Левон Мумджян: Турецким варварам не удалось стереть армянский народ с лица земли
Мы публикуем адресованное редакции «Ноева Ковчега» письмо Левона Хачиковича Мумджяна, жителя Сочи, родители которого в годы Геноцида чудом уцелели и смогли рассказать о пережитом.
24 апреля 1915 года на всей территории османской Турции началось массовое уничтожение армянского народа, оно продолжалось почти десять лет. Согласно официальным данным, погибли более 1,5 миллиона армян, реальную цифру не знает никто.
Исторический факт жестокого уничтожения мирного армянского населения Турция не признает до сих пор, более того, предпринимаются попытки скрыть истину. Но переписать историю невозможно. Год назад Европейский парламент объявил 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армян в Османской империи.
«В начале ХХ века, с 1915 по 1923 год, властями османской Турции было совершено тягчайшее преступление против армянского народа. В Западной Армении и на территории Турецкого государства произошло массовое жестокое истребление армян. Мученической смертью погибли дети, женщины, старики, слабые и больные. Резня была тщательно подготовлена, подробно разработана стратегия уничтожения армянского народа.
Об этом рассказали мне мои родители: отец – Мумджян Хачик Геворгович, родившийся в 1901 году в селе Орду, и мать – Туманян Маник Саркисовна 1903 года рождения из села Чинар близ города Чаршамба.
Все началось с акции изъятия в армянских семьях охотничьих ружей. Затем 22 августа 1914 года впервые в османской Турции в армию призвали армян – боеспособное мужское население. Их обманом вывели в безводную пустыню, где они погибли мучительной смертью.
Привожу рассказ моей матери:
«В конце августа 1914 года двое жандармов-турок забрали из дома отца и увели в неизвестном направлении. Я провожала его, плакала, просила жандармов отпустить. Мне ответили грубо и пригрозили избить. Отец обнял меня и велел идти в дом. Из окна я видела, как турецкие жандармы выгоняли на улицу мужчин нашего села и уводили. Вскоре стало известно, что их увезли в пустыню и там замучили.
После уничтожения мужского населения 24 апреля 1915 года начались массовые аресты и резня армян на всей территории Западной Армении и в Турции. Утром турецкие жандармы вошли в село и стали арестовывать всех без исключения, невзирая на пол, возраст и состояние здоровья. Нас собрали в середине села, окружили. Жандармы были вооружены огнестрельным оружием, кинжалами и кнутами. Всех повели в пустыню. Гнали кнутами.
Тех, кто от жажды и голода не мог продолжить путь, палачи резали кинжалами и рубили топорами. По пути около дороги мы увидели болото, в котором лежал буйвол, толпа бросилась к болоту, стали пить грязную воду. Жандармы убивали тех, кто хотел напиться. Беременным женщинам кинжалами и штыками вспарывали животы, вынимали младенцев, поднимали их над головами, при этом пели и танцевали под барабаны. Толпой насиловали девочек и молодых женщин, затем забивали кинжалами и рубили топорами. Детей заставляли копать себе могилы и потом закапывали живьем. Удалось спастись единицам. Когда жандармы закапывали детей, мне, троим моим сестрам и матери удалось бежать в лес. Там прятались уцелевшие, они забрали нас с собой. Мы долгое время укрывались в лесу, питались ягодами, грибами, иногда еду приносили крестьяне.
Спасли нас армянские фидаины, они привели укрывавшихся в лесу к морю, где нас уже ждали спасательные катера. На них мы добрались до Абхазии и приплыли в Сухуми».
Во время Геноцида погибли родители моего отца и трое его братьев.
Погибли 1,5 миллиона армян, и это только официальная цифра, реальная – намного больше. Опустошена была вся густонаселенная Западная Армения. Коварно и жестоко был истреблен древний и цивилизованный народ, уничтожены ценные архитектурные памятники, разрушены религиозные святыни.
Но турецким варварам не удалось стереть армянский народ с лица земли, предать забвению его историю, культуру, уничтожить его цивилизацию.
Турецкие власти до сих пор не признают и продолжают отрицать преступления, которые они совершили в отношении моего народа. Тем самым они продолжают оправдывать захват армянских земель, истребление народа, невиданную жестокость палачей.
Я, сын свидетелей Геноцида армян, сын армянских беженцев, хочу напомнить турецким властям об этом».
Оставьте свои комментарии