Выборы органов местного самоуправления в Самцхе-Джавахети: под диктовку силовых структур
В феврале 2014 года в Грузии был принят новый Кодекс местного самоуправления, на основе которого прошли очередные выборы органов самоуправления. Согласно этому закону, путем прямых выборов могли избираться мэры только тех городов, которые получили статус самоуправляющихся. В Самцхе-Джавахети таким городом оказался только центр губернии, город Ахалцихе. Второй по значимости город этой административно-территориальной единицы, населенный преимущественно армянами районный центр Ахалкалаки был исключен из списка таких городов (хотя первоначально и был внесен туда авторами законопроекта).
Новый Кодекс местного самоуправления расширил права власти на местах, а также теоретически должен был снизить вовлечение силовых структур и спецслужб в политические процессы в регионе Самцхе-Джавахети, ставшее порочной практикой еще в период правления М. Саакашвили. Однако выборы в Джавахке по степени демократичности и свободы серьезно уступили выборам в других регионах Грузии.
Напомним, что результаты голосования оказались достаточно неприятными для правящего блока «Грузинская мечта», показав устойчивость оппозиционного поля, в первую очередь соратников бывшего президента М.?Саакашвили и его партии «Единое национальное движение» (ЕНД). Общегрузинские выборы продемонстрировали также ослабление электоральной поддержки «Грузинской мечты» со стороны населения и одновременно увеличение случаев использования административного контроля и вовлечения силовых структур страны в подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления.
На выборах мэра Тбилиси кандидат от правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Давид Нармания не смог набрать проходные 50% голосов, и в столице был назначен второй тур выборов, так же как и в 7 из остальных 11 самоуправляющихся городов Грузии. По результатам местных выборов в масштабах всей Грузии правящая коалиция набрала 50,81%, ЕНД – 22,4%, политической блок экс-спикера парламента «Нино Бурджанадзе – Единая оппозиция» – 10,24% и партия «Альянс патриотов Грузии» – всего 4,72% голосов.
Выборы показали, что на фоне развития избирательных стандартов в Грузии в регионах компактного проживания этнических меньшинств население по-прежнему фактически лишено возможности в полной мере реализовать свое конституционное право на свободу выбора. На муниципальных выборах в Ахалкалаки правящий блок «Грузинская мечта» получил 48,8% голосов избирателей, ЕНД – 7,3%, а общегрузинский блок «Непарламентская оппозиция», выдвинувший в Ахалкалаки своим кандидатом на пост руководителя района Арташеса Паланджяна, даже согласно официальным данным, набрал свыше 27% голосов.
В отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы в двух армянонаселенных районах Самцхе-Джавахети (Ахалкалакском и Ниноцминдовском) фактически прошли под контролем грузинских спецслужб, с большими нарушениями и фальсификациями. К примеру, только количество признанных недействительными бюллетеней в одном лишь Ахалкалакском районе было сравнимо с количеством таковых в масштабах всей Грузии и составляло порядка 5-6% голосов в Ахалкалакском избирательном округе.
При этом на некоторых участках в Ахалцихе после найденных нарушений было даже принято решение о проведении повторных выборов. Тогда как в Ахалкалакском районе после обжалования оппозицией результатов выборов были зафиксированы только мелкие нарушения и лишь несколько председателей и секретарей избирательных участков заплатили штраф, но случаев объявления выборов избирательном округе недействительными не было. Оппозиционные политические силы Джавахети собираются обжаловать решения местного суда в вышестоящих судебных инстанциях Грузии, но сомнительно, что им удастся достигнуть желаемого результата.
При этом голосование в трех-четырех соседних районах той же административно-территориальной единицы Самцхе-Джавахети, где преобладает грузинское население, прошло в более открытой атмосфере.
Посетивший после выборов Ахалкалаки лидер общегрузинского блока «Непарламентская оппозиция» Каха Кукава заявил, что от фальсификации выборов страдает государственность самой Грузии. По его словам, когда на выборы приходят 5 тысяч человек и желают избрать своего окружного руководителя (гамгебели), а им не разрешают этого сделать, в регионе зреют сепаратистские настроения. Люди не чувствуют себя полноценными гражданами, они считают, что государство настроено против них, говорил Кукава, добавив, что, если государство не исправит ситуацию, позволив опротестовать итоги выборов, это станет с его стороны «самым большим упущением».
Соратник Кукава, основной кандидат от оппозиционного движения на пост главы Ахалкалакского района Арташес Паланджян, получивший, даже по официальным данным, треть голосов избирателей, в интервью агентству «Регнум» заявил, что результаты голосования в округе стали сюрпризом для властей, которые во время избирательной кампании не смогли ничего противопоставить «Непарламентской оппозиции» и, ничего не добившись, решились сфальсифицировать итоги голосования.
Как отмечает А.Паланджян, в настоящее время все разговоры о проведении в Джавахке демократических выборов органов местного самоуправления не соответствуют действительности, фактически они прошли под диктовку силовых структур, которые в свое время подчинялись только Саакашвили, а теперь ориентируются на правительство соратников бывшего премьер-министра Б.Иванишвили из «Грузинской мечты».
Фактически июньские муниципальные выборы в Грузии выявили, что на фоне реального развития демократических и избирательных стандартов в Грузии в регионах компактного проживания этнических меньшинств, например в Джавахети или Квемо-Картли, люди фактически были лишены возможности полноценно реализовать свое конституционное право на свободу выбора. В отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы там проходили под контролем спецслужб.
К сожалению, эта порочная практика, внедренная еще при Саакашвили, продолжается в Джавахке при новых властях. При этом речь не идет исключительно об этнически мотивированном выборе местного населения: и оппозицию, и власть представляют в Ахалкалакском и Ниноцминдовском районах преимущественно этнические армяне, выходцы из Джавахка или иных армянонаселенных регионов страны. Проблема – в диктате извне и отсутствии конституционных избирательных прав местного населения.
Нет ни одного другого региона Грузии, где бы сподвижники и «Грузинской мечты», и партии бывшего президента Саакашвили работали вместе против блока «Непарламентская оппозиция», возглавляемого этническим грузином Каха Кукава. Только в Ахалкалаки сложился формальный и неформальный альянс бывших и нынешних активистов местных политических партий под контролем спецслужб.
Остается лишь надеяться, что выборы в Джавахке по инерции продолжили прежнюю порочную практику. Тем не менее, как отметил Каха Кукава, такая ситуация ставит лишь новые препятствия для интеграции этого региона в грузинское политическое и культурное пространство.
Сергей Минасян, доктор политических наук,
заместитель директора Института Кавказа, Ереван
Оставьте свои комментарии