Лица армянской истории: Выпуск I. Религиозные деятели
Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.
Открывая новую рубрику «Портретная галерея «Ноева Ковчега», редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.
Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат (Трдат), сын армянского царя Хосрова, вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григора в колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении около 15 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.
Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григором, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григор был рукоположен в епископы, после чего он строит храм в городе Вагаршапате – столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «Сошел Единородный» (то есть Иисус Христос). В 325 году Григор передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер и был похоронен в Св. Эчмиадзине.
Начальное образование получил в школе Санаинского монастыря, откуда в ранней молодости попал в Эчмиадзин, где продолжил учебу. Католикос Симеон Ереванци усыновил Аргутяна и вскоре рукоположил в дьяконы. В 1773 г. в сане архиепископа назначен главой армянской церкви в России (Астрахань). При его активном участии было организовано переселение и размещение армян в Крыму, переселение крымских армян в Азов, а также основание городов Нор Нахичеван в 1779 г. и Григориополь в 1792 г.
Овсеп Аргутян, избранный летом 1800 г. Католикосом всех армян, скончался 9 марта 1801 г. в Тифлисе по пути в Эчмиадзин и не был интронизован (интронизация – торжественное возведение на престол вновь избранного патриарха). Похоронен в церкви Св. Гаяне в Вагаршапате.
В 1801 – 1809 гг. был духовным лидером Армянской Апостольской Церкви России. После смерти Даниела I избран Католикосом всех армян. Активный участник подписания Гюлистанского мирного договора 1813 г. между Российской империей и Персией. Отрекся от церковного престола в 1830 г.
Учился в духовной семинарии в Мугни (ныне район Аштарака, Армения), а затем в Св. Эчмиадзине. В 1807 г. Католикосом всех армян Даниелом был рукоположен в сан епископа и назначен предводителем армянской епархии в Грузии. В 1831 г. был избран Католикосом всех армян. При нем
в 1836 г. вышло постановление царского правительства «Положения об управлении делами Армянской просветительской церкви России». По распоряжению Ованеса VIII было начато строительство здания Эчмиадзинского Синода.
В 1799 г., получив все степени архимандритства, был назначен патриаршим викарием. С начала 1800-х гг. он развернул активную национально-патриотическую деятельность за освобождение Армении от персидского ига с помощью России. В 1808 г. Католикосом всех армян Даниелом I в Св. Эчмиадзине был рукоположен в епископы, одновременно получив сан архиепископа. В 1814 г. возглавил армянскую епархию Грузии и Имеретии.
Велика роль Нерсеса Аштаракеци в период русско-персидской войны 1826 – 1828 гг., в организации армянского ополчения и сопротивления врагу, присоединении Восточной Армении к России. Русские войска и армянские добровольческие отряды в сопровождении Нерсеса Аштаракеци 13 апреля 1827 г. вошли в Св. Эчмиадзин, который встретил их крестным ходом и колокольным звоном. В 1828 – 1843 гг. являлся главой армянской епархии Бессарабии. В 1843 г. единогласно был избран Католикосом всех армян.
В 1862 г. Киликийским Католикосом Киракосом II Аджапахяном рукоположен в епископы.
В 1874 году избран Патриархом Константинополя. Во многом благодаря его инициативе в Сан-Стефанский (февраль 1878 г.) и Берлинский (июнь-июль 1878?г.) договоры был включен параграф, обязывающий Турцию провести реформы в Западной Армении.
Весной 1884 г. на выборах в Св. Эчмиадзине избран Католикосом всех армян. Однако тяжелая болезнь (долгие годы он страдал сахарным диабетом) заставила его отказаться от этой высокой должности. Скончался в октябре того же года. Похоронен в притворе кафедральной церкви патриаршей резиденции в Константинополе.
Образование получил в духовных школах Лима и Ктуца (Васпуракан). В 1869 – 1873 гг. – Патриарх армян Константинополя. В 1879 г. перебрался в Ван, где содействовал созданию и деятельности тайных национально-освободительных организаций. Его активная деятельность вызвала недовольство турецкого правительства, которое в 1884 г. отозвало его в Константинополь, установило строгий надзор за ним.
В 1892 г. единогласно был избран Католикосом всех армян, несмотря на противодействие турок, избрание его было утверждено русским правительством. Вел активную борьбу против закона (1903 г.) о секуляризации имущества Армянской Церкви, запретил армянским епархиям подчиниться этому закону. Именно благодаря его усилиям удалось добиться отмены закона.
По окончании в 1862 г. Московского университета занимался педагогической деятельностью в Тифлисе. В 1878 г. получил степень архимандрита, преподавал французский язык и историю в Эчмиадзинской духовной семинарии Геворгян.
В 1880-х гг. был викарием предводителя армянской епархии в Ахалцихе и Ахалкалаке, духовным пастырем и членом правления церквей Москвы и Санкт-Петербурга. Позже был назначен переводчиком и личным секретарем Католикоса всех армян Мкртича I Хримяна, а затем – начальником канцелярии Св. Эчмиадзина. В 1894 г., рукоположенный в епископы, назначается викарием Астраханской армянской епархии.
Подготовили Марина и Гамлет Мирзояны
Оставьте свои комментарии