№16-17 (268-269) сентябрь 2015 г.

Кого бережет армянский полицейский?

Просмотров: 3440

Фраза «моя милиция меня бережет» за годы советской власти, когда блюстители правопорядка со своей задачей не справлялись, приобрела иронический смысл. Практически сразу же после обретения Арменией независимости милиционеры были переименованы в полицейских, а недавно они отказались и от формы советских времен и получили новое обмундирование. Впрочем, все эти перемены отношения общества к структуре, призванной защищать его спокойствие, не изменили.

Более того, начиная с 2000-х годов в стоящие перед полицией задачи неофициально были внесены существенные коррективы. Главной задачей полиции стала не защита законопослушных граждан от несознательной части общества, а охрана власти от законопослушных граждан.

Полицейские грудью защищали власть от всех народных волнений и недовольства, которыми сопровождались выборы начиная с 1996 года. А 1 марта 2008-го народные волнения привели к гибели двух полицейских, еще около сотни правоохранителей получили ранения. Именно полиция стала «слабым звеном» в противостоянии власть – общество, именно полицейским раз за разом приходилось вставать живым щитом между властью и обществом. И год от года ситуация ухудшается.

Особенно наглядно отношение к полиции проявилось в конце июня на проспекте Баграмяна – в ходе акций протеста армянской молодежи против очередного удорожания энерготарифов. В течение этих двух недель митингующие «кормили» стоящих в 40-градусную жару под открытым небом полицейских как проклятиями и призывами «одуматься и не идти против собственного народа», так и пирожками, пиццей, булочками, угощали холодной водой. Иными словами, так раздражающие народ полицейские одновременно вызывали у людей понимание и даже сочувствие. Тут следует отметить, что в основном контингент патрульной полиции, которая выставляется против участников любой акции протеста, состоит из простых необразованных деревенских парней, поступающих на службу в полицию, чтобы прокормить семью.

За такой труд эти крепкие ребята, в отличие от своих начальников, нередко получают ежемесячно не более сотни тысяч драмов. Но и работа за такие небольшие деньги для них предпочтительнее ежедневного труда на полях, поскольку в конце месяца они гарантированно получают свою зарплату. Чего не скажешь о других сельчанах, зависящих от капризов погоды, либерального рынка и банкиров-кредиторов. Иными словами, поступать на службу в полицию деревенских ребят вынуждает тяжелая социально-экономическая ситуация на селе, виновником которой является та самая власть, которую они защищают.

Перейдем к статистике. По последним данным ООН, среднестатистический мировой показатель количества полицейских на 100000 населения составляет 300 человек. В Армении на 100 тысяч граждан приходится 1000 полицейских, или по одному полицейскому на сто граждан. Таким образом, число полицейских в Армении в три раза превышает среднестатистический мировой показатель. Поэтому неудивительно, что на акцию протеста численностью в 50 человек выставляется в два раза больше полицейских.

Как правило, число блюстителей правопорядка бывает высоким в небольших и авторитарных государствах. Но даже в таких странах, как Самоа, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Гренада, Науру, число полицейских не превышает 800-900 на 100 тысяч граждан. Приведем еще цифры. На 100 тысяч американцев приходится всего 256 полицейских, немцев – 298, бельгийцев – 373, британцев – 307, японцев – 197 и даже россиян – 285. Налицо огромная разница в цифрах, нуждающаяся в объяснении.

Впрочем, чрезмерное число полицейских в самой Армении удивления не вызывает, учитывая, что за последние 6 лет произошел почти двукратный рост средств, выделяемых из госбюджета, то есть из карманов налогоплательщиков, на «обеспечение безопасности и общественного правопорядка». Если в 2010 году эта сумма не превышала 34,7 млрд драмов, то в 2015-м на нужды полиции заложено уже 61,7 млрд драмов. И финансирование полиции последовательно увеличивалось во все предыдущие годы параллельно с увеличением числа полицейских.

Отдельным вопросом является результативность подобного роста затрат. Согласно официальным статистическим данным, лишь за последние 10 лет число ежегодно совершаемых в Армении преступлений выросло в два раза – с 9 до 18 тысяч. И это в условиях, когда из трехмиллионного населения республики на родине де-факто проживает не более двух миллионов. Иными словами, складывается парадоксальная ситуация, когда двукратное увеличение финансирования полиции привело к двукратному же росту преступности на фоне более чем 30-процентного снижения населения.

Открытый вопрос – чем заняты тысячи полицейских в относительно спокойные периоды, когда столицу и регионы не сотрясают акции протеста против очередного подорожания, очередной попытки «в рамках закона» залезть в карманы граждан? В жару, дождь и снег они прогуливаются по главным улицам Еревана, нередко группами по 5-8 человек, наблюдая за «обеспечением безопасности и общественного правопорядка». Иными словами, горожане видят, что руководству полиции в период относительного политического затишья просто нечем занять непомерно раздутую армию своих подчиненных.

И все же следует отдать рядовому составу полиции должное. Полицейские, как правило, вежливы, предупредительны, стараются в рамках своих полномочий оказать содействие и помощь любому в ней нуждающемуся. Нередко среди них попадаются прекрасные люди, наделенные лучшими качествами. Это касается сотрудников как патрульной службы, так и дорожной полиции, с которой приходится иметь дело практически всем. Но попадаются и их антиподы, получающие удовольствие от избиения митингующих дубинками, а также надевающие полицейскую форму с целью наживы.

И все же главной функцией отечественной полиции является не защита и обеспечение безопасности всех граждан, а защита узкой группы во власти. Последние события только укрепляют в этом мнении. В результате возник порочный круг: полицейские охраняют власть от общественного негодования, за что власть продолжает увеличивать их количество.

С сожалением приходится признать, что выхода из этого порочного круга пока что не видно и реформирование полиции, проводимое ее начальником Владимиром Гаспаряном при поддержке ереванского офиса ОБСЕ, не способно разрешить главной проблемы, заключающейся в смещении акцентов деятельности со службы обществу на службу власти.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Уверен,не все полицейские Армении плохие и тем более,не все могут быть положительными.Но полиция в целом поднялась.Стараются быть культурными и это уже хорошо.А служить обязаны народу,а не власти,тем более не олигархам.
  2. Всё зависит от президента.Как прикажет,так и будет.Другое не работает.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты