№19 (249) октябрь (16–31) 2014 г.

Кто ведет дело к Третьей мировой войне?

Просмотров: 4647

Неподалеку от границ Армении зародился ураган, который может захлестнуть всю планету

На днях Папа Римский Франциск сказал, что Третья мировая война уже началась. Возможно, это высказывание стало следствием высшего откровения, снизошедшего на понтифика. Но более вероятно, что глава Римско-католической церкви обладает точной и исчерпывающей информацией, которой не имеют даже иные крупные политики мирового масштаба. Ведь разведка Ватикана всегда была и остается одной из лучших в мире, и Святой престол на протяжении многих столетий ведал о многом таком, «чего не знают наши мудрецы».

Бедуин забыл наезды?

Предощущение войны действительно носится в воздухе. Этого, заметим, не было в годы, предшествующие двум мировым катастрофам ХХ века. И на сей раз взрыв произойдет очень далеко от привычного театра военных действий – не в Европе, не на Балканах, а на «сонном» Ближнем Востоке, откуда после арабского и турецкого нашествий в Средние века более никаких серьезных угроз мировой стабильности не исходило. Ведь писал же Лермонтов: «Бедуин забыл наезды для цветных шатров и поет, считая звезды, про дела отцов». Все военно-политические события в огромном районе мира, включая даже 70-летнее противостояние арабов с евреями и уж тем более – многочисленные внутриарабские «разборки», по своему значению и последствиям никак не выходили за региональные рамки. Разве что в 1956 году, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер (тот самый, что приютил у себя беглых бонз Третьего рейха, а потом стал Героем Советского Союза) национализировал Суэцкий канал, вышел большой скандал, англо-французские войска, высадившись в Александрии, пошли на Каир, а израильская армия совершила стремительный марш-бросок через Синай.

Тогда советский лидер Никита Хрущев пригрозил всем супостатам водородной бомбой (по классификации НАТО – Kuzkina mat) и опасность быстро рассосалась.

Сегодня треволнения тех далеких лет кажутся легкой рябью на фоне грандиозных военно-политических цунами, которые беспрепятственно гуляют по огромным просторам Северной Африки, Переднего и Среднего Востока и вот-вот вырвутся за их пределы. Кажется, бедуин не совсем забыл наезды…

Кто превратил Ближний Восток и Кавказ в логово террористов?

У президента Ирана Хасана Роухани есть ответ на этот животрепещущий вопрос. Выступая на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, иранский президент заявил, в частности, что «стратегические ошибки Запада на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе превратили данные регионы в убежище для террористов и экстремистов». По его словам, «военная агрессия против Афганистана и Ирака и неверное вмешательство в развитие событий в Сирии – это явные примеры ошибочного стратегического подхода на Ближнем Востоке». Однако с уважаемым иранским лидером можно поспорить. Так называемая агрессия против Афганистана была предопределена развитием ситуации, которая сложилась в этой многострадальной стране после десятилетней советской «интернациональной помощи» и особенно – после вывода советских войск. Что касается Ирака, то с Роухани можно согласиться, хотя Саддам Хусейн, как говорится, «первый начал», оккупировав Кувейт. Но вот добили его режим и дестабилизировали страну так же, как Афганистан, без предметных оснований – ведь оружия массового поражения, для ликвидации которого все и было затеяно американцами, так и не нашли. А Сирия – это уже совсем другая песня, продолжение пресловутой «арабской весны». Эта масштабная фрустрация началась потому, что, как нам представляется, Барак Хусейн Обама стал первым президентом США, для которого интересы безопасности Израиля не являются абсолютным приоритетом.

Ведь как бы мы ни привыкли думать (вернее – сколько бы нас ни приучали считать), что американо-израильский стратегический союз является инструментом империалистической политики, призванной держать в узде свободолюбивых мусульман, на самом деле именно альянс Вашингтона и Тель-Авива (и примыкавшей к ним тогда еще светской Анкары) несколько десятилетий служил самой надежной основой ближневосточной стабильности. На словах, конечно, стороны метали друг в друга убийственные громы и молнии, но на деле даже в моменты наивысшего обострения перманентного палестинского кризиса ни о какой угрозе мировой стабильности речи не было.

В этой связи, кстати, напрашивается вопрос, который давно уже муссируют израильские СМИ: а не есть ли Барак наш Хусейнович тайный исламист? Причем чем дальше, тем все менее тайный? Думаем, нет, не есть. Конечно, креста на нем нет, да и к любым вопросам конфессионального характера нынешний американский лидер вполне равнодушен. Другое дело, что немалая часть его младых лет прошла в кругах, где евреев, мягко говоря, не слишком жалуют. А впечатления юности, согласимся, всегда очень ярки и накладывают значительный отпечаток на формирование ментальности любой личности. Такой путь в младые годы прошли ведь и другие печально известные деятели. Например, некий уроженец Вены, или его брат-враг, уроженец Гори. На этом остановимся, дабы не давать поводов к неуместным ассоциациям, параллелям и вытекающим из них обвинениям.

Да кто вы такие, откуда взялись?

Эта фраза из песни Владимира Высоцкого о Вещем Олеге приходит на ум всякий раз, когда речь заходит о так называемом «Исламском государстве» (оно же – «Халифат»). Как говаривал в таких случаях светлой памяти Виктор Черномырдин, «никогда такого не бывало, и вот опять!».

О восстановлении исламского халифата официально было объявлено 29 июня нынешнего года, в первую ночь священного месяца Рамадан. Халифом (т.е. владыкой и духовным лидером всех мусульман) объявил себя Абу Бакр аль-Багдади, ветеран антиамериканской борьбы в Ираке. Он принял имя Ибрагим аль-Хусейни, что является намеком на происхождение от внука пророка, имама Хусейна. История квазигосударства началась 8 лет назад, когда небезызвестная «Аль-Каида» создала этакую «дочернюю организацию» – «Совет шуры моджахедов». Группировка действовала в Ираке, воюя против приведенных американцами к власти шиитов, а потом окрепла и уже самостоятельно распространила свою деятельность на Сирию. Там, между тем, противники режима Башара Асада разделились на сторонников светского пути развития и на махровых исламистов. Бойцы аль-Багдади оказались в рядах самых оголтелых экстремистов. Они откололись от породившей их «Аль-Каиды» и теперь воюют с ее отрядами с не меньшим ожесточением, нежели с войсками президента Асада и «светской оппозицией». В Сирии, правда, дела у них поначалу пошли не слишком успешно, и аль-Багдади вернул своих бандитов в Ирак. Здесь к ним присоединилась масса сторонников из стран Европы, мусульманских республик бывшего Союза и России. Для примера скажем, что западные спецслужбы насчитали в рядах «Халифата» не менее 800 боевиков из России и 500 – из Азербайджана. Это притом, что сегодня общая численность «армии пророка» не превышает 30 тыс. человек.

В Ираке дела у них пошли успешно, потому что аль-Багдади (как игрок уже самостоятельный) стал получать деньги от эмиров Катара и Кувейта, а бойцов его начали обучать бывшие офицеры армии Саддама Хусейна, – сунниты, лишившиеся после смены власти всего, чем раньше владели. В результате, как считают эксперты, «за короткое время группировка стала самой успешной джихадистской организацией в мире».

Молодецким ударом экстремисты взяли крупные иракские города Тикрит и Мосул, захватили огромные трофеи, массу оружия и техники, в том числе – тяжелой, вышли на подступы к Багдаду. Тогда-то и назвали они себя «Исламским государством». В этом государстве есть суды (шариатские), есть автоинспекция (очень суровая), есть какие-то учреждения, в которых работают обычные бюрократы. И даже налоги установлены не в пример ниже прежних. Но и без налогов деньги есть – в день одна только нефть с захваченных скважин дает от 2 до 3 млн долларов. Только вот за исповедание любой иной, кроме ислама, религии там убивают.

Загнать джинна обратно в бутылку трудно, особенно если этого не слишком хотеть

Постепенно и американцы, и монархии Персидского залива вроде бы (на словах) осознали, какого неуправляемого франкенштейна они породили. Американцам как бы не понравилась явная неуправляемость новой организации, ее открытый экстремизм, а ваххабитским эмирам – претензии ее лидера на звание халифа. Теперь все делают вид, что пытаются загнать джинна обратно в бутылку. Американцы, англичане, французы и саудовцы бомбят позиции боевиков, да только этого мало. Хотя они и назвали себя государством, но больше напоминают «народную армию» батьки Махно: днем в поле (за чашкой кофе под пальмой), ночью – на тачанке (трофейном танке «Абрамс»). Поэтому, когда бомбежки и контратаки иранских стражей исламской революции, пришедших на помощь иракским шиитам, остановили наступление на Багдад и на границы иракского Курдистана, экстремисты слишком унывать не стали, мгновенно снова вернулись в Сирию. В такой мобильности – главное преимущество сетевой структуры. Здесь они буквально за три-четыре дня одержали несколько оглушительных побед, захватив более 100 населенных пунктов в северных, курдских провинциях Сирии. Более 150 тысяч курдов были вынуждены бежать в Турцию, где их, как известно, не обожают. Началась гуманитарная катастрофа, курдские лидеры заговорили о геноциде. Отбывающий пожизненное заключение главарь Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан призвал всю партийную боевку временно отложить распри с турками и идти на помощь соплеменникам в Сирии. Да только Турция, для которой «Халифат» вроде бы еще более опасен, чем для далеких монархий залива, а уж тем более – США и Евросоюза, курдов через границу не пропустила. Причем никто турецкую сторону за это не упрекнул, хотя все признают, что курдам в Сирии (и в Ираке) остро нужна подмога, и шлют им оружие. И уже один этот странный на первый взгляд факт позволяет сделать далеко идущие выводы.

Говорим «халифат» –держим в уме «Башар Асад»

Все без исключения военные специалисты, а в последнее время и руководство Пентагона признают, что одними лишь бомбардировками, сколь бы интенсивными они ни были, «Халифат» не победить. Тем более что их «эмиры» пересели с «Хаммеров» на мотоциклы, за каждым не уследишь. Заодно создаются ложные цели – вместо одного штаба оформляются 15-20, и не узнать, где в действительности собрались полевые командиры. Поэтому нужна наземная операция, в которой должно быть задействовано как минимум до трех дивизий хорошо подготовленных солдат. И вот вместо того, чтобы начать готовить курдов (которые и без того успели, как говаривал Ленин, «изучить военное дело настоящим образом»), американцы объявили о программе подготовки 5 тысяч боевиков антиасадовской «умеренной светской оппозиции». На это, конечно, нужно время, которое пока работает на экстремистов. Будут продолжаться и воздушные удары, к чему с большим подозрением относятся Москва и Тегеран. Ведь кто знает, кого там будут бомбить союзники – именно бандитов или заодно уж и части правительственных войск? И не станет ли вся эта конфигурация подготовкой к очередной попытке ликвидировать режим Асада? Тем более что никакого разрешения на бомбардировки и ракетные налеты американцы и их союзники ни у кого спрашивать не станут – в том числе и у самого Дамаска. А это, по оценке МИД России, вызывает большие сомнения в легитимности предпринимаемых шагов. И если происходящее выльется в очередную попытку свержения сирийского президента, Москва и Тегеран не станут взирать на это равнодушно. А расширение числа игроков на театре военных действий многократно расширит масштабы боевых действий.

Кто приказал боевикам уничтожить армянский храм?

21 сентября, в День независимости Армении, боевики «Халифата» взорвали армянскую церковь Святых Великомучеников в сирийском Дейр-эз-Зоре. Храм воздвигнут в память сотен тысяч жертв, погибших в этих местах в младотурецких концлагерях в лихую годину геноцида армян. Ереванская газета «Новое время» логично предполагает, что день для диверсии был выбран не случайно. Ведь боевики контролируют Дейр-эз-Зор уже больше двух лет. А взорвали церковь сразу после того, как Патриарх Киликийского Католикосата Арам Первый подал судебный иск о возвращении церковной структуры на земли исторической Армении, в Турцию. В последние десятилетия, пишет газета, возведенная в 1991 году церковь стала местом паломничества армян со всего мира. Поэтому уничтожение храма и действующего при нем музея геноцида в преддверии столетия преступления младотурок выглядит неслучайным. «Кому-то было очень нужно, чтобы боевики направили свое оружие против армян и их святынь. Особенно если иметь в виду те эффективные меры воздействия на умы идеологов «Халифата», которыми располагает Анкара», – пишет газета. С этим трудно не согласиться. Ведь эту подлую диверсию осудили практически во всем мире, а вот Анкара промолчала, хотя в Ереване прямо говорят, что такое молчание свидетельствует, что турецкая сторона глубоко замешана в происшедшем. Точно так же, кстати, как было с наступлением боевиков на армянонаселенный Кесаб на сирийском севере, когда из города было вынуждено эвакуироваться практически все армянское население. Тогда бандиты вошли на сирийскую территорию непосредственно из Турции. Их командиры утверждали, что имеют целью достичь побережья Средиземного моря, где проживают алавиты – главная опора Башара Асада – и где действует установленный еще Советским Союзом мощный радар, позволяющий держать под контролем небо страны. Словом, цели были заявлены стратегические. Однако на деле бандиты разорили Кесаб, выгнали оттуда армян – и ушли, словно только за тем и приходили…

Почему Анкара не боится «халифата»?

Все это – известные примеры тесной связки нынешнего турецкого руководства с экстремистами. Выше было сказано, что Турция должна опасаться наступающих радикалов больше, чем арабские монархии залива, ибо укрепление «Халифата» происходит у нее под боком. И, согласно обычной логике, в Анкаре уже должны понимать, что контролировать свое «создание» не смогут. На деле же в коалицию против «Исламского государства» турки не вступили, курдов, как уже отмечено, на фронт пытаются не допустить, более того – препятствуют тому, чтобы удары американской авиации по экстремистам велись с базы в Инджирлике, хотя это было бы куда удобнее, чем охотиться за ними, запуская крылатые ракеты с эсминца в Красном море на расстояние в 1000 километров или поднимая палубную авиацию с авианосцев в море Средиземном. Ведь база Инджирлик расположена совсем недалеко от турецко-сирийской границы. Не менее странно, что и США не настаивают на участии своего союзника по НАТО в операции. Впрочем, странно ли?

В Турции у власти находятся т.н. «умеренные исламисты», но пока никто внятно не объяснил, что означает этот термин. Анкара целенаправленно ведет политику по возрождению своего, османского «халифата», и самыми главными ее противниками в этом вопросе являются шиитский Иран и светская Сирия. А вот США и ее президент, судя по всему, подобные планы вполне одобряют. Вспомним, что именно с резкого обострения турецко-израильских отношений из-за блокады сектора Газа и истории с турецким «гуманитарным конвоем» «Флотилия свободы» в 2010 году началось также явственное охлаждение отношений Вашингтона с Тель-Авивом. А свержение египетской армией президента-исламиста Мурси в Каире кардинально испортило уже и турецко-египетские отношения. Американцы, кстати, осудили восстановление светского режима в Египте. Более того, буквально на днях премьер Реджеп Эрдоган, выступая на сессии Генассамблеи ООН, призвал мировое сообщество бойкотировать новое «нелегитимное» египетское руководство, что стало причиной колоссального скандала между Каиром и Анкарой. Известны также сильные трения Анкары с Тегераном. Полагаем, этого достаточно для того, чтобы понять – свои разрушительные планы в регионе нынешняя вашингтонская администрация пытается осуществить турецкими руками. Потому-то Башар Асад и стал главным врагом турецких исламистов, потому-то мишенью для вскормленных ими бандитов являются в первую очередь сирийские алавиты и армяне – наиболее надежные и боеспособные сторонники сирийского президента.

Опасная игра с огнем

Нынешние турецкие лидеры, согласно расхожему мнению, показали себя людьми хоть и довольно решительными, но не слишком рассудительными. Во всяком случае, настолько, что считавшуюся ранее весьма хитромудрой турецкую дипломатию ныне прямо называют несостоятельной. Ведь заявленная цель «ноль проблем с соседями» превратилась в ситуацию «ноль соседей без проблем». А нам вот кажется, что во всем этом есть двойное дно, и прокламируемые цели Анкары отнюдь не совпадают с ее реальными намерениями. Иначе ведь автор концепции, экс-глава МИД профессор Давутоглу не был бы назначен премьер-министром. Ведь не за провалы же его возвысили, а, вероятно, за то, что под сурдинку душеспасительных заявлений Турция с помощью и с одобрения США полностью дестабилизировала регион, надеясь достичь результатов, абсолютно противоположных официальной внешнеполитической доктрине.

Это очень опасная игра. Совсем не факт, что Анкаре удастся удержать в узде своих выкормышей-радикалов (которые уже и Эрдогана называют «предателем»). Нет никаких гарантий, что «Халифат» не попытается распространить дестабилизацию на Иран. Заметим, что в Тегеране именно так и думают. На днях командующий сухопутными войсками исламской республики генерал Ахмад-Реза Пурдастан заявил, что иранские войска готовы атаковать боевиков «Халифата» в случае их приближения к иранским рубежам, причем атаковать на иракской территории. Одновременно глава МИД России Сергей Лавров в беседе с иракским премьером Хайдаром Абади заявил, что Москва готова поддержать Ирак в борьбе с группировкой «Исламское государство». Все это означает, что и в России, и в Иране с большим и вполне обоснованным недоверием относятся к проводимой ныне западными союзниками и их арабскими сателлитами «антитеррористической операции».

Есть все основания опасаться, что число фронтов в регионе продолжит увеличиваться, ареал дестабилизации – расширяться, в противостояние будут вовлекаться все новые государства и национальные группы. В конце концов, дело может дойти и до использования ядерного оружия, которым сегодня владеет Израиль, а завтра, с подачи Пакистана, бомба может оказаться и в руках экстремистов. Трудно после всего этого спорить с тем, что Римский Папа имел серьезные основания для своего крайне тревожного заявления.

И последнее: президент Турции Эрдоган заявил, что турецкая армия может «помочь Сирии в борьбе против террористической группировки «Исламское государство». То есть речь уже прямо идет о вторжении турецких войск в Сирию под предлогом помощи беженцам.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Yesli Livia i Iraq byli totalitarnye rezhymy, to Siria byla ostrow internatsionalnogo protsvetaniya i stabilnosti. Vzryv armyanskoj cerkwi v Der ez-zore napravlen protiv druzhby lyudey razlichnykh religiy. Deystviya Turtsii pokazywayut, chto ona protiw druzhby narodov i konfessiy , protiv armyan, arabov i kurdov. Za spinoj islamistov stoit imenno Turtsiya i yeyo soyuzniki iz islamistov i NATO.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты