Даниел Варужан Эчинян: Свобода и независимость – вот составляющие нашей нации
В Национальной галерее Армении открылась персональная выставка работ нашего соотечественника – художника из Нью-Йорка Даниела Варужана Эчиняна. Выставка эта была организована в рамках готовящегося V форума «Армения – диаспора» и посвящена сразу двум датам: 23-й годовщине независимости Армении и 100-летию геноцида армян.
Даниел Эчинян не был на родине почти 35 лет. В 1980 году он уехал в Нью-Йорк и остался в стране «деловых и целеустремленных людей». Будучи выпускником Ереванского художественно-театрального института, он пытается усовершенствовать свое творчество и утвердиться как художник. Прямо перед открытием своей выставки он, вспоминая свой творческий путь, признался: «Трудности, конечно же, были, но это было не наказание за прошлое, а испытание ради будущего, которое я связывал всегда с Арменией».
– Весной этого года Вы представили свою скульптуру-хачкар «Руки матери», посвященную памяти жертв геноцида армян. Причем установлена эта работа не где-нибудь, а напротив мэрии города Лоуэлл штата Массачусетс. Как Вам удалось убедить мэрию города?
– Более чем в сорока странах мира насчитывается до 230 памятников, увековечивающих эту скорбную для армян дату. Большинство этих памятников расположены на территориях армянских церквей или разных организаций диаспоры. Меня, с одной стороны, радовала мысль о том, что хачкар этот установлен перед правительственным зданием, но с другой стороны, меня смущал тот факт, что справа от мэрии находится флагшток с многочисленными национальными флагами... На памятнике было выгравировано: «В память жертв геноцида армян 1915-1923 гг.». А в центральной его части на английском и армянском языках написано: «Помним». Когда представлялся мой проект, все представители комиссии молча внимали каждому моему слову. Я рассказал о том, как моя мать, пережившая все ужасы кровавого геноцида, еле спаслась от преследований турок. На хачкаре, созданном из сочетания бронзы и гранита, изображены женские руки, занятые вязанием. Это символический образ рук моей матери. Из-под ее рук петля за петлей сплетается узор истории армянской. «Несмотря на боль и ужас геноцида, армянский народ, как и этот узор, восстанавливает свои надежды и чаяния, поскольку мы живы и продолжаем свое процветание», – заключил я выступление... Комитет по памятнику рассчитывал узнать решение мэрии через месяц-два, но, к нашему удивлению, совет старейшин одобрил проект и памятник был принят единогласно.
– Вы, кроме всего, автор более 100 икон и фресок, которыми украшены семь армянских церквей... А еще Вы учредитель организации «Искусство мира» (Peace of Art). В чем заключается деятельность этой организации?
– Наша организация ежегодно спонсирует установку в разных странах мира огромных рекламных щитов, где на красном фоне оранжевыми буквами выведено: «Признать преступление века – геноцид армян». Слово «геноцид» изображено в виде цифры 100 и наручников. Цифра 100 – это напоминание о дате столетия геноцида армян, а наручники символизируют отрицание самого этого факта истории... Наша цель – продемонстрировать важность международного признания геноцида армян для предотвращения грядущих преступлений в мире. Так, в будущем году мы поставим еще 100 щитов в разных уголках мира.
– В ряду многочисленных работ, представленных в экспозиции галереи, два триптиха: «Преступление века» и «От геноцида до независимости». Работы эти почти энциклопедически передают известные страницы нашей истории. Но нет в них ощущения трагизма и угнетающей беспросветности...
– Мои картины обращены в первую очередь к зрителю. Да, они осуждают любого рода преступления и войны, безжалостность и непримиримость человечества, но в то же время они призывают к справедливости и свободе. Свобода и независимость – вот составляющие нашей нации. Потому что независимость – это не то, что мы заслужили. Это то, что у нас нельзя отнять. А самая сильная вещь в мире – это человек и его вера. Может, именно поэтому я живу по принципу «верить – самоутверждаться – мечтать».
– Известно, что министр диаспоры Грануш Акопян обсуждала с Вами программу? жилищного строительства «Новый Алеппо» для сирийских армян, оказавшихся в Армении. Насколько Вам близка эта тема?
– Я сам родом из Сирии. Мои родители в 1921 году, по османскому плану депортации, пересекали именно сирийскую пустыню Дер Зор. До сих пор в песках этой пустыни можно найти останки погибших армян.
Да, с министром диаспоры мы обсудили вопросы, связанные и с использованием потенциала деятелей искусства диаспоры, и с осуществлением этой программы, которая даст возможность выделить новую территорию для сирийцев внутри Армении. Однако у меня есть и другой проект. Я всегда мечтал о создании в Араратской долине Ноявана (Нового города). Это был бы так называемый «город мастеров», где жили бы в основном созидающие люди. Ленивым там нет места. И как символ города возвышалась бы за ним гора Арарат.
– Иногда приходится признать, что мы не просто поддаемся ритуалам, но и с удовольствием создаем символы, в которые беспрекословно верим... Зачем нам новый город, когда так много еще предстоит сделать в старом?
– Знаете, даже из единственного символа может родиться искусство, любовь. Символ – это, прежде всего, воплощение этой веры. Всем известно, что один из символов Армении – Арарат. Мы с удовольствием печатаем картинки с его изображением на армянских коньяках, шоколадках и пр. А ведь одним из условий признания геноцида может стать возвращение нашей горы. Турция хорошо знает, что значит для нас эта священная гора, и, может, именно поэтому не делает попыток сделать ее полностью своей. Она знает, что придет время, когда она будет вынуждена вернуть Арарат нам. Ведь не случайно до сих пор не заселена и не обработана близлежащая территория вокруг горы. Она как бы стоит особняком. Кстати, и я вижу в этом тоже свой смысл – со стороны Турции Арарат не столь красив и величествен. Это просто обычная гора.
– Если бы Вам была предоставлена возможность именно сейчас претворить в жизнь какую-нибудь идею во имя признания геноцида, что бы Вы конкретно сделали?
– Создал бы независимый телеканал, на котором 24 часа подряд по всему миру шли бы передачи на тему геноцида; приглашали бы известных деятелей культуры, политиков, дипломатов. И поднимали бы самые острые и злободневные вопросы с привязкой к этой теме. Так, чтобы мир содрогнулся, чтобы осознал этот факт истории и почувствовал необходимость его признания.
Беседу вела Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии