№14 (244) август 2014 г.

Рафаил Зинуров: Для меня всё новое всегда интересно

Просмотров: 4139

Зинуров Рафаил Нариманович – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Башкортостан с октября 2013 года, член комитета СФ по международным делам. Представляет в СФ законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан. Автор многочисленных публикаций, книг. Наиболее известна его трехтомная история Армении в стихах «Армения – путь тысячелетий».

– Рафаил Нариманович, в октябре прошлого года Вы стали членом Совета Федерации от Башкортостана. Как Вам работается в новой должности, как Вы оцениваете свою деятельность, ее результативность – за этот, пусть еще и совсем небольшой срок?

– Для меня все новое всегда интересно, и в этой работе я вижу возможность применить свои знания и опыт. Опыт большой, за спиной у меня хорошая школа жизни… Я по образованию юрист, проработал в республиканской прокуратуре около 20 лет. По всей республике, даже по всему бывшему СССР пришлось поездить. Потом стал заместителем руководителя аппарата правительства, всю правовую работу кабинета министров пропускал через себя. Избирался депутатом курултая – нашего парламента, заместителем председателя, а теперь мое место работы – международный комитет Совета Федерации. Работа непростая, сопряжена в первую очередь с международными поездками в составе делегаций, за несколько месяцев я побывал в 13 странах: Алжир, Пакистан, Катар, Болгария, Украина…

– Армения…

– Армению я не считаю, она для меня уже родная, своя.

– Благодаря Вашей должности Вы, очевидно, хорошо осведомлены о том, какова сейчас ситуация с проблемой Нагорного Карабаха. Каким Вам видится решение этого сложного вопроса?

– Сегодня проблема Нагорного Карабаха уже не единственная на постсоветском пространстве: с таким же непризнанным статусом существуют Абхазия, Южная Осетия, наконец, две республики – Луганская и Донецкая. Решение вопроса может быть, я полагаю, таким же, как в Крыму, где провели референдум, народ выразил свое желание, его результаты признали. Почему бы не пойти по этому пути и в Карабахе, где референдум прошел еще в декабре 1991 года? Карабах – это юридически оформленное государство, у которого есть и Конституция, и территория, и правительство. Его народ не хочет жить в составе Азербайджана, а народ заставить нельзя.

– Возможно, в этом вопросе роль играют двойные стандарты?

– Поэтому, например, больше не поднимается вопрос Нахичевана — все армянское там уничтожено, все следы стерты, и населения не осталось. А проблему Нагорного Карабаха замолчать не удалось: очень сильным было сопротивление.

– И как Вам кажется, существуют ли обнадеживающие перспективы решения карабахского вопроса?

– Обнадеживающие перспективы связаны с Россией. Россия сейчас находится в центре мировой политики. Решающее слово сейчас за ней. Я думаю, это очень правильная тенденция, связанная с нашим президентом. Таков же настрой нашего парламента – нижней палаты и Совета Федерации, – который действует решительно. Только не надо думать, что Россия за нас все сделает. Армения сама должна мощно выступить инициатором в этом вопросе, но пока особых инициатив я не замечал. И внутриполитическая ситуация в Армении, конечно же, оставляет желать лучшего. В маленькой республике не должно быть внутренних конфликтов.

– В начале этого года произошло то, что еще недавно многим казалось маловероятным – началась гражданская война на Украине. Вот уже несколько месяцев там идут полномасштабные боевые действия. Армия расстреливает из тяжелой артиллерии города собственной страны, гибнут мирные жители, журналисты, растет поток беженцев. Все обещания президента Порошенко о прекращении огня остаются обещаниями, лидеры Запада предпочитают не видеть происходящего, США – открыто поддерживают новые украинские власти. Что Вы думаете о происходящем, какова Ваша позиция как члена комитета СФ по международным делам, как гражданина России?

– События на Украине не возникли из ниоткуда. Радикалы на Украине всегда были. 40 лет назад я служил в армии на Западной Украине и уже тогда сталкивался там с националистами. Но дальше разговоров дело не шло, жесткая система держала в узде всех. А за последние 20 лет государство дало им волю, развязало руки. Когда в декабре начались события в Киеве, я был на Евромайдане, просто походил среди людей, послушал их. Тогда о «Правом секторе» еще никто не слышал, про Сашко Билого тоже не было ничего известно. На Майдане собрались люди из разных регионов Украины, даже из восточных, с требованием: уберите Януковича – и мы разойдемся по домам. Они говорили, что не против России, не против Путина. Это были люди из деревень, вполне нормальные, ультраправых я там тогда не слышал. Они появились потом, после Нового года, когда переговоры с властью зашли в тупик. И как говорил один французский мыслитель, «революцию делают идеалисты, а ее плодами пользуются подлецы». Так получилось и на Украине. Упустили ситуацию, к власти пришли фашиствующие молодчики.

– Не кажется ли Вам, что основная вина за трагедию Украины лежит на бывшем президенте Януковиче?

– Конечно. Бывшего президента не любили ни на востоке, ни на западе. Это был крайне неудачный и нечестный президент. Развел клановость, кумовство – вот и доигрался. Янукович сделал очень крупную ошибку, запретив русский язык. В критической ситуации он действовал нерешительно – то шел на уступки своим противникам, то действовал с оглядкой на Россию. Это была его главная ошибка. Прояви он решительность, волю – и Майдан разошелся бы.

– Есть ли, по-Вашему, выход из этого положения?

– Из любой ситуации есть выход. И выход, конечно, должен быть мирным. Там пока идет гражданская война, но если Россия ввяжется в конфликт, начнется уже большая война.

– Вам кажется, что Россия не должна вмешиваться?

– Мне кажется, не должна.

– Но лидеры ДНР и ЛНР расценивают такую позицию как предательство…

– Нет, это не предательство, в Совете Федерации был создан комитет по гуманитарной помощи юго-востоку Украины. Я, кстати, член этого комитета. Мы занимаемся вопросами устройства беженцев, детей, женщин, стариков, обеспечения медикаментами, по линии МЧС оказывается всяческая помощь.

– Если Луганская и Донецкая республики падут, оттуда может хлынуть поток в несколько миллионов беженцев. Сможет ли Россия разместить такое количество людей?

– Это уже другой вопрос, вопрос гуманитарный… Пока кровь еще льется, Россия не должна отступать, ей необходимо на международной арене, в ООН решительно требовать прекращения военных действий. Это единственный путь. Если мы применим оружие, начнется большая война. Но и Порошенко сильно заблуждается, когда думает, что победит, взяв в союзники США. По сути дела, идет глобальное противостояние Востока и Запада.

– Не кажется ли Вам, что после того, как завершится противостояние на Украине, Запад обратит взгляд на Армению?

– Нет, этого не произойдет. Во-первых, Армения крепче, чем Украина, привязана к России. Армения – ее стратегический союзник, там есть российские войска, военные базы, и главное – народ Армении абсолютно пророссийски настроен.

– Сейчас с Ираном США хотят наладить отношения. Не пострадают ли от этого отношения Ирана с Арменией и с Россией?

– Я не думаю. Мне кажется, в настоящее время руководство Армении достаточно прагматичные, трезвые люди, они этого не допустят. И в Москве, и в Ереване знают, что Запад захочет использовать Армению против России. Кстати, в прошлом они так делали – до революции, после революции, но с Ираном, конечно, особый вопрос. Эта страна как-никак имеет ядерный потенциал. И тут подход должен быть более осторожный. Весь ближневосточный, средневосточный мир в этом случае окажется в заложниках..

– Вы – известный публицист, Вами написан масштабный труд – трехтомная история Армении в стихах «Армения – путь тысячелетий», изданный под псевдонимом Зинур Уфаеци. Скажите, в чем истоки Вашего столь плодотворного интереса к истории Армении? Ведь Вы – башкир…

– Книг у меня действительно много, в общей сложности 14, но это главным образом монографии, ученые труды. Историю Армении, армянского народа я начал изучать в начале 2000-х годов. Почему? Да просто потому, что мне было интересно. Подспудный интерес к Армении у меня возник рано. В конце 60-х, когда я еще был подростком, читал некоторые работы серьезных авторов по истории Армении. Потом учился в мореходном училище в Баку и познакомился с армянином по фамилии Айрапетян. Историю Армении он знал хорошо и, видя, что я проявляю интерес, многое рассказывал мне.

Когда в 1988 году случилось землетрясение, я решил написать статью про Армению, долго готовился, собирал материалы. Начал писать и понял, что знаний накопилось много, – решил написать книгу. Стал ходить в библиотеки, постепенно изучил язык.

Вот так и получилось, что я, башкир, оказался в гуще армянства, стал более известен за пределами Башкирии. Но и в Башкирии я для всех армян – свой.

– Вас с полным правом можно назвать знатоком армянской истории, и что самое главное – у Вас очень доброе отношение к армянскому народу. Скажите, кого из армян Вы почитаете?

– Среди армянских лидеров для меня номер один – это Гарегин Нжде. Я считаю его самым великим армянином ХХ века. А еще выше поставил бы Григория Просветителя.

– Что бы Вы пожелали читателям нашей газеты?

– Для меня «Ноев Ковчег» – очень авторитетная газета, которая при этом старается держаться независимо. Перспективы у газеты хорошие, раз она пропагандирует российско-армянские отношения. А читателям вашим я желаю, во-первых, благополучия и здоровья, во-вторых, знать и помнить свое прошлое. Особенно сейчас, накануне 100-летия геноцида. Пусть не отходят от армянства, не теряют корни и язык. Это самое главное.

Беседу вел Григорий Анисонян, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Рафаиль Зинуров друг армянского народа и не только из-за написанной книги об истории Армении.Уже из интервью видна его искренность и доброта.Спасибо "НК" за знакомство с достойным человеком и гражданином.
  2. Зинуров честный человек,жаль,что таких людей мало.Интервью интересное,много нового узнал.
  3. Зинуров относится К армянам как к своим,такое впечатление,что в прошлой жизни он был армянином.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты