Борис Грачевский: Лишь мужественные осваивают жизнь со всеми ее ликами
Для многих было неожиданностью, что создатель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский вдруг обратился к взрослому кино, создав «пронзительную мелодраму» под названием «Между нот, или Тантрическая симфония». Презентация фильма, организованная Фондом Ролана Быкова в Армении при содействии Министерства культуры Армении, прошла в ереванском кинотеатре «Москва».
Приветливый и живой в общении, Грачевский умеет неожиданно легко расположить к себе, оставаясь при этом искренним и откровенным:
– Я доверил свой фильм вам, потому что ценю придирчивого, вдумчивого и тонкого зрителя, мнение которого для меня весьма ценно. 16 лет назад я впервые привез в Армению «Ералаш», который сразу же обрел здесь успех. Именно тогда я и познакомился с Аркадием Григоряном, который до сих пор снимает фильмы «Ералаша» и без которого я просто не мыслю свою работу.
– Не успели Вы сойти с трапа самолета, как следующим Вашим шагом стало посещение Цицернакаберда – мемориала жертвам геноцида армян 1915 года...
– Я всегда очень любил читать, и тогда, когда не принято было говорить о трагической истории Армении, я знал достаточно много. Я проникся ее историей, приняв боль армян, как свою. Я люблю эту страну, люблю ее народ – крепкий духом, необычный и талантливый.
Да, я люблю приезжать сюда со своими фильмами. И, будучи незамеченным, следить за реакцией людей. Армяне – народ эмоциональный и открытый. Настоящая эмоция не может быть сокрыта. Кстати, именно здесь состоялся показ моего первого полнометражного фильма «Крыша». Тогда я получил ту самую эмоцию, которую ожидал.
– Фактически «Между нот» – это Ваша вторая полнометражная картина. В нее вложено много личного, если не сказать интимного...
– Что касается моего последнего фильма, то созревал он во мне подспудно, глубоко укореняясь в закономерностях и реалиях сегодняшней жизни. Был, конечно же, ассоциативный ряд – волнующий, тревожащий. Задумка была давняя, а сделал его (помимо всего, я был главным автором сценария) всего за месяц, работая с утра до вечера, без выходных.
Однако в «Между нот» рассказана не просто история о безумной любви, которая вдруг свалилась на композитора с мировым именем, но и высказаны мои суждения о жизни, о любви – настоящей любви. Это фильм про то, что общество не любит и осуждает разновозрастные браки (ему около 52 лет, а ей – 23 года). Но как можно осуждать влюбленных, если им хорошо вместе…
Мы привыкли к мысли, что общество всегда четко знает, как следует поступать в том или ином случае. На самом же деле следует проживать свою жизнь, так, как вы находите нужным. И общества это не касается!
– Нынче американское мышление на телевидении и в кино пробует оттеснить русскую ментальность. Да и не только русскую. Тем не менее, молодой зритель с неменьшим удовольствием продолжает смотреть советские мультики. Такого же внимания заслуживает и «Ералаш», которому исполнилось ни много ни мало 40 лет.
– Может, потому, что «Ералаш» живо реагирует на события и настроения в мире – отсюда и некоторая жесткость в юморе. «Ералаш» действительно не стареет – мы по-прежнему общаемся с детьми на современном, доступном им языке.
Сегодня по всей стране, в десяти городах, работают студии «Ералаша». Мы курируем этот проект, где детям преподают актерское мастерство. Сами же дети не только снимаются в эпизодах, но и с удовольствием придумывают сюжеты.
Мне очень понравилась работа и вашего армянского «Ералаша», названного сценаристом Арменом Ватьяном «Гжук» («Чокнутый»). Кстати, и на этот раз я привез не только свой второй фильм, но и новые серии «Ералаша», которые покажут не только у вас в столице, но и в отдаленных регионах Армении. И это радует.
– В фильме «Между нот» звучит Ваше стихотворение, очень лирическое. Все это поначалу не очень-то вяжется с Вашим образом. Очевидно, прав был тот, кто сказал, что в людях надо уметь видеть три вещи: печаль, скрывающуюся за улыбкой, любовь, скрывающуюся за гневом, и – причину молчания.
– Собственно, так оно и есть: люди продолжают жить, и лишь мужественные осваивают жизнь со всеми ее ликами. И тут уже неважно, с улыбкой на лице или без оной...
Я люблю одиночество. Люблю писать грустные рассказы, но это отнюдь не мешает мне знать и рассказывать с удовольствием все существующие в мире анекдоты. Я люблю радовать людей, люблю радоваться сам. И верю: только самые близкие тебе люди сумеют увидеть боль в твоих глазах, в то время как остальные будут верить в улыбку на твоем лице.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии