№1 (276) январь 2016 г.

Самвел Кочарянц – один из великих людей XX века

Просмотров: 12390

В Москве в «Суриков-Холле» состоялась презентация книги Эммануила Долбакяна «Самый засекреченный «К». Эта книга о жизни и деятельности выдающегося ученого, главного конструктора ядерных боеприпасов, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата пяти государственных премий СССР, кавалера шести орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции Самвела Григорьевича Кочарянца.

Издание осуществлено при финансовой поддержке земляка Кочарянца Сурена Наджаряна.

Удивительно, но факт – о моем великом соотечественнике Самвеле Кочарянце я узнал лишь в год его 100-летия.

Мы, армяне, универсальные доноры Истории, на протяжении столетий своей кровью и трудом оплодотворяли те страны и народы, среди которых нам приходилось жить и творить. И мы неизменно проявляли и проявляем интерес к знаменитым армянам разных стран и континентов.

И при всем этом имя Кочарянца остается малоизвестным широким кругам общественности.

Не прибавил Кочарянцу популярности и юбилейный год. Столетие его отмечалось в закрытом городе Сарове, до недавнего времени известном как Арзамас-16, а также в Ереване на заседании президиума Национальной академии наук. И только благодаря тому, что членами Армянского культурно-просветительского общества «Арарат» стали племянница Самвела Кочарянца Козетта Кочарян с супругом, мы узнали об этом великом человеке и сделали большой вечер, на который, к нашему удивлению и радости, из Сарова приехала делегация Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) во главе с учеником и преемником Самвела Кочарянца Юрием Файковым.

Самвел Кочарянц – без всякого преувеличения один из великих людей XX века. Из тех, которые своим гением, своим творчеством сделали Советский Союз великой ядерной державой.

Добившись надежного ядерного паритета с США, они обеспечили мир на планете, быстро ликвидировав угрожающую, без преувеличения, ядерную монополию США.

Обычно мы, простые смертные, под атомной или термоядерной бомбой подразумеваем ядерный заряд – то, что, собственно говоря, взрывается. На самом деле ядерные боеприпасы – это очень сложные изделия, где кроме самого заряда есть и другие составляющие: баллистический корпус и сложнейшая «начинка» – управляющая зарядом автоматика.

Таким образом, от принципа взрыва до реальных ядерных боеприпасов (бомб, снарядов, мин, торпед, головок боевых ракет и т.д.) – огромная конструкторская, инженерно-техническая дистанция. И именно из конструкторского бюро Кочарянца выходили готовые для Вооруженных сил СССР боеприпасы (ЯБП), которые были основой ядерного щита СССР и ныне России.

Его выдающиеся заслуги были достойно оценены родиной. Он был дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, трех Сталинских премий, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, кавалером шести орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции, почетным гражданином городов Саров и Нор-Баязет (Республика Армения), доктором технических наук, профессором.

* * *

Недавно в Москве увидела свет книга, подготовленная Армянским культурно-просветительским обществом «Арарат» при спонсорской поддержке земляка Главного конструктора – московского предпринимателя, доктора технических наук, почетного строителя РФ Сурена Наджаряна, который в 1987 г. присутствовал на открытии бюста дважды Героя Социалистического Труда Самвела Кочарянца в качестве сотрудника городского совета Нор-Баязета.

Книга называется так: «Самый засекреченный «К» Самвел Кочарянц».

Первая половина сборника – статьи и воспоминания о нем, вторая – монографический труд сотрудницы РФЯЦ-ВНИИЭФ О.?Смирновой, оригинально названный «ЯБП с армянским акцентом».

«Интеллектуальная платформа советского ядерного щита – 3 «К»:
Курчатов, Келдыш, Королев. Но самая секретная и потому самая значительная «К» – Кочарянц, скрыта от любопытства обывателей, остается в тайне, тогда как его творения способны решать судьбы мира».

Самвел Григорьевич Кочарянц – потомок баязетских армян. После очередной русско-турецкой войны 1828–1829?гг. согласно мирному договору Россия вернула туркам Баязет. И тогда армянское население Баязета из исторической Западной Армении переселилось в Восточную Армению. Они поселились на месте старинного населенного пункта ? Гавар. В 1850 г. при формировании Эриванской губернии село Гавар приобрело статус уездного города под названием Нор-Баязет.

Самвел Кочарянц родился в 1909 г. в большой многодетной семье без особого достатка. Окончив школу, они с младшим братом Сосом решили поступить на физико-математический факультет Ереванского государственного университета. Но в стране идет беспощадная война с кулачеством. Кто-то настучал на братьев, приклеив им «кулацкое происхождение». Реальная опасность попасть под «карающий меч революции» заставляет братьев уехать в Москву на учебу. Через год младший брат Сос, тоже очень одаренный, вынужден был по семейным обстоятельствам вернуться в Армению. Самвел же, окончив Московский энергетический институт, успешно защищает кандидатскую диссертацию, все это время уже работая преподавателем вуза.

Трудный для Советской страны послевоенный 1947 год. Самвел Кочарянц, казалось, достиг достаточно серьезных успехов в жизни. Во-первых, еще молодым рабфаковцем, в 1932 г., он женился на Любови Васильевне Васильевой, которая работала чертежницей, а вскоре – инженером-конструктором во Всесоюзном электротехническом институте им. В.И. Ленина (ВЭИ). В семье Кочарянцев родились сыновья: Вадим, Геннадий, Григорий.

Жизнь молодого ученого, заведующего кафедрой в престижном вузе тоже складывалась хорошо. Он пользуется заслуженным авторитетом. По результатам его исследовательских работ публикуются две книги: в 1947 г. выходит учебник по курсу «Магнитные измерения», а в 1948 г. – исследование «О некоторых вопросах ферродинамических приборов».

Кроме плодотворной научной и педагогической работы, Самвел Кочарянц активно участвует в общественной жизни. В 1931 г. он вступает в ряды ВЛКСМ и сразу же проявляет себя активным комсомольцем: сначала он член бюро ячейки, а после поступления в институт – секретарь комсомольской организации факультета. В последующие годы он активно занимается профсоюзной работой, в 1942 г. вступает в ряды ВКП(б), работает некоторое время секретарем электрофизического факультета, в 1947 г. – заместителем секретаря парткома МЭИ.

Короче, проторены дороги его научно-педагогической и общественной деятельности. Путь к дальнейшим достижениям вполне прогнозируем.

Помните, как у Чехова: «Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!». В сентябре 1947 г. наступает крутой поворот в судьбе Самвела Кочарянца.

В стране в обстановке строжайшей секретности начаты работы по ядерной программе. В числе мобилизованных Сталиным неожиданно для себя оказывается и Кочарянц.

В затерянном в глухом лесу маленьком поселке Саров закладывается ядерный центр России – объект КБ-11. Завеса фантастической секретности окутывает ядерный центр. Поселок исчезает с карт, исключается из всех учетных материалов. В документах в разные годы именуется по-разному, даже Кремлев. Более известен как Арзамас-16.

В этом наукограде практически полвека живет и работает С.Г. Кочарянц. Становится одним из самых засекреченных людей Советского Союза.

Начинает он с должности начальника сектора автоматики с 17 сотрудниками. В 1959 г. после кардинальной реорганизации КБ-11 делится на два крупных конструкторских бюро: КБ-1 под руководством Главного конструктора ядерных зарядов Е.А. Негина (1959–1991 гг.) и КБ-2 под руководством Главного конструктора ядерных боеприпасов С.Г. Кочарянца (1959–1990 гг.).

Уже через неполных два года после начала работы в секретном городке он получает свою первую Сталинскую премию и орден Ленина. Вот что пишут ученики Кочарянца: «С именем С.Г. Кочарянца связано создание ядерного боевого оснащения практически для всех комплексов оружия различных видов и родов Советской армии, а по сути – создание реального ядерного оружия (ЯО). Под руководством и при непосредственном участии С.Г. Кочарянца было поставлено на боевое дежурство несколько поколений ядерных боеприпасов (ЯБП), которые поэтапно совершенствовались по мере развития носителей, их систем управления, в том числе в интересах преодоления систем ПРО вероятного противника и защиты собственной территории от ракетно-ядерного нападения. И в настоящее время комплексы ЯО, оснащенные ЯБП разработки С.Г. Кочарянца, находятся на вооружении Российской армии и несут реальное боевое дежурство, обеспечивая безопасность нашей Родины» (Ю.И. Файков, А.В. Веселовский, из упомянутого сборника).

Приведу еще одну цитату из статьи Ю.И. Файкова и А.В. Веселовского: «С.Г. Кочарянц завоевал большое уважение в профессиональных кругах. С именем «Главного» считались и в высших эшелонах власти, и «в верхах» Минобороны и министерств оборонных отраслей промышленности. Н.С. Хрущеву он показывал на полигоне образцы ядерных боеприпасов, секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов посылал ему личные послания. При разговоре по телефону достаточно было произнести «мы от Кочарянца», чтобы тебя приняли и оказали должное внимание».

Во всех воспоминаниях говорится, что он был энергичным, горячим, вспыхивал быстро, но и легко отходил. Говорят, когда сильно волновался, у него усиливался армянский акцент. Говорят и пишут, что он уважал, ценил и оберегал своих сотрудников. Некоторые сотрудницы вспоминают, как он их называл «дочками».

Его ученик и преемник – Главный конструктор Ю.И. Файков на вечере Армянского культурно-просветительского общества «Арарат», посвященном 100-летию С.Г. Кочарянца, рассказывал, конечно, с улыбкой, как Самвел Григорьевич шесть раз грозился уволить его с работы.

Об уважении и благоговении, вызываемых его личностью, свидетельствует высказывание его ученика, заслуженного деятеля науки РФ А. Астайкина: «Никто не сомневался, что титул «Главный конструктор» надо не только писать, но и произносить с заглавной буквы».

И еще одно высказывание – заслуженного конструктора РФ М.?Каминского: «Как бывают гениальные пианисты, гениальные скрипачи, так бывают и гениальные научные руководители. Но их немного. Таких людей очень немного!».

С 1930 года, когда он приехал в Москву учиться, и до кончины в 1993 году целых 63 года жил вдали от Армении. Особенно после перехода на работу в засекреченный Арзамас-16. Он полвека был лишен питающих его армянство крепких и регулярных связей с Арменией. О тоске по Армении свидетельствует красочное цветное изображение армянского алфавита на стене его кабинета…

Его нечастые поездки на родину напоминали кратковременный военный десант: прилетел, побыл немножко и тут же улетел, всегда в окружении значительных сил охраны. Так было и в 1987 году, когда по Положению о дважды Героях Социалистического Труда в г. Камо (ныне ? Гавар) был торжественно установлен его бюст.

По свидетельству одного из родственников, за 2 года до смерти своего брата Соса Кочарянц кратковременно находился в Армении. И вот во время прогулки на берегу Севана они случайно сталкиваются с человеком, который на них доносил как на врагов народа, как о кулацких детях. Самвел Григорьевич показывает ему правительственные награды, украшающие грудь и говорит: «Спасибо, благодаря тебе я стал тем, кто я сейчас есть».

Глаза его мне кажутся типичными грустными армянскими. Он выглядит кротким, хотя его ученики пишут и говорят о его южном темпераменте, жесткости, требовательности наряду с добротой, о его целеустремленности и других выдающихся чертах характера.

Овдовевший в 1983 г. Самвел Григорьевич Кочарянц впоследствии женился во второй раз. С Верой Николаевной, врачом по профессии, он прожил несколько последних лет своей жизни…

Самвел Григорьевич ушел из жизни 4 августа 1993 г. в возрасте 85 лет. Похоронен в Сарове, где прошла большая часть его жизни.

«Самый засекреченный человек» один-единственный раз дал интервью, в 1992 г. – известному писателю и журналисту Владимиру Губареву. Тот впоследствии написал в двух СМИ два некролога о Кочарянце. Вот что он писал: «Не стало одного из самых «сверхсекретных» людей XX века – Самвела Григорьевича Кочарянца. Эту фамилию слышали физики и ракетчики, высшие руководители государства и сотрудники ЦРУ, но мало кто знал, где он живет, о чем думает, где бывает. В его паспорте значилось, что он житель Москвы, но адрес дома был фиктивный, ни улицы, ни дома реально не существовало. Правда, в паспорте стояла специальная отметка, и в каждом отделении милиции хозяину паспорта надлежало оказывать полное содействие и высочайшее уважение».

И еще: «Титаны покидают нас неожиданно и, к сожалению, неприметно. Казалось бы, вся Россия и вся Армения должны скорбеть, что не стало с нами Самвела Григорьевича Кочарянца, выдающегося конструктора XX века, однако лишь немногие знают, что «самый секретный» в минувшие полвека человек ушел из жизни на 85-м году. У меня нет сомнений, что пройдет совсем немного времени – и его биографию будут изучать наши дети и внуки, его именем назовут улицы и школы, им будут гордиться студенты Московского энергетического института, который когда-то знал профессора Кочарянца, заведующего кафедрой».

К сожалению, этот оптимистичный прогноз не оправдался.

Он похоронен в Сарове. Над могилой – замечательный памятник. Над дверью его отдела – КБ-2 – его бронзовый барельеф.

В Гаваре в 1987 г. поставили бюст Кочарянца как дважды Героя Социалистического Труда. Насколько я знаю, его имя носят местный музей и школа. И всё.

И в России, и в Армении можно многое сделать для популяризации его великих заслуг: учредить студенческие и аспирантские стипендии, назвать его именем улицы, школы, научные учреждения и многое другое.

Родине следует воздать должное своему великому сыну, предав часть его праха армянской земле.

В Пантеоне.

Эммануил Долбакян,
председатель совета Армянского культурно-просветительского общества «Арарат»,
составитель и редактор книги о С.Г. Кочарянце

Редакционная коллегия и коллектив газеты «Ноев Ковчег» скорбят по поводу кончины Эммануила Егиаевича Долбакяна, истинного патриота и гражданина, основателя и руководителя общества «Арарат», многолетнего автора нашей газеты, и выражают глубокие соболезнования его родным и близким.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 86 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Да,к сожалению,мало кто знал о Самвеле Григорьевиче и это понятно.Но совершенно непонятно видеть фильм о ядерном щите СССР,о ядерном оружии,где упоминаются имена великих Королева,Сахарова,келдыша,Капицы и ни слова нет о Кочарянце.Фильм показывали на нескольких российских каналах.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты