№6 (281) июнь 2016 г

Отделение во имя спасения

Просмотров: 8593

Руководство Азербайджана продолжает поощрять дикость и варварство

Среди многих весьма разнообразных и зачастую неоднозначных уроков четырехдневной войны в Нагорном Карабахе в начале апреля есть один, вновь и вновь заставляющий задуматься о том, с кем именно столкнулись армяне Арцаха в своей битве за право на жизнь и свободное существование на родной земле.

Все началось с того, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, посетив через месяц после возобновления перемирия прифронтовую зону, вручил участникам провокации воинские награды. Не станем вдаваться в детали, рассуждать на тему того, насколько достойны наград военные, которые, по существу, провалили попытку блицкрига, из-за чего Баку лишился возможности говорить с армянской стороной с позиции победителя. Если Верховный главнокомандующий решил, что они достойны наград – что ж, так тому и быть. Однако, когда пользователи интернета повнимательнее присмотрелись к официальным фотоснимкам с церемонии награждения, мир, без преувеличения, ахнул. Дело в том, что среди «героев» оказался офицер спецназа, заслуживший «высочайшее одобрение» тем, что отрубил голову попавшему в плен армянскому солдату. Имя «героя» неизвестно, зато «подвиг» его ранее был запечатлен сослуживцами во всех возможных ракурсах: этот человек охотно фотографировался и выкладывал в сеть фотографии, на которых он изображен с отрубленной головой рядового Кярама Слояна, которую достает из полиэтиленового пакета и с улыбкой демонстрирует окружающим...

В Армении (и не только) сразу же вспомнили о схожем случае, который произошел в 2004 году в Будапеште, на курсах НАТО «Партнерство во имя мира». Здесь обучались офицеры из многих стран, в том числе из Армении и Азербайджана. В одну отнюдь не прекрасную ночь, когда все спали, старший лейтенант азербайджанской армии Рамиль Сафаров пробрался в комнату своего сокурсника – армянского лейтенанта Гургена Маркаряна. Он ударил спящего топором по лицу, а затем отрубил ему голову. Затем хладнокровно пошел искать второго сокурсника-армянина, Айка Макучяна, которого, к счастью, найти не успел. Сафаров был арестован и показал на допросе, что убийство он спланировал заранее, специально купил топор и точильный камень. Почему именно топор, а не нож? Да потому, сказал он, что, если бить человека ножом, он может не сразу умереть, начнет кричать, привлечет внимание... Топор – он надежнее. Впоследствии, уже на суде, Сафаров стал утверждать, что пошел на убийство из-за того, что армянский офицер якобы оскорбил азербайджанский флаг. Однако свидетелей, которые подтвердили бы эту версию, защита предъявить суду не смогла. В апреле 2006 года суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению. В венгерской тюрьме он пробыл неполных 8 лет, после чего азербайджанской стороне удалось добиться его экстрадиции с гарантией, что наказание Сафаров будет отбывать на родине. Ничего подобного не случилось. В Баку убийца был встречен как истинный герой. Президент Ильхам Алиев не только помиловал его, но и повысил в звании до майора. Негодяю выплатили зарплату за проведенные в тюрьме годы, словно он и там нес свою службу. И, наконец, Рамиль Сафаров был объявлен национальным героем Азербайджана, воином, с которого всем следует брать пример. Как заявил позднее Ильхам Алиев, «я вспоминаю, сколько необоснованных обвинений прозвучало против меня за возвращение на родину и освобождение Рамиля Сафарова, сколько нападок совершили на меня лицемерные зарубежные политики. Европарламент даже принял резолюцию по этому вопросу и осудил мои шаги. Но я и сегодня могу с полной решимостью сказать, что Азербайджан возвратил на родину, освободил своего офицера и восстановил справедливость. Эти нападки не могли иметь никакого влияния, никакая сила не может повлиять на волю, решения Азербайджанского государства. Мы восстановили справедливость и не отступим от своей политики и впредь».

