№13 (243) июль (16–31) 2014 г.

Восстановление железнодорожного сообщения через Грузию и Абхазию вновь стало актуальным

Просмотров: 2493

Визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию

Выход из транспортной блокады, в которую Армению ввергли Азербайджан и Турция, стал, пожалуй, главной темой состоявшихся 18-19 июня в рамках официального визита президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию встреч с высокопоставленными лицами соседней страны. Разумеется, визит носил многосторонний характер. Были обсуждены политические, экономические, культурные связи между двумя странами. Однако, учитывая первостепенную важность Грузии как страны-транзитера, в первую очередь остановимся на данном пункте повестки визита Саргсяна в Грузию.

Весьма примечательно, что на время исчезнувший с новостных лент вопрос восстановления сквозного железнодорожного сообщения между Арменией и Россией по территории Грузии и Абхазии вновь стал актуальным после заявления президента РЖД Владимира Якунина, сделанного в Ереване буквально за несколько часов до начала визита президента Армении в Грузию. Глава РЖД заявил: «Возникла необходимость сосредоточения на открытии движения через Абхазию и Грузию в Армению». На фоне неоднократных обсуждений данного вопроса между Ереваном и Тбилиси, особенно с приходом к власти теперь уже экс-премьера Бидзины Иванишвили, данное заявление концессионера Армянской железной дороги выглядит как знаковое.

Официальные источники двух стран о переговорах по данному вопросу между лидерами Армении и Грузии предпочитают помалкивать. Известно лишь, что в Тбилиси Серж Саргсян сообщил, что, несмотря на отсутствие серьезного обсуждения, Ереван стремится к функционированию абхазского участка, учитывая жизненную важность этого вопроса для Армении. Президент также добавил, что вопрос эксплуатации железной дороги зависит и от других стран, а не только от Армении и России. Таким образом, несмотря на клятвенные заверения главы МИД Грузии Майи Панджикидзе, согласно которым вопрос абхазского участка в ходе переговоров Саргсян – Гарибашвили – Маргвелашвили вообще не упоминался, тема восстановления абхазского участка неминуемо вышла на первые страницы СМИ Грузии, Армении, Азербайджана и даже России. Нервозность грузинского министра-дипломата вполне объяснима. Тема восстановления абхазского участка в Грузии весьма деликатна, и в прошлом году эта перспектива стала причиной настоящей истерии и кампании против открытия магистрали. Разумеется, по вполне понятным причинам, данная кампания усердно поддерживалась, а истерия подогревалась Азербайджаном и Турцией.

Впрочем, судя по всему, в первую очередь промедление Тбилиси с положительным решением задействования абхазского участка напрямую связано отнюдь не с позициями Анкары и Баку, а с позицией Вашингтона. США всерьез обеспокоены перспективами усиления влияния России в регионе посредством железнодорожной связки север – юг. Понятно, что в этом случае пока что находящийся в начальной стадии развития Евразийский союз постепенно, но неминуемо обретет более резкие и четкие контуры. Очень часто грузинское эксперты и политологи задаются риторическим вопросом: а что принесет открытие абхазского участка самой Грузии? Не секрет, что основной доход грузинского бюджета сегодня формируется отнюдь не от продаж «Боржоми» или «Хванчкары». Именно транзит – главный источник пополнения госбюджета. И перспектива получения денег за транзит от России и Ирана грузинскому госбюджету отнюдь не помешает. При этом, несмотря на неминуемые громкие выхлопы угроз в Анкаре и, главным образом, в Баку, деваться Турции и Азербайджану в случае задействования альтернативного коридора север – юг будет явно некуда. Связывающий Азербайджан с Турцией грузинский коридор для них сегодня безальтернативен. Иных, даже потенциальных, коридоров просто нет. Поэтому турок и азербайджанцев можно будет утихомирить сравнительно безболезненно.

Наконец, работающий абхазский участок поспособствовал бы сближению России и Грузии. Споры спорами, но деньги, как говорил известный персонаж, пока еще никто не отменял. На деле железная дорога север – юг способна объединить Россию, Грузию и Армению с Ираном, дав кратчайший и потому экономически обоснованный выход всем трем странам на огромные рынки Юго-Восточной Азии и арабских стран. Поэтому прагматичное использование географии – несомненный залог развития грузинской экономики. Очевидно, что, в отличие от властей, это очень хорошо понимают простые грузины. Согласно итогам проведенного в 2013-м Национальным демократическим институтом США в Грузии соцопроса, для более 75% грузин восстановление абхазского участка приемлемо. Что касается самой Абхазии, то действительно были времена, когда Сухум даже не желал обсуждать этот вопрос. Однако уже понятно, что после смены «пророссийского» Александра Анкваба на еще более пророссийского президента Абхазии абхазская политическая элита неминуемо прислушается к соответствующим месседжам из Москвы. Если, конечно, их решат послать.

Однако вернемся непосредственно к итогам визита армянского президента в Грузию. Очевидно, что масштабные железнодорожные планы РЖД, планирующей в случае появления сопутствующей политической конъюнктуры строительство железнодорожного коридора север – юг, явно противоречат американским интересам в регионе. Это подтверждается всплеском «оптимистических» статей в соответствующих армянских СМИ в духе «Серж Саргсян вернулся из Грузии ни с чем». Их авторы утверждают, что вопрос открытия коммуникаций между Абхазией и Грузией будет окончательно похоронен после вступления Грузии в европейское таможенное пространство, как это предусматривает парафированный в Вильнюсе DCFTA. На фоне всего вышеперечисленного представляется, что визит президента Армении в Грузию в том числе был направлен на достижение соответствующих договоренностей между двумя странами по беспошлинному перемещению товаров из России в Армению и обратно. Учитывая, что очень скоро армяно-грузинская граница превратится в границу между европейским и евразийским таможенным пространством, договоренности эти явно нелишни не только для Армении.

Таким образом, представляется, что разблокирование Армении все-таки укладывается в рамки возможного. Для его достижения нужно проявление политической воли на основе осознания своих выгод политической и, главное, бизнес-элитой не только Армении, но и России с Грузией. Очевидно, что в Армении к этому осознанию, судя по туманным тбилисским заявлениям Сержа Саргсяна, все-таки пришли или, по крайней мере, постепенно приходят. И судя по одному из последних интервью главного российского железнодорожника Якунина, на данном отрезке политическая целесообразность расширения Евразийского союза сегодня явно совпадает с целесообразностью экономической. Якунин прямым текстом заявил президенту Армении, что блокада Армении не соответствует бизнес-плану, заложенному в основу концессионного соглашения между правительством Армении и РЖД. В этом свете РЖД планирует обсуждать необходимость перезапуска абхазского участка не только с Грузией и Арменией, но и в рамках СНГ. Якунин убежден, что абхазское направление сегодня более продуктивно и реализуемо, чем планируемое строительство железной дороги Армения – Иран.

Все это в совокупности говорит о реальных перспективах, которые способны не только изменить региональную геополитику, но и обеспечить поступательный рост экономикам стран региона, и в первую очередь Армении с Грузией. Хотелось бы, чтобы эти перспективы не были принесены в жертву сиюминутным геополитическим интересам центров, находящихся по ту сторону океана. Для этого нужны совместные шаги по выработке мер, способных укреплять сотрудничество, сплачивающее регион, связывающее его крепкими экономическими нитями. И визит армянского президента в Грузию, вне зависимости от его итогов, именно один из подобных шагов.

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты