с армянами. Эти же армяне-мусульмане обивают пороги государственных деятелей и чиновников в Армении с просьбой дать им возможность переехать в Армению или Нагорный Карабах. Просят всего лишь кусок земли и дом для временного проживания своих семей. Готовы обменять свои благоустроенные дома и сады на голое место на исторической родине. Но безразличие властей привело к тому, что часть этих людей уже переехала в Ставропольский и Краснодарский края РФ. Сегодня, когда ежедневно Армению покидают армяне-христиане, принадлежащие к ААЦ, туда рвутся те, кого г-н Айвазян не считает армянами. Но только известный меценат Левон Айрапетян пытается организовать их переезд в Нагорный Карабах.
А что Вы, господин Айвазян, скажете о Мигране Пркиче Гюльтигене, который в прошлом году через турецкие суды поменял свое имя на армянское и крестился в ААЦ, получил новый паспорт с армянским именем, в котором указано его новое вероисповедание. Этот Мигран Пркич Гюльтиген сегодня хочет организовать фестиваль, объединяющий всех армян мира в Турции. Мы его и его последователей тоже выкидываем из списка армян? А их, последователей, много, и будет еще больше, потому что этот человек – истинный миссионер. А что делать с Гафуром Туркаем – видным армянином-мусульманином из Диарбекира, сказавшим: «Раса, идентичность и религия – разные вещи». Приведу еще одно его высказывание: «Армяне-христиане смотрят свысока на армян-мусульман. Как будто у нас был выбор».
Что сегодня делает армянское государство для возвращения этих «не армян» к своим корням? НИЧЕГО. Что делает Министерство диаспоры? НИЧЕГО. Что делает комитет телерадиовещания? НИЧЕГО. Разве нельзя организовать хотя бы телерадиопередачи на армянском и турецком языках из Армении, транслируя музыку, рассказывая об истории и культуре народа – так, кстати, как идет вещание для талышского народа в Азербайджане из Нагорно-Карабахской Республики.
Господин Айвазян пишет, что армяне-мусульмане не участвовали в освободительной борьбе. Я приведу для него несколько имен. Это Махмед Эфенди, он же Аветис из Манаскерта, который, чтобы помочь фидаинам Геворга Чауша и Андраника в борьбе против турок специально принял ислам... И умер в одиночестве в США. Много армян под курдскими именами вели борьбу в рядах курдского освободительного движения. А сколько армян-христиан было спасено армянами-мусульманами, принявшими ислам во времена султана Гамида, во времена погромов 1894-1895?гг. Эти люди совершили настоящий подвиг ради своих детей, оставшись жить на родине, ночами молясь по-армянски, а днем притворяясь мусульманами и веря, что скоро придет время и они вернутся в лоно армянства. Но история сложилась по-другому. Имеют реальный шанс вернуться в армянскую среду только их внуки и правнуки. И здесь нужна помощь всей нации, правительства Армении и ААЦ.
История показывает, что рано или поздно распадаются все империи. Придет время, и Турция распадется на несколько государств, и мы, армяне, не будем готовы к этим переменам. Если даже по каким-то договорам нам, потомкам западных армян, удастся вернуть некоторые территории, кто будет там жить? А армяне-мусульмане уже живут там и могут стать основой для возрождения этого края и укоренения армянской государственности на нашей земле, даже оставаясь мусульманами. Мы, армяне, ислам воспринимаем только через призму Турции. Но как точно выразился Гафур Туркай: «Армянская идентичность должна связываться с нацией, а не с религией. Религию можно выбрать, а национальность нет». Ни одна церковь, ни одна партия не имеют права говорить от имени всего народа. Разве мало среди армян атеистов, безбожников в прямом и переносном смысле? Отвергая соотечественников-мусульман, мы в течение веков потеряли миллионы армян. Но сегодня, в XXI веке, наша Церковь, которую мы считаем нравственным оплотом нации, и общество должны принять существование армян-мусульман и сотрудничать с ними во благо армянского народа.
Самвел Казарян
Оставьте свои комментарии