Действительно, не отступили. Дело Рамиля Сафарова, как видим, живет и продолжается в варварских поступках его сослуживцев. И здесь следует сказать о том, что обезглавленный 19-летний армянский солдат-срочник Кярам Слоян – езид по национальности. В Армении живут около 40 тыс. представителей этого народа. Казалось бы, какая разница – армянин или езид. Разница есть, только понимание ее цивилизованному человеку недоступно. Дело в том, что поборники «истинного ислама» езидов за людей не считают, в их представлении они – «поганые язычники». Не случайно в Сирии и в Ираке, где существовали крупные езидские общины, представители этого нацменьшинства подверглись ужасающему, жесточайшему истреблению со стороны террористов «Исламского государства» и «Джебхат-аль-Нусры». «Почерк» был настолько схожим, что некоторые эксперты стали выдвигать предположения, будто несчастный солдатик, на свою беду, попал в плен не к азербайджанским военным, а к исламистам, сотни которых вернулись с фронтов Ближнего Востока в Азербайджан для участия в апрельском наступлении на Карабах. Оказалось, что это не так – солдата-езида обезглавил офицер подразделения специального назначения, который, подобно Сафарову, тоже сразу же попал в число «национальных героев». А это означает, что идеология и образ действий нынешних азербайджанских властей ничем не отличаются от идеологии и практики варваров-исламистов.

Последнему дню жизни молодого солдата-езида, его подвигу и его трагедии посвящено множество публикаций. Так, например, ереванская газета «Новое время» рассказала, что, когда азербайджанцы атаковали позиции отряда, в котором служил Слоян, командир части Арменак Урфанян, видя численное превосходство противника, отдал приказ об отступлении. Однако при этом сам остался на позиции, чтобы прикрыть отход своих бойцов на вторую линию обороны. Вместе с ним остался Кярам Слоян – остался добровольно, более того – вопреки приказу, поскольку не мог оставить своего командира одного в подобной ситуации. И оба они геройски погибли, прикрывая товарищей.

А вскоре началось то, что иначе, нежели вакханалией подлости и ненависти, не назовешь. Азербайджанские интернет-пользователи, выложившие в соцсетях чудовищные фото, сопровождали снимки комментариями типа «С каждым езидом будем так поступать». Так ведь не только с езидом. Кярам Слоян – вовсе не единственный армянский солдат, труп которого был осквернен противником. Были обезглавлены тела погибших рядовых Айка Торояна и Гранта Габриеляна, глумлению и расчленению подверглись трупы восемнадцати (!) военных, найденные на полях боев и при посредничестве Красного Креста переданные армянской стороне. И, кстати, эксперты, в том числе и представители МККК, пришли к выводу, что некоторые из них были взяты в плен и уже в плену подверглись страшным пытками и были убиты. Кроме того, были убиты и подвергнуты надругательствам тела трех стариков – жителей села Талиш, куда буквально на несколько часов сумели ворваться передовые азербайджанские подразделения, вскоре оттуда выбитые. Вернувшиеся в селение армянские солдаты с ужасом обнаружили, что азербайджанцы не только застрелили стариков, включая 92-летнюю женщину, но и отрезали им уши...

Очевидно, что все такие случаи должны стать предметом разбирательства в международном трибунале по военным преступлениям. Пусть юристы скажут свое слово. Мы же скажем о другом. Официальный Баку, как известно, полностью отвергает право карабахских армян на самоопределение, настаивая на сохранении Арцаха в составе бывшей метрополии. Происходит это, напомним, вопреки выдвинутым посредниками – сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Карабаху (Россия, США, Франция) миротворческим планам, включающим проведение в НКР референдума по статусу края. Бакинские власти прекрасно знают, что результаты такого референдума предопределены, поэтому выступают с предложениями о некой «широкой автономии» Карабаха и пр. Однако сами же своими варварскими действиями, постоянно нагнетаемой армянофобией, неприкрытым нацизмом дезавуируют собственные обещания и посулы. Как могут поверить армяне, которых в Азербайджане вполне официально называют «врагами №1», в то, что в составе Азербайджана их ждет свободная, беззаботная жизнь и процветание? Как совместить отрубленные головы, отрезанные уши, героизацию подлых убийц с такими обещаниями? Разумеется, это невозможно, и армяне Арцаха ни за что и никогда не согласятся возвращаться в наследственный «нефтяной халифат», где их ничего, кроме пыток, издевательств, надругательств и мучительной смерти, ожидать не может.

Несомненно, это понимают и посредники, с трудом поддерживающие видимость продолжения миротворческого процесса, – в противном случае в их предложениях и речи бы не было ни о каком референдуме. Но сегодня под угрозой оказался сам миротворческий процесс. И вина за это вновь лежит на Азербайджане, который осуществил кровопролитную апрельскую провокацию. Именно тогда, едва только стихли пушечные залпы после возобновленного под давлением Москвы перемирия, президент Серж Саргсян заявил, что любое масштабное возобновление военных действий приведет к официальному признанию Арменией Нагорно-Карабахской Республики. Через несколько дней соответствующий законопроект выдвинули оппозиционные депутаты – экс-премьер Грант Багратян и Заруи Постанджян. Правительство оперативно рассмотрело законопроект (ибо так полагается по закону) и, дав свое «добро», вернуло в парламент для обсуждений. Редко когда предложения оппозиционных парламентариев находят столь оперативный отклик со стороны исполнительной власти! И конечно же все это произвело эффект разорвавшейся бомбы, причем не только в Армении, но и далеко за ее пределами. Кремль устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова призвал Ереван к сдержанности и предостерег от «резких шагов». Глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что во время визита в Ереван армянская сторона заверила его, что не станет предпринимать действий, направленных на одностороннее определение статуса Арцаха. С аналогичным заявлением выступил и официальный представитель госдепартамента США Марк Тонер. После этого армянский МИД в лице министра Эдварда Налбандяна и его заместителя Шаварша Кочаряна многократно заверил, что к «резким шагам» в Ереване не склонны, что речи о сиюминутном признании НКР не идет, что признание будет зависеть от действий Баку, а переговоры продолжатся, но исключительно вокруг технических вопросов, включающих создание механизмов мониторинга нарушений перемирия. То есть фактически можно сказать, что армянская сторона сделала шаг по принуждению Азербайджана к миру, раз уж этого не делает международное сообщество. Ведь очевидно: признай Армения НКР, переговорный процесс потеряет всякий смысл, а в регионе, вполне вероятно, начнется самая полномасштабная война, которая моментально выйдет за пределы фронта в Карабахе. И тут уж ни России как союзнице Еревана по ОДКБ, имеющей к тому же с Арменией и двусторонний военно-политический договор, ни члену НАТО Турции, являющейся ближайшим союзником Азербайджана, остаться в стороне уже не удастся. Всей сети региональных транспортно-энергетических инфраструктур, включая стратегический нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (Турция), по которому каспийская нефть идет на Запад, будет нанесен невосполнимый ущерб.

Понятно, что подобный финал многолетней карабахской эпопеи никого на самом деле не устраивает. Однако в Армении и в Арцахе ширятся эмоциональные ряды сторонников признания НКР. В жаркой дискуссии по этому вопросу принял участие и первый президент республики, лидер оппозиционного «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян. В своей статье «К вопросу о признании независимости Карабаха», опубликованной на сайте ilur.am, он, в частности, однозначно утверждает, что международное сообщество рано или поздно признает независимость Карабаха. Этот вывод основан на том, что «мир в лице сопредседательства Минской группы ОБСЕ и лично президентов России, США и Франции уже признал право народа Карабаха на самоопределение путем референдума» и «всеобъемлющего урегулирования». Между тем, пишет Тер-Петросян, «всеобъемлющее урегулирование – это план, разработанный на основе Мадридских принципов сопредседателями Минской группы, в котором закреплено право народа Нагорного Карабаха на создание независимого государства». Отсюда вывод: Ереван не должен отклоняться от общей логики урегулирования, а напротив, конструктивно стремиться к достижению своей цели, ибо документ, обсуждаемый в рамках переговорного процесса, содержит необходимые правовые основы для достижения независимости НКР. «В этом плане считаю ценным, что власти Армении, с согласия руководства Карабаха, благоразумно избегли соблазна поддаться нерасчетливой инициативе ряда парламентариев. Одностороннее признание, если оно не подстраховано поддержкой международных организаций (ООН, ОБСЕ) или одной-двух сверхдержав, чревато непредсказуемыми и катастрофическими последствиями». В этом контексте автор приводит удавшиеся прецеденты суверенизации Эритреи, Восточного Тимора, Косово, Южного Судана, Абхазии, Южной Осетии, которые стали независимыми «исключительно благодаря такой поддержке». Поэтому, пока Армения лишена поддержки международных организаций или хотя бы одной сверхдержавы, нужно избегать «сумасшедшей идеи одностороннего признания независимости Карабаха». А для достижения успеха армянская дипломатия обязана также использовать активно разрабатываемую в последние десятилетия в международном праве т.н. доктрину «Отделение во имя спасения» (remedial secession). Суть ее состоит в том, что «когда какое-либо государство систематически попирает гражданские права этно-территориального меньшинства на расовой, национальной, религиозной почве и на почве ксенофобии, прибегает к насилию, угрожает истреблением или депортацией, то международное сообщество, считая более невозможным сожительство данных народов, обязано во имя сохранения существования данного меньшинства отделить занимаемую им территорию от данного государства»,– пишет Левон Тер-Петросян.

В этой связи первый президент вспоминает свое выступление на Лиссабонском саммите ОБСЕ 1996 г., где, в частности, он сказал, что в случае решения карабахской проблемы на основе предложенных Азербайджаном принципов над населением Нагорного Карабаха будет висеть постоянная угроза геноцида или насильственной депортации. «Опыт антиармянских погромов Сумгаита (1988 г., февраль), Кировабада (1988 г., ноябрь) и Баку (1990 г., январь), а также депортации населения 24 армянских сел Карабаха (1991 г., май – июнь) со всей очевидностью показывает, что Азербайджан, несмотря на все заверения, не может обеспечить гарантии безопасности населения Нагорного Карабаха. И единственная возможность избежать новой трагедии – уважать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение», – заявил тогда Левон Тер-Петросян. Важность применения доктрины «Отделение во имя спасения», особенно в сложившейся ситуации, настолько велика, что дипломатия армянской стороны не имеет права игнорировать ее, полагает первый президент республики.

Отметим, что описанные выше события в ходе четырехдневной войны полностью подтверждают предложения и выводы Левона Тер-Петросяна. Воистину официальное отделение от Азербайджана станет спасением для карабахских армян. И еще отметим, что новая доктрина первого армянского президента встретила полное понимание властей. Оппозиционера Тер-Петросяна активно поддержал председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, представитель правящей Республиканской партии Армении Ованнес Саакян. По его словам, доктрина «Отделение во имя спасения» является актуальной. «На нынешнем решающем этапе мы все должны объединить наши силы, чтобы актуализовать вопрос признания Нагорного Карабаха в рамках подобного подхода, а не сосредотачиваться лишь на вопросе одностороннего признания карабахской независимости»,– считает глава парламентской комиссии, явно выражая при этом позицию властей страны.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Интересно,кроме как укрениться у власти,есть ли у Алиева другая задача.Не говорю о таких понятиях как совесть и честь?
  2. капитуляция армении дело ближайшего времени
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты