В поисках формулы здоровья
Имя академика РАМН Виктора Тутельяна, директора Научно-исследовательского института питания, многолетнего главного ученого секретаря президиума Российской академии медицинских наук, а ныне заместителя главного ученого секретаря РАМН, лауреата престижных премий, хорошо известно всем тем, кто занимается проблемами здорового образа жизни, организации правильного питания. Он – признанный авторитет в этой важной области медицины, эксперт Всемирной организации здравоохранения по безопасности пищи. В советах видного ученого, его наставлениях нуждаются миллионы людей, порой плохо представляющих себе, что такое правильное питание и как оно влияет на нашу жизнь. Об этом и о многом другом идет речь в интервью нашего корреспондента с Виктором Александровичем Тутельяном.
– Виктор Александрович, прежде чем мы начнем разговор о проблемах здорового питания, хотелось бы познакомить читателей «Ноева Ковчега» с Вашей родословной. Думается, им это будет интересно.
– Отцовскую линию в силу разных причин я знаю очень плохо, остановлюсь на материнской. Моего деда звали Оганес Оганесович, и судьба его сложилась, как и у многих других армян той эпохи, трагически. Жил он в Западной (турецкой) Армении, где, как известно, периодически организовывались армянские погромы. Во время одного из них – в 80-х годах XIX века, при султане Абдул-Гамиде – погибла вся семья деда, в том числе жена и дети. Он женился еще раз (мою бабушку звали Рипсиме Арутюновна), но наладить нормальную жизнь в Турции так и не удалось. В 1895 году во время зверских массовых убийств армян дед с женой вынуждены были бежать, навсегда покинув родные места. Обосновались они в России, в небольшом городе Острогожске неподалеку от Воронежа. Здесь, наконец, смогли зажить спокойно, забыв об ужасах перенесенной резни. Вторая семья деда была большой – 12 детей! И одна из них – моя мама, которую назвали Маркрит. В 1930 году семья переехала в Москву, здесь мама и познакомилась с моим отцом – Александром Александровичем Тутельяном.
Отца своего я, к сожалению, в живых не застал. К тому времени, когда я родился (шел февраль 1942 года), он был уже на фронте, откуда так и не вернулся – погиб. Пришлось маме (она работала на картонажной фабрике) воспитывать меня одной. Время было очень трудное, военное, жили в маленькой коммуналке, нуждались. Родился я слабеньким, весом всего в 2,3 килограмма, думали даже, что не выживу, и чтобы выходить меня, получить дополнительные продовольственные карточки, мама и ее сестра, которая была врачом-окулистом, пошли в доноры, сдавали кровь. Мама сдала 17(!) литров, а тетя – 15 с половиной. Полученными продуктами кормили меня, и я быстро стал набирать вес. Уже через полгода поправился настолько, что превратился в «карапуза» и, как рассказывала мама, меня в шутку стали называть «черчиллем», имея в виду внушительную комплекцию тогдашнего британского премьера, нашего союзника в годы войны.
Когда я окончил школу, то решил стать врачом и поступил в 1-й Московский мединститут имени И.М. Сеченова. Увлекся проблемами питания, ну и стал в итоге тем, кем стал. Вот уже почти полвека занимаюсь интересным и очень нужным людям делом. Ведь от правильного, полноценного питания и зависит, по существу, наше здоровье. И надо точно знать, чем ты питаешься, насколько твоя пища полезна и необходима.
– Проблемой питания занимается ведь и Ваша жена – Лидия Васильевна?
– Да. Она – ведущий сотрудник того самого Института питания, в котором работаю и я. А вот мой сын – Алексей, – став медиком, избрал другое направление работы. Он – профессор кафедры эпидемиологии медико-профилактического факультета ПМГМУ имени И.М. Сеченова, заведует лабораторией Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.
– Помнится, в детстве, было это в начале 50-х годов, у нас дома появилась замечательная книга – прекрасно изданная, красочная, отлично иллюстрированная. Называлась она «Книга о вкусной и здоровой пище». В ней были фотографии таких манящих, аппетитных блюд, продуктов, от которых трудно было отвести глаза. Мама нередко заглядывала в эту книгу, чтобы приготовить по ее рецептам то или иное блюдо. И получалось очень вкусно…
– Да, вы правы. Это была действительно замечательная книга, изданная в 1952 году. Строго говоря, это был первый массовый тираж книги о здоровом питании и «здоровой» кулинарии. Появилась она по инициативе тогдашнего министра пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна, много сделавшего для организации правильного питания в стране. Люди старшего поколения помнят, конечно, знаменитые «микояновские» котлеты-полуфабрикаты – вкусные и дешевые. Микоян был инициатором внедрения интересного зарубежного опыта, новых технологий в нашу пищевую индустрию, и недаром его имя носит вот уже 80 лет известный московский мясокомбинат. Возвращаясь к книге, о которой мы заговорили, отмечу, что в ней рассказывалось об основах рационального питания (в том числе детского и лечебного), излагались сведения о пищевых товарах, производимых в СССР, приводились рецепты изготовления разных блюд, советы диетологов. Книга была написана опытными кулинарами-практиками совместно со специалистами отраслевых институтов и учеными ВНИИ питания Министерства здравоохранения СССР. Она пользовалась огромной популярностью, неоднократно переиздавалась, и ее общий тираж с 1952 по 1999 год составил почти 8 миллионов экземпляров.
– Насколько актуальны сегодня проблемы правильного питания?
– За последние десятилетия произошли очень серьезные изменения в отношении к питанию, потому что резко изменился образ жизни людей, у большинства населения повысилось ее качество. Мы получили большие блага в виде автомобилей, разнообразной бытовой техники – стиральных и посудомоечных машин, кухонных комбайнов, – мобильных телефонов, компьютеров и многих других облегчающих жизнь удобств. Но при этом перешли на сидячий образ жизни, минимизировали все свои физические нагрузки, забыли о физкультуре и спорте (нам помогли об этом «забыть», сделав платными посещения бассейнов, теннисных кортов, различных спортплощадок), прогулках на свежем воздухе, которые просто необходимы для здоровья. И теперь расплачиваемся за полученные удобства. А расплата такова: мы снизили свои энергозатраты примерно на 30 процентов. Это и есть отличительная характеристика нашего времени. Сейчас женщина тратит в сутки 1800 – 1900 килокалорий, а мужчина – от 2200 до 2300. Конечно, это очень мало. Зато мы уже привыкли есть на 2800 килокалорий, нас соблазняют в магазинах разные вкусности, которые далеко не всегда полезны. Вывод прост – пусть пищи будет меньше, зато она должна быть полезнее. Это первый закон питания.
Есть и второй закон. Он заключается в обязательном соответствии химического состава рациона нашим физиологическим потребностям в пищевых и биологически активных веществах. Существует примерно 150 химических соединений, которые ежедневно должен потреблять каждый человек, причем половину из них – обязательно. И если мы их недополучаем, то расплачиваемся потерей здоровья. Но есть и другой крен – в сторону избыточного питания по калорийности. Как следствие – 55 процентов населения имеет избыточную массу тела, 26 процентов страдает ожирением, которое ведет к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, инфаркту миокарда, инсульту, сахарному диабету. Причем частота этих заболеваний растет. Значит, надо есть меньше, но в то же время получать все необходимые витамины, минеральные и биологически активные вещества. В этом правильном совмещении и заключается формула здорового питания.
– Порой человеку трудно действовать по этой формуле, переделать себя, отказаться от каких-то, нередко вредных привычек…
– Дело в том, что привычки, связанные с питанием, вероятно, в числе самых консервативных, трудноизменяемых. Пищевые вкусы начинают складываться чуть ли не в материнской утробе. А потом, с годами, эти едва наметившиеся вкусы закрепляются. Наверняка для большинства из нас самые лучшие, необыкновенно вкусные котлеты – те, которые готовила мама, и борщ тоже лучше ее никто не готовил, и голубцы, и кашу гречневую или рисовую, и многое другое, неповторимое в ее, мамином, исполнении. Случается, это даже приводит к семейным драмам: молодой муж требует от молодой жены только те самые, мамины, котлеты и никакие другие его не устраивают. В ответ обида – и дело иногда заканчивается не только ссорой или скандалом, но даже разводом. Да, да, бывало и так – развод на «пищевой» почве. Наши привычки – почти на генетическом уровне. Очень часто они идут вразрез с физиологическими потребностями организма. А современная наука о здоровом питании требует обязательного учета этих потребностей. И во имя сохранения здоровья нередко надо переломить то, что заложено родителями, обществом.
Для нормальной жизни нам нужны белки, аминокислоты, определенные жиры, 12 витаминов, десяток микроэлементов, минеральных веществ, ряд биологически активных веществ. Из чего мы их получим, значения не имеет. Картошка, морковка, кабачки, капуста, салаты, любые ягоды, яблоки, груши – все это доступно рядовому потребителю. А от дорогих заморских фруктов типа авокадо или ананасов можно совершенно безболезненно отказаться. Как и от икры, дорогих сортов рыбы. Хотя сейчас даже минтай, самая дешевая в советские времена рыба, которой порой кошек кормили, стал довольно дорогим. Нам необходим белок. Как его получить? Конечно, с помощью мяса. Лучше брать мясо не в виде сосисок или колбасы, особенно сырокопченой, а натуральное. Его желательно отваривать или тушить, но не жарить. Другие поставщики белка – любая доступная рыба, любые молочные продукты, которых мы едим, к сожалению, очень мало. Поэтому дефицит кальция наблюдается почти у половины населения
– А какой хлеб лучше использовать?
– Я предпочитаю черный. В нем примерно столько же калорий, что и в белом. Однако в черном хлебе и в хлебе из муки грубого помола много пищевых волокон. Они не перевариваются, но зато очень нужны для нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, желчного пузыря способствуют поддержанию полезной микрофлоры кишечника.
– В последнее время много говорят о генетически модифицированных продуктах – так называемых ГМП…
– Качественные ГМП необходимы, чтобы слегка «осовременить» природу, чтобы она шла на одном уровне с нашей эволюцией. И тем самым заставить живые организмы, которые служат продовольственным сырьем, синтезировать то, что нам нужнее по химическому составу. Я, например, зайдя в магазин, не буду смотреть, имеется ли генно-модифицированный организм (ГМО) в составе выбранного мной продукта или нет. Раз он допущен в продажу, разрешен государством, то можно не волноваться. У нас в России самая строгая в мире система защиты и контроля за использованием генно-модифицированных источников пищи.
– Сейчас многие в нашей стране озабочены антироссийскими санкциями, которые вводят Евросоюз и США. Люди, привыкшие использовать, скажем, финское или новозеландское масло, французский или немецкий сыр, испанские цитрусовые, опасаются, что полноценной замены им не найдут. Как развеять эти опасения, что посоветовать им?
– Никакого особого беспокойства вводимые санкции у нашего рядового потребителя не должны вызывать. Качество отечественной пищевой продукции никогда не уступало зарубежным образцам, напротив, чаще всего превосходило их. Это касается и колбас, и сливочного масла, и сыров. Многие до сих пор вспоминают незабываемый вкус таких выпускавшихся в СССР сыров, как «голландский», «швейцарский», «советский», продаются они и сейчас, надо лишь увеличить их производство и вернуться к забытым почему-то подлинным рецептам их изготовления. А что, неужели лучше покупать за границей замороженное мясо или кур, уже потерявших при длительной транспортировке и хранении значительную часть полезных веществ, чем использовать нашу аналогичную продукцию – свежую и, безусловно, более качественную? История с так называемыми «ножками Буша», завалившими прилавки наших магазинов в 90-х годах, должна была нас кое-чему научить. Россия всегда славилась своей картошкой – липецкой, рязанской, тамбовской – так что же, мы не обойдемся без польской, которую стали почему-то покупать? И яблоки польские нам не нужны, у нас есть свои замечательные сорта. Подтверждением тому являются безусловные достижения ученых наукограда Мичуринска, где создано широкое разнообразие плодовых, косточковых, ягодных и иных культур.
– Говоря о бытующем еще увлечении заморской продукцией, хочется вспомнить «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова, которые еще в 30-х годах писали, что «американцы едят ослепительно белый, но совершенно безвкусный хлеб, мороженое мясо, соленое масло, консервы и недозревшие помидоры». И еще одна цитата из этой же книги: «Они не едят, а заправляются едой, как мотор бензином». У нас, мне кажется, совсем другое по традиции отношение к питанию.
– Поэтому надо ориентироваться на свою продукцию, всячески поддерживать отечественного производителя и прежде всего фермерские хозяйства, которые и вырастят заботливо все, что нужно, – хлеб, овощи, фрукты, – и соберут вовремя урожай, и сохранят его, и донесут в должном виде до потребителя. Словом, сумеют накормить страну, но им нужно, конечно, помочь. Мы сами в этом заинтересованы, каждый из нас.
– В заключение вернемся еще раз к формуле здоровья…
– Я хочу подчеркнуть, что самый мощный, самый эффективный рычаг сохранения здоровья – это правильное питание. И культуре питания необходимо учиться. Учиться и самостоятельно с помощью специальной литературы, учиться в центрах здоровья, а их в стране уже 700, в центрах здорового питания. Каждый должен понимать, что путь к здоровью лежит не через количество принимаемой пищи, а через ее качество, через правильно выбранный с помощью диетолога рацион питания. Приятного аппетита, дорогие читатели!
– Спасибо за интересную беседу и полезные советы, Виктор Александрович. Успехов и крепкого здоровья Вам и всей Вашей «медицинской» семье!
Валерий Асриян
Оставьте свои комментарии