Крым: жемчужина русской короны
«Очерки Крыма» Евгения Маркова (1835–1903) как путеводитель по полуострову
«…Если тебе хочется, читатель, в наш обыденный и прозаический век погрузиться на несколько недель в живой родник неподдельной красоты, неподдельной поэзии, – тебе нечего искать Италии и Андалузии, ты найдешь все, чего жаждешь, у себя на родине, на Южном берегу Крыма...»
Такую рекомендацию этому краю дал в своих «Очерках Крыма» писатель, публицист, видный общественный деятель Евгений Львович Марков (1835 – 1903). Они были впервые изданы в 1872 году и по сей день являются одним из лучших рассказов об истории и природе Крыма. И действительно, эти очерки действуют эффективнее любого рекламного сайта турбюро: после прочтения всего нескольких страниц хочется изменить уже запланированный отпускной маршрут и… «заброситься гипнозом в Ялту»! Да, именно этим летом. В уже – и снова – ставший российским Крым. Снять жилье где-нибудь на Южном берегу, поездить по окрестностям, посетить Коктебель, добраться до Бахчисарая, подышать крымским воздухом – морским, степным, горным…
Полуостров Крым делится на три климатические зоны – степной Крым (большая часть Крыма – север, запад и центр Крыма), крымские горы и Южный берег Крыма – всемирно известный курортный регион. «По комплексу климатических факторов курорты Южного Берега Крыма наиболее близки к классическим морским курортам и Лазурного Берега. Но эти приморские зарубежные курорты развивались не как лечебные, а как рекреационные. По лечебной направленности, по развитию санаторной сети курорты Южнобережья не имеют аналогов», – гласит Википедия. А мы, чтобы быть более убедительными, представляем вашему вниманию отрывки из «Очерков Крыма».
«…Екатерина II назвала Крым жемчужиной своей короны, но она видела только издали, с высоты утеса, тот волшебный уголок, который можно назвать жемчужиной самого Крыма. Италия, читатель, не поразит тебя так, как поразит наш Крымский Южный берег. В Италию ты переходишь через целый ряд постепенностей и подготовок. Красота и новизна не разом усиливают свой тон, а густеют незаметно с твоим движеньем к югу. Уже Саксонская Швейцария, уже Рейн, уже Шварцвальд настраивают твою душу на поэтический восторг, говорят тебе о том, чего ты не испытал, не ведал. Швейцария еще дальше околдовывает твое воображение, и ты переваливаешь в Италию, уже переполненный впечатлениями всевозможных красот природы, всевозможными наслаждениями форм, красок, тепла и света. …Но Южный берег Крыма восстает перед твоими очами, пред душою твоею, во всей своей изумительной нечаянности, как что-то нежданное, негаданное, непохожее ни на что, тобою прежде виданное, неподготовляемое ничем, тобою только что пройденным. После беспредельного однообразия малороссийских и новороссийских степей, после унылых и безводных солончаков Перекопа, выжженных солнцем, ты попадаешь вдруг в бушующее изобилие воды, зелени и утесов. Русская равнина превращается в швейцарские пропасти, швейцарские вершины гор. Черная грязь делается камнем. Серенькое, низенькое небо севера раздвигается в глубокую синеву итальянского неба; яркие краски, резкие, рельефные тени ложатся там, где ты до сих пор видел бесцветность и плоскость».
«…Вот что, читатель, в одно и то же время смущает и чарует твою фантазию, когда ты переносишься на Южный берег Крыма. Между твоим настоящим и твоим прошедшим разверзается бездна, и ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя: этому синему морю, слитому с небом, этой подоблачной стене скал, этим деревенькам-игрушкам, которые словно уронил кто в хаос утесов и зелени. Зато когда ты покидаешь Южный берег, когда волшебные декорации остаются вдали от тебя, душа твоя томится по ним, как по потерянному раю; мнимое сновиденье делается действительным сновиденьем наяву; оно дразнит тебя своими картинами, которых яркость закутана теперь туманом, но которые тем привлекательнее и назойливее, чем они стали неопределеннее. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его…»
«…В России только один Крым, и в Крыму только один Южный берег. Когда мы сделаемся просвещеннее и привыкнем ценить не одни выгоды барыша и не одни утехи чрева, Южный берег обратится, без сомнения, в одну сплошную дачу русских столиц. На нем не останется клочка, не обращенного в парк, в виноградник, в жилье. Такая дача слишком мала для страны в 80 миллионов. Капитал овладеет ею с азартом, который будет равняться его теперешнему равнодушию к русской жемчужине. …Сюда, к простоте и правде природы, бросится спасаться исковерканная ложь столичной жизни. Трудно предвидеть, до какой баснословной величины возрастут цены земли на Южном берегу в ближайшем будущем…»
«…Южный берег – это титаническая теплица. Сплошной каменный хребет в 4000 и 5000 футов высоты, верст в 100 длины, отгородил от набега полярных вьюг и иссушающего степного зноя узкую ленту морского берега, который южное море нежит своим влажным и теплым дыханьем. В одном месте эта лента всего в несколько сот сажен, в другом – целые версты шириною. То едешь – не видишь на многие версты никакого выхода с берега, сквозь эту каменную стену; подвинешься дальше – то и дело встречаешь влажные, зеленые долины, протиснувшиеся через исполинскую ограду, змейкою вьющиеся между ее тяжкими твердынями, звенящие горными ключами, открывающие дорогу и на вершину самой стены, и за нее, на простор степей».
«...Южный берег, за своею каменною ширмою, не хочет ничего знать о том, что делается в необъятной равнине русского царства, от морозов и засух которого ничто не защищает отовсюду открытые степи и предгорья Крыма. Как же не назвать этот счастливый уголок теплицею нашей отчизны? Это клочок Италии, по странной игре природы приросший к Скифии, край вечной весны во власти снежного царства».
А теперь – немного о городах и достопримечательностях Крыма, которые следует обязательно посетить…
Херсонес. Руины античного греческого города, где князь Киевский Владимир принял христианство.
Мыс Фиолент – по праву считается одним из самых живописных мест Крымского полуострова – благодаря красоте окружающей природы, а также прозрачности здешнего моря, белому песку и разбросанным по дну камням, обросшим водорослями, Фиолент является очень приятным местом для отдыха, особенно в тихую погоду, когда вода в море особенно прозрачна.
А также – Балаклавская бухта, Генуэзская крепость, Графская пристань…
Ливадийский дворец – знаменитый Ливадийский комплекс, который является бывшей резиденцией последних российских царей.
Массандровский дворец – дворец императора Александра III в стиле ренессанса, построенный на лесистом горном склоне.
«Ласточкино гнездо» – миниатюрный замок, расположенный на уступе мыса Ай-Тодор; напоминает знаменитый средневековый баварский замок, своеобразная эмблема Крыма.
Армянская церковь – один из архитектурных шедевров города. Построена по проекту архитектора Габриэля Тер-Микеляна на деньги крупного нефтяного магната Полоса Тер-Гукасяна. Этот храм вот уже более ста лет возвышается на крутом склоне холма Дарсан как вечная память о дочери магната Рипсимэ, рано умершей и похороненной недалеко в семейной усыпальнице.
Дом-музей А.П. Чехова. В этом доме Чехов провел последние годы своей жизни, здесь были написаны такие знаменитые произведения, как рассказ «Дама с собачкой», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».
Бывшая столица Крымского ханства, в переводе – «Сад-дворец». Здесь находится дворец крымских ханов, вдохновивший Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Так что – дворец, фонтан, а также гора Ай-Петри, водопад Учан-Су, пещерные города Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Марсианское озеро, таврские дольмены.
Монастырский комплекс Сурб-Хач. Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV в. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым
Сначала поселок назывался Парадиз рай), но после того, как в 1912 году имение князя Голицына посетил Николай II, Парадиз был переименован в Новый Свет. Голицынский замок, Голицынская тропа, гора Караул-Оба, Лестница тавров, Царский пляж…
Феодосия
Коктебель. Гора Карадаг, скала Золотые ворота, Дом-музей Максимилиана Волошина, ландшафтный парк Тихая бухта… Тут мы остановимся, потому что перечислить все достопримечательности Крыма невозможно – не только потому, что их очень много, но и потому, что каждый открывает для себя свой Крым, а в нем – свои любимые места.
Материал подготовила Елена Князева
Оставьте свои комментарии