№3 (278) март 2016 г.

Карабахские и нахичеванские свадьбы: Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в.

Просмотров: 13269

СВАДЬБА В СЕЛЕ ГАДРУТ (КАРАБАХ)

Перед свадьбой жених покупает пару быков. Одного накануне венчания он отправляет в дом невесты, другого оставляет для своих гостей. Свадьбы у здешних крестьян справляются исключительно зимой, большею частью на Масленицу. Утром в день торжества один из близких родственников жениха разносит по домам лист бумаги, исписанный именами и фамилиями приглашенных. То же самое делается стороной невесты. Найдя свои имена, будущие гости отмечают – будут ли они присутствовать на свадьбе. Вечером того же дня изъявившие желание принять участие в торжестве собираются в доме жениха, где под звуки зурны их угощают чаем, водкой и вином. Затем жених, он же «царь», садится на стул или тахту, за ним становится цирюльник и, наточив бритву, начинает брить его лицо. По завершении все присутствующие по очереди подходят к жениху, целуются с ним и кладут в заранее приготовленный для этой цели платок по нескольку копеек для цирюльника. Затем является приходской священник и освящает его подвенечный наряд. Жених, получив родительское благословение, по распоряжению той-баши, т.е. главы свадьбы, вместе с гостями отправляется в дом невесты. Там тоже происходит ритуал освящения подвенечного платья, и в полночь жених с невестой в сопровождении гостей и зурначей отправляются в церковь. После обряда венчания все возвращаются в дом невесты, где под звуки зурны едят, пьют, танцуют, одним словом, веселятся до рассвета. Как только начинает заниматься утренняя заря, всем присутствующим раздается по восковой свече, и новобрачные в сопровождении зурны медленно направляются к дому жениха. Проводив молодых, все гости расходятся.

На следующий день гости являются в дом новоиспеченного мужа на обед. Блюда сначала подаются мужчинам, потом – женщинам. В конце трапезы каждый из присутствующих преподносит новобрачным подарки – вещи или деньги от 40 копеек до 10 рублей – в зависимости от возможностей и степени родства.

Новоиспеченную жену прячут за занавесом в одном из углов дома, в большом зале которого сидят приглашенные гости. Угол этот вместе с занавеской называется кярдак. До сорока дней бедная невестка продолжает в нем оставаться, туда же ей подают есть и пить. В течение года она обязана ходить с закрытым лицом, а до первых родов она не вправе разговаривать как с родителями мужа, так и со старшими его ближайшими родственниками. С ними она объясняется только через посредников. Чаще всего таковыми становятся маленькие дети.

Выходя замуж, девушка получает из отцовского дома пару мафрашей (ковровых сундуков, предназначенных для хранения постельных принадлежностей), большой палас, ковер, медный кувшин, сумку и постельное белье.

СВАДЬБА В СЕЛЕ ДАШ-АЛТЫ (КАРИН ТАК) (КАРАБАХ)

Обручение совершается следующим образом: поскольку сыновья не говорят родителям о своей готовности жениться, родители сами догадываются об этом, наблюдая за настроением сына. Выбрав невесту, они сообщают о своем решении сыну, причем его личное отношение к предложенной девушке во внимание не принимается. Когда родители жениха достигают договоренности по поводу брака с родителями невесты, происходит обручение молодых. В обручении принимают участие родственники с обеих сторон, главенствующая роль отводится куму. После освящения кольца гостям подают водку и разные сладости. Гости поздравляют молодых с обручением и расходятся по домам. Если родители невесты богаты, то гостям предлагается ужин. Во время обручения священник спрашивает молодых об их согласии вступить в брак. Молодые отвечают, что согласны, независимо от того, что они чувствуют на самом деле. По этой причине часто случаются личные драмы. До женитьбы молодые не видятся друг с другом. Родители жениха в праздничные дни посылают невесте подарки.

С приближением свадьбы родители молодых начинают вести переговоры. Отец невесты предлагает, чтобы родители жениха дали быка или барана, несколько ведер вина, подарки близким родственникам невесты. Со стороны жениха разговор заводится о приданом. Затем начинаются приготовления к торжеству. Собираются родственники, привозят несколько десятков вьюков дров. Свадьба начинается в пятницу вечером. При звуке зурны режут быков и баранов для приготовления блюд. Затем под звуки зурны жених идет за кумом с разными подарками. Тот со своей стороны также готовится одарить его. Далее жених в сопровождении нескольких молодых людей обходит дома и приглашает гостей. Во дворе молодежь с кружками и полотенцами в руках предлагает каждому прибывшему гостю помыть руки.

В этот вечер ужин бывает постный и проходит очень шумно: все разговаривают, смеются, поют. После ужина зурнач выходит во двор, продолжая играть, а гости расходятся по домам. Остаются товарищи жениха (макары), чтобы проводить его в дом родителей невесты. Среди товарищей один выбирается главным (макар-баши), ему все обязаны повиноваться, от него зависит, как будут организованы проводы жениха. По дороге обычно танцуют и стреляют. Отец невесты тоже приглашает гостей, они пьют чай, закусывают и расходятся. Родственницы невесты приносят фрукты, вареных кур. Все собирает макар-баши и поручает кому-нибудь сохранить продукты. Жених при появлении кого-нибудь из близких родственников невесты встает и целует руку, а родственница целует его и кума в щеку. Вообще, жених держит себя очень скромно: ест мало, говорит только по необходимости. В это время к макарам приходят девушки и начинают танцевать. Во время танца зурначи получают шабаш от родственников танцующих. Если свадьба проходит у богатого человека, то зурначи за свои труды не получают особого вознаграждения, а довольствуются шабашами, размер которых достигает иногда 50 рублей. Особенно много получают они, когда танцует невеста. После танцев приходит священник и освящает венчальное платье невесты. Затем макары пьют, едят, шутят, обмениваются разными остротами и никому не позволяют загрустить.

Утром происходит церемония венчания в церкви. На обратном пути родственники подносят яйца и фрукты, а самые близкие дарят невесте разные подарки: шали, платки и т.д. В этот день у родителей невесты организуется обед, после которого, уже ближе к вечеру, гости собираются идти к жениху. Тут родитель или старший в этой семье приносит приданое, демонстрирует присутствующим каждую вещь в отдельности, а барабанщик акцентирует на этом внимание: «Господа (а эллик)! – говорит он. – Такой-то отдал дочери в приданое такую-то вещь», и т. д. «Пусть будет благосостоятельным (шэн кена)!» – отвечают гости. Следует заметить, что в качестве приданого невеста получает целое хозяйство: ковры, паласы, постельное белье, самовар, котлы, мафраши, сундуки, одежду и т.д., иногда даже быка или корову. Все навьючивают на мула и поручают мальчику, обычно брату невесты, переправить приданое к жениху. Это действо привлекает много зевак, все крыши бывают заполнены женщинами. Во дворе жениха мальчику дают деньги (от 20 копеек до 3 рублей). Если это не происходит, он ни в какую не слезает с мула. Когда все собираются во дворе, один из родственников с крыши или другого высокого места бросает в толпу горсти крупных и мелких орехов, каштанов, и дети, толкаясь и смеясь, все это собирают. Навстречу выходят отец и мать жениха, оба долго танцуют, потом подходят к новобрачным, целуют их и говорят: «Пусть приход ваш принесет добро, чтобы вы на одной подушке состарились» и т.п. В воскресенье дают обед, после которого собирают деньги (канч) – от 20 копеек до 5 рублей и более, причем родственники приносят еще и подарки. Бывают свадьбы, во время которых собирается до 200 рублей, что покрывает все связанные с ней расходы.

Через семь дней после свадьбы мать невесты приходит к дочери, приносит ее старые платья и подарки в виде разных материй, зять же дарит теще какой-нибудь дорогой подарок.

НАХИЧЕВАНСКАЯ СВАДЬБА

Родители стараются женить своих детей не позже достижения ими совершеннолетия. Мать взрослого сына, особенно усердствуя в этом деле, в лице невестки старается приобрести себе сноровистую помощницу. Случается, что матери обручают своих детей еще в колыбели, а бывает и до рождения.

Обычно армянский юноша не утруждает себя поисками невесты, эту заботу берут на себя его родители или близкие родственники. Молодому человеку вполне бывает достаточно до свадьбы лишь окинуть взором свою будущую жену. Это совсем нетрудно, поскольку девушки, хотя и не разговаривают с посторонними мужчинами, но не являются затворницами. Родители девушки не сразу соглашаются выдать свою дочь за того, за кого ее сватают, так как такая поспешность считается предосудительной. Соблюдая приличия, они затевают долгие переговоры по поводу замужества дочери. Получив наконец согласие, родители жениха сперва готовят, так сказать, неофициальное обручение. Для этого родители в сопровождении двух-трех родственников и близких знакомых, с бутылкой водки и золотым или серебряным перстнем отправляются в дом невесты. Там за ужином и общим разговором они как бы между делом произносят: «Мы пришли к вам зажечь нашу свечу». Получив разрешение, просят показать девушку. Она является с закрытым лицом и целует всем руки.

Мать жениха надевает ей на безымянный палец перстень, и этим завершается церемония неофициального обручения. По поводу надевания перстня на безымянный палец существует поверье, что этот обряд способствует развитию в молодых любви, так как безымянный палец имеет будто бы непосредственную связь с сердцем – вместилищем добра и любви.

Затем родители начинают хлопотать об устройстве официального обручения. Без него не обходится почти ни одна

свадьба.

Сначала с обеих сторон выбираются несколько доверенных лиц из почтенных стариков. Они договариваются о количестве съестных припасов и напитков, которое родные жениха обязаны выдать родителям невесты для организации угощения во время обручения и свадьбы. На обручение в дом невесты передаются: 1 баран, 1 пуд сарачинского пшена (старинное русское название риса), 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60 – 70 бутылок вина. Для свадьбы обычно требуется в 3-4 раза больше. После того, как договоренность о провизии бывает достигнута, в назначенный день обручения гости сначала собираются в доме жениха, откуда после угощения водкой и вином под звуки зурны отправляются в дом невесты. Два-три человека несут большие медные подносы с сухими фруктами, головкой сахара и принадлежностями для обручения. Обручальные подарки представляют собой урпанг (большой красный платок), которым невеста закрывает свое лицо, и обручальную цепь, состоящую из золотых монет, нанизанных на нитку вместе с марджаном (вид кораллов).

В доме невесты гостям, усаженным на постланные на пол вдоль стен ковры, подается обед из любимых блюд – бозбаша, долмы и плова, после чего демонстрируются принесенные подарки. Тогда же ктитор (церковный староста) рубит обручальный сахар на мелкие куски и вместе с сухими фруктами раздает гостям, после чего они расходятся. В том же порядке обручение совершается на женской половине, с той только разницей, что туда является укутанная в урпанг невеста с обручальной цепью на груди и целует руки женщинам. Прежде обручальные принадлежности освящались священником, но теперь это не делается, поскольку после обручения свадьба порой расстраивается. Между тем по церковным законам освящение обручального перстня в смысловом отношении составляет примерно половину всей церемонии бракосочетания.

Центральным событием свадьбы, по понятиям местных армян, является не церковный обряд, а торжество, устраиваемое до или после венчания. Иногда церковный обряд совершается за месяц до свадьбы, но невеста продолжает жить в доме родителей. Силой нарота, снимаемого с шеи невесты на пятый день свадебного торжества, и благодаря особому обряду она остается неприкосновенной. Наротом называется нитка, скрученная из красного и зеленого шелка. Во время венчания священник ее надевает на шею невесте и жениху и концы скрепляет восковой печатью. Нарот уподобляется радуге и служит символом мира между супругами.

Свадьбы обычно начинаются в пятницу. С самого утра несколько разодетых родственниц жениха с букетом цветов, в сопровождении жениха и шафера обходят сельчан под звуки зурны и просят их пожаловать к ним на свадьбу. Приглашаемым они подносят стакан вина и несколько цветков (свадьбы обычно справляют зимой, поэтому летом сушат цветы для гостей).

К трем-четырем часам пополудни гости собираются во дворе жениха, где их угощают водкой и вином. Затем выводят свадебного быка, чтобы его заколоть. Вначале вокруг быка танцуют женщины и девушки, потом над животным священник читает молитву. После этого жених, или «царь», делает своим ножом небольшой надрез на шее быка, дело заканчивает другой человек. Зурна между тем не умолкает, танцы продолжаются. Вечером того же дня гостям подают обед, а по его окончании священник освящает подвенечный наряд жениха и саблю, которую вручают тому, кто берет на себя роль телохранителя или брата жениха. Танцы продолжаются вплоть до 4-5 часов утра. На свадьбах основными считаются общие танцы, в которых принимают участие как мужчины, так и женщины. Танцующие берут друг друга за руки и образуют таким образом цепь в два-три ряда. Под монотонные мотивы зурны эта живая цепь двигается то вправо, то влево, образуя в просторной комнате правильные концентрические круги. Такие танцы называются «генд» и имеют множество разновидностей – медленный генд, яйли (с поднятыми вверх руками) и проч.

Из одиночных и парных танцев исполняются всем известная лезгинка, а также дзернахаг, мирзеи и тавризи. Последние танцуются следующим образом: двое становятся в некотором отдалении друг от друга со сложенными на поясе руками и медленно двигаются в противоположные стороны. Описывая эллипсы, они медленно поднимают руки и немного покачивают головами в разные стороны. Названия некоторых местных танцев означают определенные бытовые действия. Например, танец схтор-дзезик – толчение чеснока, а теши-мани – кручение веретена или прядение ниток.

Следующий день, т. е. субботу, тоже проводят в танцах, а вечером в сопровождении гостей в дом невесты со свечками в руках несут подвенечное платье и хину (растительную краску, которой окрашивают руки). Зурначи и гости остаются ночевать в доме родителей невесты. Там их поят вином, а жениха и его товарищей угощают изысканными

блюдами.

В воскресенье жених в сопровождении зурны и гостей отправляется в дом невесты. После щедрого угощения приступают к облачению невесты в подвенечное платье, предварительно освященное священником. Невесту одевает молодая замужняя женщина, на зурне при этом исполняются печальные мелодии. Одевание невесты заканчивается подвязыванием пояса шафером, что, как считается, укрепляет спину женщины для предстоящих родов. Затем невеста подходит к тандыру-тониру (вырытому в земле глиняному очагу), четырежды кланяется ему в разные стороны и целует его края. Так невеста благодарит печь за то, что она кормила ее в родительском доме. Простившись с родителями, родственниками и родственницами, девушка подходит или, вернее, ее сзади подводят к жениху, берется за платье своего суженого, что означает – «отныне должна следовать за ним». Если обряд венчания уже совершен, жених, взяв за руки с одной стороны шафера, а с другой – телохранителя, медленно направляется к своему дому. Если же венчания еще не было, шествие устремляется к церкви. Свободной рукой шафер держит деревянный крест, покрытый разноцветным шелком, на три конца которого воткнуты красные яблоки, местами обклеенные сусальным золотом. Крест этот означает царскую корону. Позднее, уже в доме невесты, к груди жениха пришпиливают красную и зеленую ленты – эмблемы царского достоинства.

После свершения церковного обряда свадебная процессия под громкие звуки зурны направляется к дому жениха. Вокруг жениха и невесты танцуют женщины и девушки, держа в руках букеты цветов или какие-нибудь вещицы, которые забирают из дома невесты. У ворот жениха зурна замолкает, вперед выходит глашатай и предлагает публике делать новобрачным подарки. По обычаю, все гости и родственники жениха и невесты обязаны преподнести им какой-нибудь подарок. Обычно это денежная сумма от 20 копеек до 20 рублей в зависимости от возможностей. Такой сбор иногда покрывает все свадебные расходы. По окончании сбора зурна вновь начинает играть, новобрачные входят в комнату, и молодую подводят к заранее подготовленному месту. Садится она только тогда, когда родственники мужа одаривают ее золотыми монетами, которые кладутся новобрачной в рот.

На пятый день свадьбы священник снимает с шеи жениха и невесты нарот. С этой минуты они получают полную свободу в действиях. На шестой день всех соседок и родственниц приглашают на утреннюю трапезу, после чего им демонстрируют простыню с брачного ложа, доказывающую, что невеста до прихода в дом мужа сохраняла свою девственность. После этого приводят саму новобрачную. Каждая из присутствующих женщин целует ее, одобрительно приговаривая: «Твое лицо бело», т.е. «Ты – молодец». Молодая жена в знак благодарности целует присутствующим руки. В этот же день гостям показывают приданое, состоящее обычно из нескольких платков, пяти-шести пар чулок, одного или двух платьев, ножниц, игольников и других мелочей.

Необходимо отметить, что молодая невестка в доме своего мужа при жизни свекрови не имеет права быть полноправной хозяйкой, влачит довольно трудную жизнь, с рабской покорностью снося все капризы домашних. В течение нескольких лет (иногда до 7) ей не полагается ходить с открытым лицом, разговаривать с другими людьми, кроме как с мужем, отцом, матерью, сестрами и братьями.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 121 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Системное представление той или иной темы показывает глубину мышления и познания авторами статьи истории и культуры армянского народа.Это профессионально.
  2. Культура армянского народа богата традициями и обычаями, передаваемыми от поколения к поколению в течение многих сотен лет. К сожалению, у многих народов современность стирает интересные обычаи, вносит в них свои коррективы, однако армянские традиции так прочно укоренились в сознании народа, что сохраняются и сейчас практически в неизменном виде. Спасибо авторам и редакции за великолепный цикл публикаций об армянских свадьбах.
  3. Статья хорошая.Суеверия армян сохранились до сегодня больше чем у других народов.Это не очень хорошо для прогресса.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты