Статус в обмен на богатое приданое – выгодная для обеих сторон сделка
Древние армянские традиции, если они гармонично вписываются в реалии cовременной жизни, придают им особый шарм и привлекательность. Взять хотя бы такой сакральный момент в жизни армянской семьи, как сватовство.
Браки хоть и заключаются на небесах, но в Армении с древних времен не обходились без сговора родителей жениха и невесты. Это самые ответственные переговоры, существующие между семьями.
Говорят на эту тему этнограф Сирануш Овсепян, социолог Амалья Бабаян и психолог Арман Марутян.
– Как известно, раньше выбор невесты всегда оставался за родителями жениха. Бывало даже, что жениха всего лишь ставили перед фактом – ему оставалось только готовиться к свадьбе…
Сирануш Овсепян, этнограф:
– И инициатива, как правило, принадлежала матери жениха. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками, прежде всего с родным братом, что свидетельствует о значительной роли дяди со стороны матери (кери) в семейных делах. Затем мать молодого человека узнавала о будущей невесте и ее семействе все, что только можно узнать. Только после этого в дом родителей девушки посылали посредницу, чтобы та по возможности больше узнала об их намерениях. И лишь тогда можно было приступать к официальному сватовству. В дом родителей девушки отправлялись сваты – из числа родственников-мужчин по отцовской линии, с которыми шла и мать жениха. Этот ритуал со всеми своими характерными подробностями сохранился и поныне в сельской среде.
– А еще срабатывала любопытная тактика: принимать предложение сразу считалось неприличным...
С.О. – Ну да, родители девушки отвечали, что им надо подумать, даже если они были согласны выдать дочь замуж. Этикет не позволял им принять предложение сразу, поэтому сваты приходили и во второй, и в третий раз. Момент, когда родители девушки давали положительный ответ, считался официальным сговором, который скрепляли подарком – золотым кольцом для невесты. Затем накрывали стол и пили вино, принесенное сватами.
Кстати, в прошлом у армян, как и у других народов Кавказа, было достаточно широко распространено обручение малолетних детей, а бывало даже еще не родившихся – так называемый оророци ншанадрутьюн. В знак свершившегося сговора отец мальчика вешал на детскую кроватку серебряную или золотую монету. Таким образом, априори уже устанавливались тесные родственные отношения.
Амалья Бабаян, социолог:
– Однако эта традиция входила тогда в противоречие с законами Армянской Церкви, которые запрещали обручение и брак малолетних. В средневековом судебнике Мхитара Гоша даже есть запись о том, что никто не вправе венчать детей, пока они не достигнут возраста, когда познают собственные желания... Благо, с течением времени этот обычай обручения стал исчезать и уже где-то к концу 19 века практически полностью извелся из обихода армян.
– Сговор на обручение до сих пор принято приурочивать к какому-нибудь празднику.
С.О. – Раньше обычно обручение происходило во время народных праздников, и чаще всего летнего праздника Вардавар. Его так и называли – вардавари ншандрутюн. Молодой человек через своих друзей посылал избраннице яблоко, в которое она, в случае согласия, втыкала пряность – сушеный бутон гвоздики – и возвращала яблоко обратно. В Гандзаке же, к примеру, в праздник Чсрдавар мать будущего жениха, уже пройдя длительную процедуру сватовства, имела право во время танцев набросить на голову девушки красный платок, а затем вручить ей красное яблоко с воткнутой в него серебряной монетой. Так она символически намекала на свое доверие к девушке на предмет ее девственности (красное яблоко) и обещала опеку (серебряная монета). А в Арцахе и Сюнике до сих пор сохраняется ритуал: в Вербное воскресенье во время утренней службы родственница юноши также набрасывает на голову девушки красный платок, а затем дает ей зажженную свечу с привязанным к ней кольцом. Все это делается с изяществом и выглядит очень красиво
и празднично.
– Каков же критерий выбора невесты?
С.О. – Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие, домовитость, хозяйственность, а также на хорошее здоровье будущей невестки. Но при этом внимательно присматривались и к характеру родителей девушки, особенно матери. Как-никак яблоко от яблони недалеко падает. Не зря говорилось: «Когда берешь в жены дочь, посмотри на ее мать».
А.Б. – Нынче же появилась новая составляющая в критерии выбора невест – ее практичность и ум. Невестка «с дипломом» еще в советские времена считалась предметом гордости современной армянской семьи. А теперь еще более стало приветствоваться наличие в будущей невестке карьерной жилки. Родители жениха могут даже с некоторым снисхождением отнестись к недорогому приданому невесты. Статус в обмен на богатое приданое – это считается выгодной для обеих сторон сделкой. Высокий уровень образования и хорошая специальность – вот чем можно похвастать перед соседями и знакомыми! Но при всей своей образованности армянская женщина должна твердо знать, что муж, не отчитываясь перед ней ни в чем, имеет право ходить, скажем, в ресторан в чисто мужской компании. Благоверная же должна сидеть дома и дожидаться прихода мужа. В редких случаях армянский мужчина посещает рестораны со своей супругой. ?Но при этом надо признать, что женщины в Армении по уровню образованности опережают мужчин, но зарабатывают почти вдвое меньше. Армянская женщина, если она действительно умна, не станет навязывать мужчине свою волю, но с присущей ей интуицией внушит ему веру в свои силы и подтолкнет к необходимости принятия нужного для их семейного счастья решения.
Арман Марутян, психолог:
– Такое явление имеет свое название – скрытый матриархат. Ничто в доме армянской женщины не сдвинется с мертвой точки, если на то нет согласия жены или матери – начиная от покупки холодильника и заканчивая остро-
жизненными вопросами. И это при всей внешней, казалось бы, замкнутости армянских женщин. Так что внешне сильный и самодостаточный армянский мужчина ничего не сделает, не спросив согласия у жены и тем более у своей матери.?
– Предположим, с родственниками жениха все ясно, а что же сам жених? За какие качества он выбирает себе жену?
А.М. – У каждого мужчины свое представление о женщине. Армянские мужчины, как правило, берут в жены не сексуальную, не яркую девушку, а мягкую и податливую – такую, которая сумела бы ладить с родителями. Ей не обязательно быть красавицей, но она непременно должна быть обаятельной. Очень важны для мужчины и искренние чувства его второй половинки – она действительно должна любить его не за какие-то достижения, статус, характер, а за то, что он – ее мужчина – просто рядом.? И еще для него очень важно уважение женщины. Но при этом, не дай Бог, если жена зарабатывает больше, чем он – такое не прощается, даже если женщина никак не сигнализирует об этом, ведет себя скромно и тихо. В такой семье не будет покоя и гармонии.
– А если взять те случаи, когда юноша и девушка любят друг друга, а родители не дают согласия на брак по тем или иным причинам? Что, и тогда родительский статус в силе?
А.Б. – В основном отказ мотивируется тем, что дочь еще слишком молода или же жених не преуспел в бизнесе и не в состоянии обеспечить будущую семью... Вот в таких случаях молодые прибегают к старинной форме брака – умыканию.
Похищения как способ заключения брака в Армении зафиксированы еще в источниках 19 века, хотя они и не имели широкого распространения. Главным образом похищение осуществлялось с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. Если девушка не желает выходить замуж или против ее родители, а парню она уж очень нравится, то он прибегает к этому способу похищения. В редких случаях и сегодня можно говорить о подобных фактах. Делается это так: парень ловит девушку где-нибудь на улице, заталкивает в машину и скрывается. Спустя сутки, когда родственники девушки доведены до отчаяния и готовы на любую новость, лишь бы знать, что их дочь жива, друзья парня (сам он, надо полагать, не решается) сообщают им по телефону, что вернут ее только в случае замужества. Все это время с девушкой крайне бережно обращаются. Насилия практически никогда не происходит, но все равно кража портит репутацию девушки и ее могут после этого замуж не взять. Поэтому чаще всего родственники соглашаются на свадьбу. Традиция непреложна: если девушка остается на ночь у того, кто ее похитил, то она просто обязана выйти за него замуж, даже если и не было между ними интимной близости. Хотя кому после этого докажешь, что интимной связи не было…
А.М. – Само умыкание девушки заключается в том, что жених создает ситуацию, при которой она оказывается ночью наедине с ним. Этой ситуации достаточно для того, чтобы девушка лишилась добрачного статуса и возможности вернуться домой.
Я знаю случаи, когда подобные похищения происходили в наше время, и не в каком-нибудь захолустном районе или деревне, а в столице. И надо признать, что все это крайне отрицательно сказывается на психологическом состоянии девушек. Потому что девушка в подобной ситуации, если она, конечно же, и впрямь не знала о готовящемся похищении, переживает сильнейший стресс. Ведь чаще всего при похищении применяют физическую силу. Все это может привести к развитию ряда комплексов – боязни и страху. Другое дело, если девушка сознательно идет на этот шаг...
– Ближе к лету все еще можно видеть следующую картину: на длиннющих бельевых веревках с одного балкона дома до другого развешивается приданое. О том, что это приданое – догадываешься по количеству отменного белья и качеству выставленного на обозрение «товара»...
А.Б. – Приданое занимает видное место для девушки на выданье – его собирает ее мать чуть ли не с рождения дочери. И надо отдать должное этой традиции – в ней есть свой расчет, т.к. собранное добро послужит в будущем основательным подспорьем для супругов. Вообще же раньше в Армении большинство браков среди горожан (которые считались обеспеченной прослойкой общества), купцов и приказчиков заключалось по расчету. В итоге за счет брака увеличивался оборотный капитал, расширялись торговые связи. Поэтому было нормальным явлением, когда жених посылал сватов, чтобы выяснить материальное положение невесты. В свою очередь, родственники невесты также живо интересовались состоянием жениха.
– Вроде бы нынче времена уже не те, но тема «красного яблока» все еще остается актуальной в Армении…
А.М. – С одной стороны, гинекологи твердят о вреде, наносимом женскому здоровью пренебрежением половой жизнью. С другой – сохраняется твердое убеждение, что без девственности самая красивая и умная девушка никому и даром не нужна. И что интересно – чем образованнее люди, тем больше блюдут они эту девственность. Просто прилюдно не любят распространяться на эту тему.
С.О. – Армяне всегда придавали огромное значение целомудрию невесты. Так, принято было, чтобы наутро после свадьбы в дом девушки приходили близкие родственницы. Они дарили ей яблоко со вставленными туда монетами, а матери ее передавали поздравления, а также курицу, красные яблоки и бутылку красного вина, перевязанную красной лентой. Этим подтверждалась девственность невесты. В наше время этот ритуал несколько упростился: родственники жениха отправляют матери невесты только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.
А.Б. – Утрата девственности постепенно становится делом самой супружеской пары, а «красное яблоко» – культурным символом, сходным по значению с фатой в России, утратившей связь с невинностью.
Сегодня сохранение добрачной девственности все еще остается явлением значимым, однако не столь актуальным. Известно, что больше двух третей молодых людей до 30 лет в России, Европе и в Штатах живут в так называемом конкубинате – в неформальном сожительстве. Армянское общество, похоже, тихо-тихо перенимает тамошний опыт, а значит, очень скоро созреет ситуация, позволяющая естественно и безболезненно обходить запреты.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии