Колумбийский «Город чудес»
Современная столица колумбийского департамента Киндио считается одним из самых молодых городов на территории древней империи инков. Когда-то в поисках Эдема пришлые европейцы основали в Южной Америке небольшое поселение Вилла Ольги, названное в честь действующего тогда президента Карлоса Ольгин Мальярино. Спустя три десятка лет, в 1880 году, сюда прибыли первые иммигранты из турецкой Антакьи.
Как гласит предание, умеренный теплый климат и живописная природа настолько понравились главе армянского семейства, что на выкупленных землях он сразу же широко развернул сельскохозяйственную деятельность. Глядя на процветающее имение соседа-армянина, местные жители стали называть его между собой «Армения», при этом совершенно не проявляя интереса к географии топонимического оригинала.
В 1894 – 1896 годах, когда после Хамидийской резни армян в Османской Турции в «Армению» начнут прибывать первые беженцы, жители Латинской Америки уже по-другому воспримут боль народа далекой для них страны. По некоторым данным, именно в этот период Академия истории Колумбии выпустила марку с изображением небольшого населенного пункта Армения и надписью: «Памяти основателей из древней цивилизации». И хотя, согласно данным Британской энциклопедии, колумбийская Армения была основана неким крупным землевладельцем Марио Окампо, тем не менее, версия армянского следа остается главной в истории города. В частности, в своих исследованиях профессор университета Боготы Хуан Рамона Педро Ди Альвареса пишет: «В те времена неприязнь к чужестранцам была столь велика, что многие мигранты меняли свои имена и фамилии, дабы не пострадать. Я работал со многими архивами и могу с уверенностью сказать, что Марио Окампо был выходцем из Антакьи, ведь название его первой фабрики и название первой центральной улицы были «Антакья». Примечательно, что в дальнейшем (и до сих пор) основанные им кофейные производства наряду с названием «Antioqua» начали именоваться «Armenia», что подтверждает армянское происхождение удачливого предпринимателя».
В том, что удача действительно сопутствовала ему, сомневаться не приходится, поскольку за девять лет небольшая деревенька стала постепенно превращаться в крупный по тому времени агропромышленный центр. Вскоре за счет привлечения трудовых ресурсов его население перевалило за сто человек. А это уже позволяло Армении получить статус города, что и было юридически закреплено тамошним правительством 14 октября 1889 года.
После геноцида 1915 года в город вновь стали прибывать армянские беженцы, однако статистические сведения тех лет весьма скудны. Впрочем, как и сегодня, поскольку перепись населения в стране ведется не по этническому, а по расовому признаку, основанному на процентном соотношении индейцев, негров, метисов, мулатов, самбо, креолов, белых. И все-таки…
В одном из интервью известный колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес пошутил, что внешне похож на армянина: «Об этом мне не раз говорили мои русские друзья. Что ж, возможно, во мне действительно течет армянская кровь. Ведь Колумбия – страна переселенцев. Немало здесь и армян. У нас даже есть город Армения». Хотя количественное «немало» сегодня определяется по стране цифрой всего в 500 армян, из которых (что весьма показательно) примерно половина проживает в городе Армения. На местном наречии их уважительно называют «антьокеньос» за предприимчивость, энергичность, деловую хватку и вместе с тем – за консерватизм в национальных традициях и канон в христианской религии. Хотя ни армянской церкви, ни воскресной приходской школы здесь нет. Впрочем, не считая Музея исчезнувшей индейской культуры Кимбайа, здесь нет и других известных памятников и символов, что, по мнению историков, связано с «юношеским» возрастом провинциальной столицы.
Однако, несмотря на молодость, Армения уже давно превратилась в центр одного из самых экономически благополучных регионов страны, и в силу местных традиций ей было присвоено второе название «Город чудес» за невероятно стремительное развитие в секторе агропромышленной и туристической индустрии. А еще Армению называют «Кофейной столицей всех континентов», поскольку именно в окрестностях округа Армения–Малисалес-Перейра выращивают лучшие сорта кофе. Знаменитый «кофейный треугольник» даже планируется внести в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
По воспоминаниям старожилов, мировой кофейный бум случился благодаря тем самым плантациям, которые чуть больше века назад начал высаживать первый армянский переселенец. Несмотря на то, что впервые необычная культура была завезена на север Колумбии монахами-иезуитами еще в 1732 году, к сожалению, она так и не была по достоинству оценена местными жителями. Как гласит легенда, после такого провала священники решили каждому кающемуся прихожанину для искупления грехов назначать наказание в виде посадки одного ненужного кофейного дерева. Так, якобы и появились первые плантации. Впрочем, существует и другая версия, когда о кофе вспомнили спустя лишь 150 лет, да и то по прихоти капризной моды на этот напиток среди местной знати, среди которой было немало европейцев.
К концу XIX века кофе становится выгодной статьей внешней торговли: только в 1893 году за рубеж было продано около 350 тысяч мешков кофе. Сегодня Колумбия входит в тройку мировых лидеров кофейного производства, ежегодно экспортируя в США, Германию, Японию, Голландию, Бельгию, Францию, Канаду, Швецию, Испанию, Великобританию, Россию, Армению свыше 600 тысяч тонн ценной культуры, значительная часть которой культивируется на плантациях пригорода Армении. Любители ароматного напитка считают колумбийский кофе уникальным за особую мягкость, которой нет даже в знаменитых бразильских аналогах. Среди популярных торговых марок большим спросом пользуются бренды «Арабика», «Сюпремо», «Медельен», «Манисалес», «Армения», тонкий аромат и неповторимый вкус которых достигаются за счет высокосортных плодов и достаточно дорогих технологий обработки бобов «влажным» методом, в отличие от «сухого» способа для менее «породистых» зерен.
С недавних пор территория выращивания кофе превратилась в зону «кофейного» туризма, где местные фермеры удачно совмещают сельскохозяйственный бизнес с экологическим отдыхом для приезжих. Кстати, по данным армянских туристических агентств, в последнее время все больший интерес к экзотике колумбийской Армении проявляют соотечественники с исторической родины. Хотя и сами колумбийцы тоже любят проводить свой отпуск в этом районе, где, останавливаясь на фазендах гостеприимных плантаторов, добровольно участвуют «на подхвате» в рабочем процесса поливки, сбора или обработки кофейных бобов. А вот составить общее представление о полном цикле нелегкого производства, начиная от посадки куста до упаковки готового продукта, можно в единственном в мире Музее кофе, который тоже находится в городе Армения.
Не менее уникальным является и Национальный кофейный парк, где на 12 гектарах представлены 60 видов кофейных деревьев и кустарников из 73 известных. «Наш парк, расположенный в 20 минутах езды от города Армения, полностью посвящен традиционному напитку Колумбии, ее главному экспортному продукту и национальному символу. В ходе увлекательных прогулок взрослые и дети погружаются в мир кофе, заново открывают для себя его неповторимый вкус, наблюдают за работой сотрудников, ухаживающих за кофейными кустарниками, – сообщают экскурсионные буклеты. – Парк располагает весьма развитой транспортной инфраструктурой. Из кабинок фуникулера открываются потрясающие панорамы кофейных плантаций и пальмовых лесов долины Киндио, а также пейзажи города Армения. По внутренней железной дороге можно совершить не менее интересную экскурсию на поезде со старинным паровозом, рождение которого относится к сороковым годам прошлого века».
Кстати, в некоторых источниках иногда ошибочно указывается «Армения», как конечная станция железных дорог Колумбии. Вокзал с таким названием действительно существует, но только на Тихоокеанской железной дороге в Британской Колумбии, расположенной, как известно, на западе Канады. Что касается латиноамериканской тезки, то в силу сложного горного рельефа масштабное и нерентабельное железнодорожное сообщение здесь практически отсутствует. Возможно, поэтому транспортировка сельскохозяйственной продукции долгое время осуществлялась по горным серпантинам на мулах, навьюченных огромными мешками с кофе и кокосами.
К середине ХХ века здесь стали появляться американские внедорожники – джипы, – которые за маневренность, простоту и, главное, повышенную проходимость приобрели огромную популярность среди местных фермеров. Для плантаторов джип не роскошь. И даже не столько средство передвижения, сколько показатель благополучия бизнеса. Не случайно на ежегодном Национальном празднике кофе одна из главных номинаций предусматривает зрелищный парад этих машин, где демонстрируются современные модели и сохранившиеся в некоторых семьях раритеты. В начале июня специально на этот фестиваль из разных стран мира приезжают тысячи туристов, чтобы принять участие в красочном конкурсе, где выбирают Королеву кофе, а также посмотреть знаменитые фольклорные выступления тамошних артистов.
Безоблачная жизнь этого уголка земного рая была прервана 25 декабря 1999 года мощным землетрясением, эпицентр которого находился в 17 километрах от Армении. Значительная часть города была разрушена, погибли 1230 человек и около 200 000 остались без крова. Мировая пресса запестрела заголовками: «Поможем Армении», «Протянуть руку помощи», «Мы не оставим Армению в беде». Первыми оперативность проявили армянские общины Латинской Америки – кто финансовой поддержкой, кто спасателями и спецтехникой, кто строительными бригадами для восстановительных работ… Довольно скоро город отстроился заново.
Сегодня, оправившись от ран, Армения продолжает оставаться одним из красивейших городов Колумбии, чем еще раз подтверждает тот факт, что она действительно является «Городом чудес». Здесь по-прежнему висят таблички с названиями улиц «Антакья» и «Армения», а также «Мовсисян и Самуэлян» – армянских предпринимателей из калифорнийского города Фресно, открывших Фонд помощи городу.
В те трагические дни, обращаясь к мировому сообществу, президент страны Эрнесто Сампер Писано выразил огромную благодарность армянам, которые первыми пришли «в трудный час на помощь своей младшей колумбийской сестре по имени Армения». В том же году в ряде европейских изданий появились репортажи «о страшной природной катастрофе в колумбийском городе Армения, который был основан армянскими иммигрантами из Антакьи». Именно эти данные сегодня являются общепринятыми в Латинской Америке.
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии