Нужны ли иностранные «миротворцы» в НКР?
Правительство Армении 5 мая вынесло положительное заключение по законопроекту о признании Арцаха-НКР по представлению зам. министра иностранных дел Шаварша Кочаряна без обсуждений и выступлений, и документ был направлен в парламент страны.
Первоначально ожидалось, что депутаты Национального собрания рассмотрят заключение и приступят к обсуждению самого законопроекта уже 10 мая на внеочередном заседании парламентской сессии. Однако затем СМИ со ссылкой на начальника управления НС по связям с общественностью и СМИ Арсена Бабаяна сообщили, что законопроект может быть включен лишь в проект повестки четырехдневного пленарного заседания парламента Армении, а не на внеочередном. В первую очередь для всестороннего осмысливания причин и последствий 4-дневной военной провокации Турции и Азербайджана и значения и последствий возможного признания Арменией независимости Арцаха.
Настало время задуматься над тем, что кое-кто из западных партнеров продолжает настойчиво «рекомендовать» армянской нации «призвать миротворцев» в зону конфликта. Судя по интервью президента Армении Сержа Саргсяна американскому агентству Bloomberg, вопрос о том, быть или не быть «иностранным войскам» в зоне конфликта между Арцахом и Азербайджаном, больше всех беспокоит именно США.
При этом создается «оттененная модель» выражения собственных чаяний – мол, они (т.е. американцы) «слышали из осведомленных источников», что это Россия «хочет ввести свои войска». Интересно тут только одно – на кого рассчитывают американские эксперты в Ереване, на дураков или на нацию, болеющую повальной амнезией? Да, четыре дня в апреле 2016-го не «перевернули мир», но что-то изменилось – видимо, в душах людей. По крайней мере, часть политиков точно стала трусливей, чем была. Я вынужден напомнить – это не первый прецедент, когда якобы «усилиями СМИ» (помним же и интервью С.Саргсяна немецкой «Дейче велле»…) Запад пытается внедрить в коллективное сознание армян идею о том, что якобы «без западных миротворцев не обойтись». Просто слово «западные» представители СМИ из Европы и США часто маскируют под выражение «международные разделительные силы» или «международные полицейские силы» и т.д. А чтобы замаскировать именно то, что подобный поворот событий нужен Западу, вбрасывают в наше медийное поле болтовню о «русских войсках».
Прежде чем говорить о миротворческих контингентах в зоне арцахско-азербайджанского конфликта, следует обратить внимание на то, что в одном из пунктов так называемых Мадридских принципов нечто подобное прозрачно подразумевается. Но это – извините, документ для Армении и Азербайджана. В той или иной форме, но он еще должен быть одобрен Арцахом-НКР. И мнение официального Степанакерта о «миротворцах» в зоне конфликта на протяжении 22 лет было неизменным (мы ниже приведем доказательства) – никаких иностранных войск. Далее. По статусу МГ ОБСЕ, ни одна страна – сопредседатель МГ ОБСЕ не может в одностороннем порядке формировать миротворческий контингент для зоны данного конфликта. Начиная с 2006-2007 гг. единственной страной, открыто настаивавшей на направлении неких «международных полицейских сил», были США. И я лично это неоднократно слышал от тогдашнего американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы, не считая его «статейных» выступлений и заявлений на пресс-конференциях. Безусловно, некая дискуссия в кулуарах в те годы велась. Но, во-первых, подчеркну, что дискуссия «умерла» сразу же после событий августа 2008-го в Южной Осетии. Во-вторых, было известно, что американцы предлагали контингенты либо из НАТО, либо из войск стран пусть и входящих в НАТО, но «незаинтересованных» и не имевших отношения к конфликту. Трудно было согласиться, что если членом НАТО является Турция, допустим, или даже Венгрия – то это «незаинтересованные» страны, ибо Турция и блокадой, и наемниками, и отставными офицерами в азербайджанских штабах участвовала в войне, ну а Венгрия более чем красноречиво повела себя в случае с топоро-убийцей Сафаровым. Известно и о роли Турции в последней военной авантюре Азербайджана. Не меньше вопросов вызывало упоминание, например, Украины и Литвы, Норвегии и Финляндии и т.д. Скандинавы за время своих «сопредседательств» зарекомендовали себя как проазербайджанские действующие лица – и признания одного из шведских депутатов Европарламента Ерана Линдблада в том, что он за мзду лоббировал Азербайджан в Европе по Арцахскому вопросу, наглядно доказали, что опасения армян в связи со скандинавами обоснованны. Украина и Литва не просто наемниками воевали на стороне Азербайджана, но и активно служили транзитерами всякого (в том числе и натовского) оружия на Апшерон, а украинцы еще и систематически ремонтировали азербайджанскую военную технику. Понятно, что в 2006-2007 гг. такие предложения США не находили одобрения у Армении и Арцаха-НКР.
В те же годы активно и настойчиво лоббировал идею о том, чтобы Армения ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) просила о западных войсках в Арцахе, также и спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии некто Роберт Ф.Симмонс. Опять-таки, слышал лично – и неоднократно. Впрочем, тем же промышляли и иные представители Запада и вне Армении – например, на двух международных Тегеранских конференциях по сотрудничеству и безопасности на Кавказе и в Центральной Азии 2008 и 2010 годов. Чтобы никто не ставил под сомнение услышанное мной, предупреждаю – я вполне различаю бесконечные мантры «обожателей» идеи о «международных полицейских силах» или «международных разделительных войсках» в Арцахе. За все это время от России только пару раз звучало нечто схожее с предложением о направлении миротворческих контингентов. И тоже – в опосредованной форме. Логическим продолжением стало решение о формировании миротворческих контингентов в рамках блока ОДКБ СНГ. Но карты смешали все те же события августа 2008-го в Южной Осетии. Тем не менее, ВСЕ западные эксперты на Тегеранской международной конференции по вопросам безопасности в Закавказье и Центральной Азии в октябре того же года хором вступали со мной в дискуссию о том, что «без миротворцев армян ждет гибель». А представительница Швеции?(!) славяно-македонского происхождения вообще пыталась и меня, и других представителей Армении буквально запугать своими познаниями о масштабах закупок оружия Азербайджаном, о численности его армии и т.д.
Учитывая темпы и направления сближения России и Ирана в последние 3-4 года, мы вправе понимать, что позиция, отраженная в заявлениях Тегерана, о недопустимости появления в Закавказье и Прикаспии ЛЮБЫХ иностранных военных «из внерегиональных стран» – это не просто диктат Тегерана, но и результат согласования с Москвой. Иными словами, и возобновление войны в регионе, и возобновление болтовни о миротворческом контингенте в Арцахе сейчас выгодно только США. Ведь именно «западный лагерь» в апреле 2016-го (вначале в Германии, а теперь и в Ереване, во время встречи с С.Саргсяном представителей агентства Bloomberg) настойчиво навязывает «разговор» о миротворцах для Арцаха. В 2014 г. после трехсторонней встречи в Сочи президент Армении заявил, что вопрос о «международных» или «российских миротворцах» вообще не поднимался. Если у кого-то возникают сомнения в искренности его заявления, то отсылаем сомневающихся к досочинскому (2014 г.) заявлению властей Арцаха-НКР о том, что Степанакерт исключает иностранные войска в зоне своей военной ответственности. Или, к примеру, факт из 2015 г. – глава МИД НКР Карен Мирзоян, отвечая на вопросы журналистов после встречи в Ереване со спецпредставителем ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Гербертом Зальбером, заявил, что наилучшие миротворческие силы уже находятся в зоне конфликта, и это – Армия обороны НКР. Наконец, в конце сентября 2014 г. под давлением Ирана и России остальные прикаспийские страны, в том числе и Азербайджан, подписали Политическое заявление, установившее запрет на присутствие вооруженных сил внерегиональных государств. Конечно, кто-то может сомневаться в том, а считают ли страны-«подписанты» и зону конфликта частью Прикаспия? Но в этом точно не сомневаются Иран и Россия. Поэтому даже русским придется ВСЕ согласовывать с Тегераном, а уж западному «международному сообществу» согласие властей Ирана вообще «не светит».
Наконец, будем всегда помнить – властям Армении не принадлежит монопольное право что-либо решать по Арцаху, и голос народа и властей НКР при решении своего будущего намного важней того, что думают или не думают в Ереване. А потому некоторые господа в Армении могут больше не истерить и не паниковать, хотя риск того, что еще кто-нибудь «внерегиональный» подтолкнет Азербайджан на авантюры и провокации, не ликвидирован. Тем не менее, мы сумели напомнить, что: 1) позиция НКР, по крайней мере, до недавней апрельской военной авантюры Азербайджана, по вопросу о западных миротворцах была жестко негативной – впрочем, и в отношении любых миротворцев; 2) Иран ни разу за истекшее после 1994 г. время не менял и сейчас точно не изменит свое отрицательное отношение к вероятности появления каких-либо иностранных войск ни конкретно в зоне конфликта, которая прилегает к северным границам Ирана, ни вообще в регионе.
Таким образом, вопрос даже не в том, нужны или не нужны западные миротворцы в Закавказье, а в том, возможен ли подобный сценарий. И мы видим – в силу подходов Арцаха-НКР и Ирана Запад может сколько угодно переговариваться с Арменией, Азербайджаном или даже Россией по вопросу о миротворцах, но без прямых переговоров и согласия официальных Степанакерта и Тегерана в зоне конфликта не может легитимно появиться ни один военный контингент чьих бы то ни было «миротворческих войск». Допускаю, что большинство оспорит мою убежденность и будет ссылаться на то, что, мол, власти НКР будут (или могут быть) «продавлены» официальным Ереваном. Но и в этом случае непреодолимым препятствием останется Иран – на него ж, как показывают события, не особо «надавишь», нужны равноправные переговоры. И в этой связи следует обязательно напомнить всем адептам «западных прессингов» о некоторых подробностях договоренностей стран – членов МГ ОБСЕ еще в 2001 г. в Ки-Уэсте (Флорида, США). И тогда даже самые преданные западнофилы убедятся, что их «кураторы», будь то из США, Евросоюза или «фондов Сороса», абсолютно нагло врут им, манипулируют ими, короче – используют.
Ведь впервые Запад, причем в лице высшей власти США и Франции, признал, что Арцахскую проблему в целом (а не только какой-то несущественный вопрос о «миротворцах» в зоне конфликта) не решить без учета ИРАНСКОГО ФАКТОРА, именно в ходе переговоров в апреле 2001 г. под эгидой президента США Джорджа Буша-младшего. А я напомню – в том числе и Азербайджану с Турцией: тогдашний сопредседатель МГ ОБСЕ от США Керри Кавано заявил, что сопредседатели солидарно приняли решение о необходимости и целесообразности информировать именно Иран о результатах переговоров в Ки-Уэсте и последующих возможных изменениях в переговорном процессе. Честно говоря, неважно, кто выдвинул такое предложение – тогдашний сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Филипп де Сюрмен или представлявший в Ки-Уэсте Россию, которая тогда неожиданно подняла планку своего представительства на переговорах до уровня 1-го зам. министра иностранных дел РФ, спецпредставителя российского президента в странах СНГ, бывший глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Вячеслав Трубников. Факт остается фактом – США были вынуждены согласиться с давлением Франции и России. А чтобы вообще отпали какие-то «сомнения», что и кто представлял себе под «информированием» Ирана о ходе переговоров и возможных новых «изменениях», напомним: Тегеран официально назначил своим координатором при аппарате сопредседателей МГ ОБСЕ… тогдашнего посла Ирана в Армении Мохаммеда Фархада Колейни. Кто умеет читать «между строк» и «под строками», поймет даже то, что сопредседатели МГ ОБСЕ, упоминая о роли Ирана, в своих официальных пресс-релизах дипломатично умолчали.
Встает вопрос: разве кто-то спустя 15 лет говорил и говорит о том, что обязательства США, Франции и России перед Ираном в плане Арцахского урегулирования были пересмотрены? Нет – и тогда «по умолчанию» все ки-уэстские договоренности до сих пор в силе и действуют. Любой трезво мыслящий человек должен понимать: ВСЕ вопросы, причем в обязательном порядке, и Западу, и России (в плане Арцаха) придется согласовывать с Ираном. В том числе и вопросы, связанные с чьим-то желанием заиметь «свои» войска на северных границах Ирана, ведь южная часть зоны конфликта (а это и Нахиджеван, если кто-то забыл…) граничит с Ираном, а не с США, Францией или Россией. И ведь действовали-то ки-уэстские договоренности относительно «информирования» Ирана! В том числе и когда Запад носился с идеей «общего государства», и когда выдвигались «Парижские», а затем и «Пражские принципы», наконец, и когда появились «Мадридские принципы», и когда зациркулировал некий «Казанский документ». Так что остается только еще раз напомнить – Иран был и остается категорически против появления любых иностранных войск из внерегиональных государств в Закавказье, тем более на своих границах. Причем в случае с Арцахом Иран и Турцию считаю внерегиональной страной – именно потому, что Турция является активным членом НАТО. В этой связи краеугольными заявлениями Ирана в апреле 2016-го предопределено крайне многое. Процитируем некоторые из них: спикер Мажлеса Али Лариджани предупредил, что Иран и Россия не допустят войны в зоне конфликта и «Тегеран рекомендует друзьям в Ереване и Баку не допустить возникновения новой войны в регионе». А экс-командующий Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР), многолетний военный советник аятоллы Сейеда Али Хоссейни Хаменеи, генерал-майор Сейед Ягия Рахим Сэфэви 28 апреля в ходе конференции, посвященной региональным развитиям, заявил: «Политические, экономические, а также связанные с безопасностью отношения Ирана с политической системой Турции должны быть пересмотрены. Также необходимо провести определенное урегулирование, поскольку Анкара как союзник США, Израиля, а также некоторых арабских стран действует в соответствии с их политикой». Так что «миротворцы» в Арцахе не просто не нужны – их там и не будет.
Итак, чтобы понять особую озабоченность арцахских армян идеей о «международных миротворцах», надо, во-первых, глубоко знать историю конфликта. Арцахцы не забыли, что вошедшие еще при СССР советские войска, якобы для «разъединения сторон» и «охраны правопорядка», в итоге осуществили смертельную операцию «Кольцо», причем исключительно против армянского населения. Во-вторых, следует знать, что арцахцы – это далеко уже не вчерашние жители советской аграрной НКАО, а народ, живо всем интересующийся и многое знающий про схожие конфликты и ситуацию в других конфликтных зонах, в том числе и после ввода туда «международных миротворцев». В особенности возросло недоверие к этому термину после печально известных провокаций «миротворцев» НАТО в Боснии-Герцеговине и Косово против сербов. Вот почему герой войны 1991-1994 гг. и участник боев 2-5 апреля 2016 г. генерал и депутат арцахского парламента Виталий Баласанян 9 мая напомнил?в интервью Общественному телевидению Армении: «Никогда миротворческие силы не несли мир. Покажите мне страну, где за последние 20-30 лет миротворцы принесли мир. Баланс поддерживается благодаря карабахским вооруженным силам».
Сергей Шакарянц, Ереван
Оставьте свои комментарии