№6 (281) июнь 2016 г

Россия поддерживает на Кавказе баланс, иначе все переговорные процессы провалятся

Просмотров: 2478

Уход Давутоглу

Когда Р.Т. Эрдоган после создания Партии справедливости и развития привел в свою команду Ахмета Давутоглу, профессора, специалиста по международным отношениям и мировой политике, он надеялся, что при смене партийного руководства и в период своего президентства Давутоглу будет ему удобен и послушен. В правительстве Эрдогана Давутоглу занимал пост министра иностранных дел, и Эрдоган рассчитывал на то, что он удовлетворится этим положением и не станет укреплять свои позиции. Передавать Давутоглу какие-либо полномочия Эрдоган не планировал и ставил главной целью постепенный переход от парламентской республики к президентской.

В начале карьеры Давутоглу не был популярен у населения, он не обладал харизмой Эрдогана и его ораторскими способностями, отличался косноязычием. Но как только он стал премьер-министром, все кардинально изменилось. Давутоглу стал говорить четче, понятнее. И с приближением последних выборов он становился все сильнее.

Именно Давутоглу провел итоговый митинг Партии справедливости и развития на последних выборах. Он продемонстрировал, что стал хорошим оратором, во время его речи население ликовало. В Конье, столице турецкого ислама, Давутоглу выступал с исламистскими лозунгами. Затем он провел митинг партии в Анкаре. По дороге его встречали с транспарантами и лозунгами, толпа ликовала. Эрдоган на митинге не присутствовал, но наблюдал за его ходом. Он, видимо, думал, что возросшая популярность Давутоглу – явление недолговечное, и исходил из того, что с помощью Давутоглу сможет выправить ситуацию, так как на предыдущих июньских выборах Партия справедливости и развития потеряла много голосов. Эрдоган решил не вмешиваться, и Давутоглу стал ключевой фигурой в предвыборной кампании, и на осенних выборах партия набрала большинство.

ПСР должна была стать «тараном» идеи Эрдогана по созданию президентской республики. Пока это не получается. Более того, при нынешнем раскладе сил в парламенте нужно проводить референдум, а это всегда непредсказуемый результат, тем более, что в турецком обществе отношение к идее установления президентской республики – 50 на 50. В связи с этим Эрдогану нужно большинство в парламенте и не нужен премьер-министр, который становится все популярнее и может составить конкуренцию. Тем более, что премьер-министр Давутоглу всегда действовал сугубо в соответствии с Конституцией и в противовес Эрдогану, который считает, что Конституцию надо менять. Эрдоган всегда не очень позитивно относился к решениям любого суда и недавно заявил, что Конституционный суд не может часто ошибаться, и если он ошибется еще раз, то зачем он вообще нужен.

Уходит ли Давутоглу по своему желанию, или он поссорился с Эрдоганом, или у него имеются свои собственные планы? Это и есть ключевой вопрос. Наиболее вероятный ответ на него, думается, кроется в намерении Давутоглу реализовать тот самый проект Новой Турции (как его называли во время предвыборной кампании ПСР) – Турции с сильной президентской властью, возможно, с совмещением в одном посту и президента, и главы правящей партии, и премьер-министра.

Новая Турция

Проект Новой Турции имеет две стороны. Первая – внутренняя, то есть централизация власти вплоть до совмещения должностей президента, председателя правящей партии и премьер-министра. Вторая – это внешняя политика: Новая Турция на международной арене – это держава, которая входит в список мировых и определяет судьбы мира. Данная идея отражена в лозунге Эрдогана «Мир больше пяти» – имеется в виду больше пяти членов Совета Безопасности ООН. Раньше нынешний президент предлагал расширить состав СБ, а недавно заявил, что необходимо убрать принцип «постоянства» вообще, тем самым бросив вызов не только всей международной системе, но и наиболее сильным ее игрокам – США и России. Американцы, будь эта инициатива направлена лишь против России, не противились бы, но вызов брошен и им тоже.

Запад в последнее время все больше делал ставку на Давутоглу. Меркель и Туск, приехав в Турцию, встречались именно с ним, а не с Эрдоганом. Действия западных лидеров были направлены в сторону именно Давутоглу, а не Эрдогана. Несомненно, во внешней политике наиболее активным и сильным с точки зрения прогнозирования был Давутоглу, в отличие от крайне прямолинейного Эрдогана.

Давутоглу мыслит более широко и понимает, что Турция – исламская страна, но Турция – это и Европа, и он пытался активно с ней взаимодействовать. Все достижения Турции в переговорном процессе с Европой в большей степени связаны с Давутоглу, не с Эрдоганом. При этом на Давутоглу сильное влияние оказали события на постсоветском пространстве, в частности воссоединение Крыма с Россией. На последнем саммите Организации исламского сотрудничества Давутоглу призвал бороться за исламскую идентичность, за единый исламский мир и за освобождение «оккупированных земель», в числе которых он назвал Палестину, отдельно выделил Карабах и Крым.

Расклад сил

В каких условиях проходили бы новые выборы в Турции сегодня? В условиях запугивания любой оппозиции, подавления любых оппозиционных взглядов. Журналистов бросают за решетку. Партия справедливости и развития активно лоббирует вопрос снятия неприкосновенности с депутатов. Так, если неприкосновенности будут лишены депутаты от Демократической партии народов, которую возглавляет Демирташ, а он курд, неизвестно, чем это закончится. Если уйдет Демирташ, очень харизматичный, активный, непонятно, что будет с партией в целом: в Турции партия – это в первую очередь ее руководитель.

Националистическая партия находится в кризисе. Все больше ее сторонников уходят в ряды правящей партии. В том числе по этой причине даже собирается экстренный съезд, и будут выборы нового председателя, но и это может не исправить положение.

Следует учитывать и тот факт, что многие светские турки начинают поддерживать Партию справедливости и развития, потому что она ведет их в Европейский союз.

Таким образом, если выборы пройдут сегодня, ПСР наберет намного больше голосов, и парламент может стать двухпартийным, в котором будут представлены Партия справедливости и развития и Народно-республиканская партия. Это без труда позволит Эрдогану принять новую Конституцию. Возможно, имея это в виду, Давутоглу и уходит в отставку.

Россия

Турецкая политика по расширению своего влияния за рубежом – неоосманская политика – продолжает активно реализовываться. Турция и в перспективе будет придерживаться этой агрессивной линии во внешней политике.

Вопрос в том, насколько Запад этого захочет. У России на данном этапе нет, к сожалению, ресурсов влияния на оппозиционные партии, над этим следует работать. Если США и Западная Европа закроют глаза на то, что происходит сегодня в Турции, то она продолжит усиливаться. И самое опасное, что она будет становиться все более агрессивной.

В связи с предстоящими выборами США пока не до Турции. Если говорить о позиции возможных кандидатов на пост президента США, Хиллари Клинтон самым активным образом поддерживала Давутоглу и была против усиления Эрдогана. Дональд Трамп пока на эту тему не высказывался. Западная Европа погружена в миграционный кризис, и турецкое руководство обещало ей спасение от беженцев. В таких условиях Западная Европа вряд ли будет вмешиваться в дела Турции.

Получается, что у Турции развязаны руки, но не настолько, насколько бы ей хотелось. Россия не простит Турции гибель своего пилота.

Внутренний кризис, который сегодня переживает Турция, может иметь два последствия. Первое – еще большее усиление Эрдогана и его команды, второе – усиление центробежных тенденций, рост радикализации. На юго-востоке Турции происходят масштабные столкновения, и они могут перекинуться на другие области. Ситуация с безопасностью в стране крайне негативная. Растет страх, и турецкое руководство сознательно запугивает население.

Если Турция продолжит развиваться таким же образом, то, как правильно отметила Мария Захарова, последствия для нее будут такими же, как и для Османской империи. У России есть две позиции в отношении Турции – России не нужна агрессивная Турция под боком, Турция нужна стабильная и дружественная. Для достижения этого России необходимо приступить к разработке собственной стратегии даже в отношении самых радикальных партий. Мы же до недавнего времени взаимодействовали исключительно с правящей Партией справедливости и развития. А надо было работать со всеми для того, чтобы иметь рычаги воздействия. Тогда мы сможем получить стабильную дружественную Турцию под боком.

Азербайджан

Все последние годы Турция проводила активную внешнюю политику в сопредельных регионах, пытаясь изменить там ситуацию в соответствии со своими интересами, навести у соседей такой порядок, который бы хотела. Где-то это удавалось, где-то нет. Так, Турции хотелось «навести порядок» в Сирии, но не получилось. И Турция стала «перекидывать» зону нестабильности на Европу. Но самое опасное, если эта зона перекинется на Кавказ, что постепенно происходит.

Для Азербайджана Турция играет роль заступника и старшего брата. Примечательно, что военные действия в Нагорном Карабахе начались после визита Ильхама Алиева в Турцию и на саммит в США. Турция постепенно сближается с той частью азербайджанской элиты, которая достаточно косо смотрит на Алиева и настроена более националистически, чем президент. В свое время часть этой элиты уехала в Турцию после ухода Эльчибея и хотела бы вернуться обратно в Азербайджан. Турция активно работает в Азербайджане через некоммерческие организации, различные частные фонды, осуществляет крупные инвестиции в страну.

Политика «Два государства – одна нация», провозглашенная и турецким, и азербайджанским руководством, выражается во всем. Как только начался вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, Турция моментально заявила, что она на стороне Азербайджана, и стала выступать с заявлениями агрессивного характера. Турция поставляет в Азербайджан сверхновое вооружение – вертолеты «Атак» и многие другие виды оружия. И таким образом последовательно проводит линию на расширение своего влияния. Кстати, Грузия также в значительной степени находится сегодня под влиянием Турции.

Вместе с тем, Азербайджан при президенте Алиеве – не самый безнадежный переговорщик. Другие силы в стране – это либо ярые националисты, либо открытые сторонники объединения с Турцией. Немаловажно и то, что Алиев говорит по-русски. В стране многие косо смотрят на президента. И для него в условиях экономического кризиса, с которым страна столкнулась, было необходимо продемонстрировать свою агрессивность и сплотить вокруг себя население. Эта линия скопирована с турецкой, когда в условиях внутриполитического кризиса Турции вела себя агрессивно в отношении Сирии.

Вместе с тем, Алиев проводит в отношении Турции и свою собственную политику, он поддерживает, похоже, турецкую идею взаимодействия с крымскими сепаратистами, в частности с Джемилевым, которого турки называют Кырымоглу («сын Крыма»). Встреча Алиева с Джемилевым в рамках саммита Организации исламского сотрудничества показала единство Алиева и Эрдогана в этом вопросе. Кстати, Джемилева на ней принимали почти как лидера самостоятельного государства.

Россия смотрит на это сугубо негативно. Она поддерживает на Кавказе баланс, в противном случае все переговорные процессы провалятся. И Россия понимает, что переговорный процесс необходимо ускорить. Новое поколение, которое придет во власть в Азербайджане, да и в Армении тоже, будет мыслить уже по-другому, переговорный процесс может быть сведен на нет, что приведет к новой войне, в которую будут втянуты уже не только Армения и Азербайджан. Естественно, в этих условиях Россия сделает четкий и прозрачный выбор. Но это тот сценарий, который бы не хотелось России видеть.

Россия будет предпринимать активнейшие попытки для разрешения этого конфликта с учетом интересов обеих сторон. Этого возможно достигнуть путем возвращения Арменией 5 земель буферной зоны Азербайджану при условии гарантии с его стороны независимости Нагорного Карабаха. Если сегодня этот исторический шанс в плане нормализации обстановки не будет использован, то с течением времени и в очень краткосрочной перспективе мы можем столкнуться с большой войной. И усилий отдельных людей, в том числе Сергея Лаврова, может быть категорически недостаточно.

Для США любое разжигание конфликта на постсоветской территории – большой бонус воздействия на Россию. Соответственно Турция в данной ситуации через Азербайджан играет роль правой руки США, что она делала на протяжении ХХ века. Что мы видим в результате? Украина «зажжена», в Балтии кричат о российской оккупации, президент Беларуси Лукашенко едет в Турцию и восхваляет Эрдогана. И если запылают Кавказ и Центральная Азия, тогда, с точки зрения американцев, Россия будет окружена зоной нестабильности. Поэтому Запад поощряет агрессивную политику Турции, вновь прибегая к политике умиротворения, и в этом его исторический просчет.

Продажа вооружений

Говоря о продаже вооружений Азербайджану Россией, нужно учитывать два фактора. Первый – Россия не хочет, не может и не должна терять в Азербайджане то влияние, которое у нее осталось. Крайне важно сегодня, в том числе и для самой Армении, сохранить его. И все рычаги – политические, военные, дипломатические, экономические – должны быть брошены на то, чтобы нейтрализовать влияние Турции. Если Россия не будет поставлять вооружения Азербайджану, это сделает Турция, которая за последние годы разработала свои системы залпового огня. Надо предпринять все шаги, чтобы стороны конфликта не возобновляли боевых действий. И успех России будет в том, если она сможет этот процесс возглавить и реализовать.

Отдельная тема – награждение в Азербайджане солдат, глумившихся над телами своих противников. Ведя боевые действия, ты убиваешь врага, но это совершенно не значит, что можно глумиться над ним. Когда был сбит российский самолет, туркоманы также глумились над убитым летчиком. Это недопустимо и свидетельствует о крайнем радикализме взглядов. Награждать людей с таким радикализмом нельзя, потому что это будет провоцировать на подобные действия других.

В комментариях азербайджанских коллег в последнее время по этой теме возникла правильная точка зрения, что, если такие действия со стороны военных Азербайджана имели место, необходимо расследование на международном уровне. И по итогам расследования должно быть принято соответствующее решение о преступлении против человечности, если оно имело место быть. Необходимо инициировать такое расследование, и Армения может обратиться с такой заявкой в соответствующие международные органы.

Владимир Аватков, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты